Для начинающих педагогов танцевальной дисциплины «хип-хоп» (методика преподавания)
Рассмотрим общий порядок работы педагога с группой, обучаемой танцевальным направлениям группы, танцевальной дисциплины «Хип-хоп».
На первом (или нескольких первых) занятиях учащимся нужно рассказать о том, что такое хип-хоп
Хип-хоп – это одновременно и танец, и группа танцев. Такое название носит и сам танец хип-хоп, и группа танцевальных направлений, созданных на основе его техники и хореографии. К ним относятся:
- RaggaDancehall (раггадэнсхол) или RaggaJam (раггаджэм) – или просто рагга. Это танцевальное направление, созданное как микс (созданная путем смешивания) техники и хореографии собственно хип-хопа и каких-то условно «ямайских танцев» - элементов других танцевальных направлений;
- House (хаус) – своеобразное танцевальное направление, полностью построенное на технике хип-хопа со своим, характерным шагом;
- R’n’B (арэнби) – танец, полностью построенный на технике хип-хопа, отличающийся только хореографией (собственно манерой исполнения, танцуется под соответствующую музыку – есть музыкальной стиль с таким же названием);
- Popping (папинг) – это группа танцевальных стилей, объединенных и развиваемых в настоящее время под одним названием. К ним относится ряд своеобразных для танцевания стилей – например, брейкданс (нередко в настоящее называемый танцорами breaking - «брейкинг» или b-boying - «бибоинг»; может исполняться на полу – на руке, например, и тогда это условно называемый «нижний брейкинг»; может исполняться стоя – тогда это «верхний брейк» или «верхний брейкинг»). К этой же группке относится уэвинг, дабстеп (последний и является брейкингом как таковым, но вдруг стал развиваться под таким вот, совершенно новым для всех названием) – и еще ряд стилей. Их определили сами танцоры, но все они имеют общую базу – при их танцевании исполняются элементы хип-хопа, но в разной манере (либо через фиксированные точки, как в брейкинге, или при использовании большого количестве волнообразных движений, как в уэйвинге). Особенностью этой группы стилей является то, что для создания полноценного с точки зрения общей хореографии танца необходимо чередовать специфические для данного стиля элементы с общими танцевальными элементами дисциплины «Хип-хоп» - в противном случае будет получаться акробатическое, а не танцевальное выступление. А элементы этих стилей очень обогащают хореографию танцевания собственно хип-хопа. Именно это является основной тенденцией на современном этапе развития направлений и стилей данной группы.
Чтобы научиться качественно танцевать любой из перечисленных танцев на первом этапе обучения нужно обязательно – ОБЯЗАТЕЛЬНО! – научиться танцевать базовый хип-хоп, освоить базовую технику любого из рассмотренных выше танцевальных направлений и стилей.
Можно начать обучение и в другом порядке, но в таком случае вы лишите своих учеников возможности профессионального роста – развившись до определенного уровня (а именно не слишком высокого порядка танцоров уровня «продолжающие») они перестанут развиваться дальше, и виной этому будет незнание базовой техники изучаемого ими танцевального направления. При неправильной постановке ноги, корпуса, плеча, некорректной работе рук невозможно развивать хореографию собственного танцевания – в результате они никогда не станут профессиональными танцорами!
Рассмотрим порядок работы с группой, решившей начать обучение танцу именно с хип-хопа (или ранее не посещавших каких-либо серьезных занятий – по определенной программе классического танцевального обучения).
Готовясь к занятиям с такой группкой целесообразно подобрать хорошую музыку – достаточно музыкальную, но с простым ритмом. Это поможет ребятам быстрее освоить не только технику, но и хореографию данного танца, создаст базу для дальнейшего развития в области танцев – ведь никто не запрещает начинать учиться танцевать с танцев клубных, такое начало не исключает для них возможности в дальнейшем стать танцорами профессиональными!
То есть музыка должна быть достаточно простой (не стоит, например, сразу брать для занятий с начинающими учениками музыку стиля раггадэнсхол) и вполне симпатичной – современной, нравиться учащимся. Хорошо подобрать музыки достаточно, чтобы время от времени менять композиции.
