Методические рекомендации. Представление передового педагогического опыта
Представление передового педагогического опыта
Методические рекомендации
Педагогический опыт - целостная характеристика практики решения учителем педагогических задач и проблем, в которой отражаются устойчивые закономерности; способы, условия и личностные предпосылки получения тех или иных результатов.
Что такое передовой педагогический опыт? Это опыт, который направлен на решение актуальных задач образовательного учреждения, обеспечение высоких и стойких результатов обучения, воспитания и развития школьников. Он достигается рациональными путями и доступен для других педагогов.
Цели и задачи обобщения опыта работы
o Популяризация педагогического опыта через расширение информационной среды.
o Результаты обобщения педагогического опыта учителя –это готовый материал для прохождения аттестации на квалификационную категорию или для представления его к поощрению.
o Организация обобщения передового педагогического опыта с учетом современных научных исследований в педагогике и психологии.
Обобщение педагогического опыта - это
o анализ и синтез информации, полученной в результате педагогического опыта;
o классификация приемов, методов работы;
o выделение основного, главного;
o выявления особенностей и новизны в изучаемом опыте;
o выражение основных результатов изучения в форме описания или устного сообщения, презентации;
Основные принципы работы по обобщению опыта.
o Добровольность участия автора в обобщении опыта.
o Гласность и открытость обобщения.
Передовой педагогический опыт – это активное освоение и реализация педагогом в практике законов и принципов педагогики с учётом конкретных условий, особенностей детей, детского коллектива и собственной личности; передовой опыт характеризуется тем, что педагог получает лучшие результаты за счёт усовершенствования имеющихся средств, оптимальной организации педагогического процесса.
Критерии обобщения педагогического опыта:
o Высокая результативность в формировании знаний, умений, навыков
o Высокая результативность в формировании уровня воспитанности, в развитии учащихся
o Творческая новизна опыта, новаторские начинания педагога
o Актуальность темы опыта, перспективность
o Научная обоснованность
o Рациональность оригинальных методик для достижения высоких результатов
Требования к передовому педагогическому опыту.
o Опыт должен быть направлен на решение актуальных задач образовательного учреждения, т.е. быть положительным результатом решения проблем данного учреждения.
o Опыт должен обеспечить высокие и стабильные результаты обучения, воспитания и развития детей.
o Опыт должен основываться на определенных педагогических закономерностях, на научной идее с целью возможности внедрения,
использования другими педагогами, образовательными учреждениями.
o Опыт, рекомендуемый для публикации рецензируется:
-курирующим образовательное учреждение специалистом отдела
образования, профильным методистом, руководителем районного (школьного) МО, методическим советом школы ( района).
Виды обобщения опыта
o Индивидуальный (опыт отдельного педагога).
o Опыт творческой группы.
o Опыт МО.
o Коллективный (опыт работы образовательного учреждения).
Что может быть опытом?
o Алгоритмы учебных действий по предмету
o Технологии урока или элементы технологий
o Авторская программа (предмета, курса по выбору, элективного курса, факультативных курсов, спецкурсов, индивидуальных образовательных программ, воспитательная)
o Система методических приемов (например, набор упражнений по развитию техники чтения, усиления математической подготовки учащихся и др.)
o Эффективная оценка знаний,
o Эффективная система мотивации к обучению учащихся
o Эффективные средства обучения
o Другие формы
Формы обобщения педагогического опыта.
o Творческий, индивидуальный проект.
o Публикации.
o Мастер-класс
o Школа передового педагогического опыта
o Проблемный круглый стол по теме опыта или пресс- конференция
o Методический альбом
o Другие формы.
Технология обобщения.
o Аналитическое описание любой из форм .
o Выступления на МО, семинарах, конференциях различных уровней.
o Представление наглядно оформленных материалов.
Формы защиты опыта.
o Публичная защита опыта.
o Участие в смотре педагогического мастерства и методической выставке.
o Участие в городских профессиональных конкурсах.
o Другие формы
Обобщению и описанию педагогического опыта подлежит система или отдельные компоненты работы учителя, которые дают положительные результаты
Говоря о методах обучения, совершенно недостаточно перечислить их. Важно сказать, что нового в их использовании принесли вы, как эти методы работают на уроках.
Описание опыта работы – процесс достаточно сложный:
o требующий глубоких знаний педагогики и психологии,
o знаний в области научных исследований педагогических технологий как новых, так и использовавшихся ранее,
o а также умения выявлять степень новизны своего опыта.
Заметим, что работа по анализу своего опыта по праву считается одной из наиболее эффективных форм повышения квалификации
Методические рекомендации