II. Мотивация учебной деятельности

Ход урока

I. Организационный момент.

Музыкальное приветствие

Учитель: Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас на нашем уроке музыки.

II. Мотивация учебной деятельности

- Определите, что за музыкальный инструмент сейчас прозвучит? (Звучит удар в колокол)
Ученик: Колокол.
Учитель: Правильно. Колокола и колокольчики для русского православного человека – не просто изделия из металла, это постоянные спутники жизни от дня рождения до смертного часа.

ІІІ. Представление темы урока. Изучение нового материала

Дорогие друзья, сегодня на уроке мы попытаемся понять и почувствовать, как колокольный звон отзывается в душе человека и как человек отражается в колокольной музыке.

Учитель: Сейчас будет задание, которое вы выполните успешно, если будете внимательны. Я прочту рассказ «О чем поют колокола?», вы слушайте и запоминайте.

Рассказ «О чем поют колокола?»

Однажды утром по дороге в школу Анюта услышала звуки колокола и замерла от удивительной красоты. (Звучание Благовеста)
Бархатный, густой, словно мед, звук колокола медленно плыл, пронизывая невидимыми нитями морозный воздух. Бабушка рассказывала, что это Благовест, зовущий людей на службу в храм.
Вернувшись из школы, Анюта узнала, что вечером приедет погостить к любимой внучке бабушка из деревни.
-Не зря я сегодня Благовест слышала, и в самом деле «Благая Весть» - подумала девочка.
Очень любит Анюта истории, которые рассказывает бабушка. Может быть от того, что голос у нее мягкий добрый, певучий.
-Бабушка, расскажи о колоколах! – просит внучка.
-Ну, слушай!
Давным-давно, в старые времена, когда не было ни часов, ни телефонов, ни телевизоров и даже компьютеров, вся жизнь человека проходила под колокольный звон. Под него он рождался, рос, с ним работал, веселился, растил детей и умирал.
Ежели хвори, да болезни в деревнях случались, так звонили без устали день и ночь, врачей то не было, а звон колокольный он лучше любого лекарства лечит. Придет неприятель на родимую сторонушку, по всей земле разнесется стон колокольный. (Звучание Набата) Загорится, где сарай, дом – зазвучит набат тревожно, и бросятся все и стар и млад на помощь.
Колокол, внученька, уникальный инструмент. Каждый удар колокола образует такое созвучие, состоящее из множества призвуков, которое способно разноситься на огромные расстояния не только вширь наших просторов, но и ввысь. Эти звуки объединяют все земное и небесное, проникают во все живое и неживое, отзываются в сердцах людей хотят они того или не хотят.
С давних времен к колоколу относились благоговейно - почти как к живому существу: его хвалили и бранили, наказывали плетьми и даже отправляли в ссылку. Прежде, чем колокол зазвучит в первый раз, совершался обряд его крещения святой водой и помазания с назначением крестных, которые первыми «давали ему голос».
Внимательно слушает девочка бабушкин рассказ, и кажутся ей колокола добрыми великанами, призывающими людей к добру, правде и любви.
- Звоны имели разное назначение»,- продолжает бабушка, - метельный помогал путнику в непогоду не сбиться с пути (звучание Метельного звона «Наваждение» ), встречный звонили, когда встречали важных гостей, а если праздник церковный – праздничный звон разносился по всей округе. (Звучание Встречного звона)
Мелодичный звон в самые благозвучные колокола - называют малиновым. (Звучание Малинового звона)
А на святой пасхальной неделе на колокольню пускали всех желающих, и таланты часто открывались у детей и взрослых, и таким красивым был тот звон, что стали называть его – красным. (Звучание Праздничного трезвона)
Анюта задумалась: «Ведь Пасха – это Воскресение Господне, а по воскресным дням в храме всегда звонят. О чем же возвещают православные колокола всем людям в наши дни?»
Учитель: Ребята, а вы как думаете? О чем возвещают церковные колокола в наши дни?

Ученик: О радости Воскресения Христова, они зовут всех людей в храм, сообщают о времени!
Учитель: Теперь вам предстоит выполнить задание «Мир колокольных звонов». Сначала самостоятельно, а через 2 минуты объединитесь в четверки, и, придя к единому мнению, каждая команда выступит с готовым ответом. (Учащиеся выполняют задание)

Тренинг: Мир колокольных звонов

(Задание №1 Самостоятельно)
Соотнеси названия колокольных звонов и их назначение.

II. Мотивация учебной деятельности - student2.ru

Название звона

Метельный звон
Погребальный звон
Праздничный трезвон
Благовест
Малиновый звон
Набат
Красный звон
Встречный звон

Наши рекомендации