Начиная первый урок, стоит рассказать, что хип-хоп это группа танцевальных направлений, основанных на одной танцевальной технике, что в дальнейшем у них будет возможность ознакомиться со всеми ними. Условно все эти танцы называются «street dance» (уличные танцы), что это отдельная группка танцев. А еще есть танцы клубные (основанные на технике джазового танца, джаз-фанк), танцы классические (например, всем знакомый балет), латиноамериканские танцы, ряд специфических танцевальных направлений – таких как индийские танцы, беллиданс и прочие.
На первых уроках вы освоите со своими учениками основные, базовые шаги и элементы, на которых строится данный танец – хип-хоп и все его направления.
Начинать урок стоит с разминки.
Урок должен начинаться с разминки, которая позволит подготовить все мышцы и связки к основной части занятия. Она должна занимать от 5 до 15 минут и (обязательно!) исключать любые возможности получить травму (даже если это «всего лишь» постоянные микротравмы – что, к сожалению, нередко является нормой для работы многих педагогов).
Во время разминки следует плавно и мягко разогреть все основные группы мышц – ногу/ноги, мышцы, определяющие работы бедра, спину, руки, шею. Недопустимо во время разминки начинать отработку основных танцевальных элементов – это следует делать уже после разминки; возможно также и в ходе основной части урока.
Разминка может быть как мягко-танцевальной, так и в виде простых физических упражнений, выполняемых с музыкальным сопровождением. Возможно также чередовать эти разновидности разминки.
Также во время разминки на первых уроках и в дальнейшем целесообразно напоминать своим ученикам о том, что для хорошего танцевания В ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПОРЯДКЕ необходима хорошая физическая подготовка. В частности, для качественного танцевания хип-хопа обязательно нужны развитые ножки и спинки. Поэтому если ваши учащиеся уже взрослые люди, то можно рекомендовать им посещение фитнес-клуба, дополнительные условно называемее «силовые нагрузки» (а танцевание – это нагрузки «аэробные»; по поводу такого разделения существуют различные точки зрения, поэтому написано в кавычках J). Их в определенной мере можно заменить выполнение определенных упражнений дома (приседания, наклоны, бег и другие). Если же ваша аудитория – детки, то целесообразно выполнять эти упражнения во время урока и попросить их делать их же и дома.
Если сочтете целесообразным, то выполнение упражнений для общего физического развития можете перенести на завершающий этап вашего урока. Это должно зависеть от интенсивности занятия, степени усталости детей на уроке
Вторым этапом урока как раз может стать работа по повторению основных движений (еще не собственно танцевальных элементов, а именно движений, основных линий работы ноги, бедра, корпуса, рук, шеи). Именно эту часть многие педагоги и считают разминкой – в результате ученики получают постоянные травмы, что сказывается на их самочувствии.
Задача этого этапа – развитие специальных танцевальных навыков учеников. Его длительность также может составлять от 5 до 15 минут. Эта часть урока уже может проводиться именно под танцевальную музыку и под счет – в полтемпа или в полном темпе. Здесь целесообразно выполнять следующие упражнения/движения:
1. Для развития корпуса (сдвиг верхней части корпуса по условной «линии диафрагмы» - также влево-вправо, вперед-назад, выполнение кругов – сначала по точкам, затем слитно; можно поделать скруты корпуса.
2. Для развития плеча/плеч (подъемы/опущения плеч – отдельно от корпуса и с диафрагмой, круги плечами – развитие плеча также принципиально важно.
3. Для развития руки/рук (поднятия-опущения рук и отведение их в сторону через круг.
4. Для развития шеи (опущение головы при опущенном вниз плечике вправо-влево, вперед назад, полукруг и круги; исполняться должны сначала плавно и аккуратно, затем возможно под музыку, уже как танцевальный элемент!).
5. На развитие стопы (например, поднятие на носок и передвижение таким образом – на невысоком, среднем, высоком «полупальце», носке; стоя в средней стойке (ноги чуть шире плеч) поднятие на носок каждой ноги по очереди с переносом на нее веса тела; тоже самое, с «заворотом» колена внутрь, к другой ноге и другие упражнения, способствующие развитию техники – в качестве таких упражнений можно брать простые танцевальные элементы из изучаемых связок).
