Мотивация как фактор учебной деятельности студентов
Перетягина Е.В., преподаватель
ЧПОУ ТОСПО «Тюменский колледж экономики,
управления и права»
Личностные качества человека формируются под влиянием окружающего его общества. В современном мире технического прогресса студенты средних профессиональных учебных заведений испытывают постоянную информационную перегрузку. Каждый день студент получает колоссальный объем информации, в памяти же сохраняется только нужная, интересная для него. Перед современным образованием встает вопрос формирования мотивации учащегося к учению.
Отсутствие мотивации к учебе – одна из основных причин неудач на занятии. Мотивация – процессы, определяющие движение по направлению – к поставленной цели, а так же факторы (внешние и внутренние), которые влияют на активность или пассивность поведения. Действия человека исходят из определенных мотивов и направлены на определенные цели.
Мотив– это то, что побуждает человека к действию. Не зная мотивов, нельзя понять, почему человек стремится к одной, а не другой цели, нельзя, следовательно, понять подлинный смысл его действий.
Учебная мотивация определяется целым рядом специфических для этой деятельности факторов:
- во- первых, - самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность;
- во- вторых, - организацией образовательного процесса;
- в-третьих, - субъектными особенностями студента (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка);
- в-четвертых, - субъектными особенностями педагога и, прежде всего системой отношения его к студенту, к делу;
- в-пятых, - спецификой учебного предмета.
Мотивациявыполняет несколько функций:побуждает поведение, направляет и организует его, придает ему личностный смысл и значимость. Наличие нескольких функций мотивации показывает, что мотивация не только предшествует поведению, но и постоянно присутствует на всех его этапах, во всех его звеньях. Единство этих трех функций обеспечивает регулирующую роль мотивации в поведении. Причем третья – «смыслообразующая» функция специфически человеческая и имеет центральное значение для характера мотивационной сферы. От того, какой смысл имеет учебная деятельность для данного конкретного студента, зависят проявления и других функций: побуждающей и направляющей. А это, в свою очередь, означает, что и побудительная сила мотивов учения (выраженность, интенсивность, длительность, устойчивость, эмоциональная окраска), и их роль в реальной организации учебной деятельности зависят, прежде всего, от сформированности смыслообразующей функции мотивации учения.
Познавательный интересв самом общем определении можно назвать избирательной направленностью человека на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующей психические процессы, деятельность человека, его познавательные возможности. Имея особую сопряженность с фундаментальной деятельностью обучающих и обучающихся (обучением и учением), познавательный интерес выступает в учебном процессе в своих разнообразных проявлениях (модификациях).
Познавательный интерес как средство обучения. Познавательный интерес – явление многозначное, поэтому на процессы обучения и воспитания он может влиять различными своими сторонами. В педагогической практике познавательный интерес рассматривают часто лишь как внешний стимул этих процессов, как средство активизации познавательной деятельности учащихся, эффективный инструмент преподавателя, позволяющий ему сделать процесс обучения привлекательным, выделять в обучении именно те аспекты, которые могут привлечь к себе непроизвольное внимание студентов, заставят активизировать их мышление. «Смертный грех учителя – быть скучным» (Гербарт). Этот афоризм часто определяет понимание преподавателем места познавательного интереса в обучении, который рассматривается им как инструмент оживления учебного процесса.
Познавательный интерес как мотив учебной деятельности.Познавательный интерес – это сильный мотив учения, который, черпая из внешнего мира для себя «строительный материал», постепенно генерализуясь в сходных ситуациях, становится устойчивым образованием самой личности, мощной побудительной силой ее и отдельных действий. Познавательный интерес всегда имеет свой предмет, в нем отчетливо выражена направленность на определенную предметную область, к более глубокому познанию которой студент стремится. Для образования мотивов недостаточно внешних воздействий. Мотивы должны опираться на потребности самой личности. Лишь то, что для самой личности представляет необходимость, ценность, значительность, закрепляется и утверждается в мотиве. Познавательный интерес становится ценнейшим мотивом познавательной деятельности, если учащийся проявляет готовность, стремление совершенствовать свою познавательную деятельность, свое учение. Как мотив учения познавательный интерес имеет ряд преимуществ перед другими мотивами, которые могут существовать вместе и наряду с ним (коллективные, профессиональные, широкие социальные мотивы). За последнее время, однако, появился еще один ракурс рассмотрения зависимости интереса к учению от мотивации. Эта новая попытка найти механизмы учения учащихся основана на том, что мотивационная сфера является стержневой в личности: она обусловливает стиль поведения и эффективность деятельности. Анализ мотивации позволяет с большей определенностью судить о личности. Это лишний раз подтверждает, что мотивация создает основу направленности личности.
Проблема мотивациив средних профессиональных учебных заведениях является очень актуальной. С развитием науки и техники развивается и сам человек, растут его потребности, меняются взгляды. В связи с этим постоянно совершенствуются учебные программы и пособия, идет непрерывная разработка методов и приемов, разработка оснащенности учебного процесса. Мотивационная активность играет большую роль в формировании личностных качеств студента. Постоянно функционирующий в деятельности студента познавательный интерес, взаимодействуя с мотивами, устойчивыми способами поведения, все больше и больше закрепляясь, становится устойчивой чертой характера человека, его личности. Процесс формирования мотивации к учению сложен и продолжителен. Изучением его занимались многие отечественные и зарубежные ученые. Это обширная сфера, которая требует постоянного изучения и совершенствования.
Список литературы:
1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности.- М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2009.-
352 с.
2. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.- М.: Смысл, Академия, 2008.- 352 с.
3. Маркова А.К. Формирование мотивации учения. [Текст] / М.: А.К. Маркова.- М.: Изд. «Педагогика», 1990.- 96 с.
4. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. [Текст] / М.Н. Скаткин.- М.:Изд. «Педагогика», 1984.- 96 с.
5. Психологический словарь. // Под ред. А.В. Петровского. М.: Просвещение, 1990.-494 с.
6. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность.- СПб.: Питер, М.: Смысл, 2008.- 860 с.
Статья по теме:
«Мотивация как фактор учебной