6. На развитие бедра (стоя на чуть мягком колене/коленях движение бедрами вправо-влево, вперед-назад (при этом бедро «доводим» коленом – для того они чуть мягкие, не «вытянутые» и есть! :) ); при подготовке начинающих танцоров следует следить, чтобы движение выполнялось именно бедром, а не всем корпусом от диафрагмы или даже от плеча; выполнение круга «по точкам», слитного круга – развиваем бедра!).
Выполнение данных упражнений будет способствовать выработке правильных танцевальных линий и позировок.
Данная часть урока является важным этапом, поскольку способствует выработке правильной, корректной танцевальной техники. Выполняться эти разминочные элементы могут уже как элементы танцевальными – каковыми они нередко и являются (например, движение плечом/плечами вверх-вниз, круги корпусом по линии диафрагмы и пр.).
Стоит время от времени проговаривать учащимся, что работа над техникой – важнейшая часть подготовки танцора любого стиля!
Основная часть урока может включать в себя разучивание танцевальных связок и работу собственно над хореографией.
Мы рассматриваем вариант работы с начинающими учениками (начинающий ученик и начинающий танцор – это два разных понятия, не стоит их путать J). Поэтому нужно взять небольшие танцевальные связочки – составить любые простые и логичные цепочки танцевальных элементов, выполнение которых будет посильно для ваших учеников.
Отдельно отметим, что посильность любого задания – важный принцип преподавания в области хореографии и педагогики в целом!!!
Ученики должны видеть свои успехи – в этом им нужно помогать, помогать постоянно! Успешными станут лишь танцоры, способные себя критично оценивать, а такие ученики обычно свои успехи занижают – поэтому не уставайте им проговаривать об этих успехах! (а обычно они бывают, и чаще очень и очень немало!!!).
Поэтому возьмем простую связочку – на 4-8 восьмерочек – и будем неторопясь ее разучивать!!! На примере этой связочки вы разберете еще раз технику, поработаете над хореографией!!!
Здесь следует обратить внимание на психологический климат группы ваших учеников. Все их число на данном этапе начнет делиться на две группы:
1) ученики, терпеливо отрабатывающие вместе с вами изучаемые элементы и связочки (и не только терпеливо – это радостный для многих учащихся труд, он приносит и будет приносить прекрасные результаты!!!);
2) ученики, не способные трудиться, не способные терпеливо изучать преподаваемый предмет.
И, как следует из практики, постепенно начнет нарастать противостояние этих двух групп (что происходит в абсолютно любом танцевальном коллективе!). Поэтому с первых дней необходимо уделять внимание общению учеников друг с другом, а возможно даже и создавать условия для выбытия из коллектива учеников второй группы (поверьте, большой потерей для ваших учащихся, их успехов это не станет! Сфера культуры от отсутствия таких танцоров не страдала никогда! ;) ).
Своевременно начатая работа в данном направлении во многом облегчит ваш труд в дальнейшем! (а в противном случае вы и ваши ученики надолго увязнете в дрязгах – и особую актуальность это приобретает на этапе подготовки к конкурсным мероприятиям! А потом вы будете с удивлением наблюдать, как не самая лучшая часть вашего коллектива вдруг начинает побеждать, а лучших учеников будут, как водится, засуживать ))) – давайте же постараемся вовремя начинать работу над данной проблемкой! ;) ).
Первые связочки для группы, изучающей хип-хоп, конечно же будут строиться на различных шагах!
Поэтому, начиная основную часть самого первого урока следует рассказать учащимся о базовом шаге всех (всех до одного) танцев, строящихся на технике хип-хопа!!!
Это шажочек на мягкой ножке с акцентиком на каждом-каждом шажочке вниз, вниз и вниз (и показать этот шаг!). При этом линии должны быть определены по правилам классического танца, который является буквально «азбукой» абсолютно любого из существующих в настоящее время танцев! То есть корпус при этом должен «опираться» на ножку определенным образом – при приседании, акцентировании шагов вниз поясничка не должна выходить за уровень пяточек, а сам корпус не должен быть горбатым. Мягко подвижными остаются плечи – и над ними вы поработаете на следующих урочках! (при этом плечики спокойно опущены вниз, к ушкам их не тянем J).
Заодно можно сразу же привести примеры ошибочного танцевания (их множество – отпячивание «пятой точки», танцевание на прямых ножках и пр. – все мы эти примеры видим в неограниченном количестве, причем преимущественно в исполнении женщин- танцоров! ))) ).
То есть первые урочки следует особое внимание уделить именно шагу – снова и снова повторять и объяснять. При этом, для разнообразия хотя бы, рассмотреть простой шаг («шагание» из исходного положения), простой шаг в сторону, приставной шажок, скрестные шажочки и др.). И на базе этого шага можно уже создавать и разучивать простейшие танцевальные связочки! Их изучение будет служить хорошим стимулом для развития ваших учеников – они должны увидеть, что научиться танцевать ВОЗМОЖНО (что важно особенно для учащихся старше 15-ти лет; а чем старше ваши ученики, тем больше у них подобных сомнений! А в 40 они уже считают, что все их танцевальные возможности остались «в далекой молодости»). При правильной постановке обучения успехи у учащихся будут уже с самых первых уроков! У них уже будет получаться потихонечку танцевать, а это очень, ОЧЕНЬ важно!!!!!
Продолжая осваивать первую танцевальную связочку, в течение всех последующих урочков продолжаем работать на техникой шага – обращаем внимание учащихся на то, что ножка должна быть мягкой и пластичной, а стопочка – не мягкой и безвольной, она должна также работать при каждом шаге – ею, носочком мы отталкиваемся при поднятии ножки вверх! Важно, чтобы акцентик на шаг шел именно вниз – первые несколько десятков уроков у большинства учеников акценты будут получаться именно вверх (так учатся все и всегда J). Через несколько урочков уже можно обратить внимание учеников на то, что сравнительно мягко работает и бедро (бедро как часть корпуса и связанная с ним часть ножки с тем же название J) – оно не жестко «привязано» к корпусу, не четко зафиксировано, а может чуть идти вместе с ножкой на шаг (чуть в сторону чуть вперед); при этом сам корпус за ножкой не тянется, поскольку техника хип-хопа в целом построена на принципе изоляции (то есть отдельная работа ножки, отдельно работа корпусика и так далее!).
Каждый ваш урочек – это не создание каждый раз чего-то принципиально нового! Это терпеливое повторение, повторение и закрепление, повторение и совершенствование уже пройденного, уже изученного материала. Это нужно иметь в виду и педагогам, и ученикам – и соответственно относиться к данному факту терпимо, ведь работа эта радостная!!! Она приносит великолепные результаты! А танец, танцевание – уже само по себе счастье! J Даже если пока получается пусть неидеально J Вы уже танцуете!!!
Поэтому занимаясь с начинающими не стремитесь выдать им сразу много учебного материала. Половину первых урочков пусть займут развивающие элементы (так называемая вторая часть разминки – развивайте ножки, корпус, плечи, руки и др., постепенно переходя на танцевальные элементы и собственно танцевание). На каждом уроке целесообразно изучать не более одной восьмерочки танца – сначала и это будет для ваших учеников немалой нагрузкой. Ведь каждый элемент этой восьмерочки нужно понять и отработать, а педагогу – набраться терпения и много раз объяснить каждый из этих элементов!
Важно изучать танцевальную связочку сразу же на счет – то есть обращая внимание учащихся на то, что исполнение каждого элемента, даже самого небольшого движения соответствует определенному счету. Так в а дальнейшем вы сможете прийти к качественному танцеванию, разовьется не только хорошая техника, но и собственно хореография в танцевании – способность «укладывать» свой танец в рамки, задаваемые музыкой, создавать единую с ней композицию – собственно Танец!!! (а искусство танца в том и состоит – это ведь не просто соединение некого набора танцевальных движений и каких-то звуков! Классным танцором можно стать лишь научившись соединять пластику, то есть движение с музыкой!!! Отсутствие именно этих навыков в настоящее время является проблемой в дальнейшем развитии многих уже очень неплохих танцоров, они десятилетиями не могут прийти к этому уровню! – и это не всегда бездари и неучи J). А чтобы научиться передавать динамику, задаваемую музыкой, нужно уметь эту музыку услышать – и научиться «считать» своей танец!;)
J J J J J J