Формы обучения, их особенности, признаки и функции
Формы обучения представляют собой целенаправленную, четко организованную, содержательно насыщенную и методически оснащенную систему:
познавательного и воспитательного общения;
взаимодействия;
отношений обучающего и обучаемых.
Результатом такого взаимодействия является:
профессиональное совершенствование педагога;
усвоение учениками и студентами знаний, умений и навыков;
развитие психических процессов учеников и студентов;
развитие нравственных качеств учеников и студентов.
Форма обучения означает форму организации работы учащихся под руководством педагога, которая может быть:
коллективной;
групповой;
индивидуальной. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Форма обучения реализуется как органическое единство целенаправленной организации:
содержания;
обучающих средств;
методов обучения.
Форма организации обучения предполагает какой-либо вид учебного занятия (урок, лекцию, факультатив, кружок, экскурсию, мастерскую). (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Единичная и изолированная форма обучения (урок, лекция, лабораторная работа, семинарское занятие и др.) имеет частное обучающе-воспитательное значение. Она обеспечивает усвоение обучаемыми конкретных фактов, обобщений, выводов, отработку отдельных умений и навыков. Система же разнообразных форм обучения, позволяющая раскрыть целостные разделы, темы, теории, концепции, применить взаимосвязанные умения и навыки, имеет общее обучающе-воспитательное значение, формирует у обучающихся системные знания и личностные качества. Система разнообразных обучающих форм, пронизанная и скрепленная ведущими идеями раздела, темы и едиными видами деятельности, обеспечивает усвоение системы изучаемой науки, формирование мировоззрения, учебных умений и навыков.
Различные системы обучения учащихся: индивидуальная, парная, групповая, коллективная - не являются взаимоисключающими. Например, классно-урочная система может включать в себя индивидуальные, групповые, коллективные занятия. Поэтому и система форм может включать коллективные, индивидуальные и другие занятия. В школе и вузе на протяжении столетий функционируют классно-урочная и лекционно-практическая системы обучения. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Необходимость системной зависимости и разнообразия форм обучения обусловлена своеобразием содержания образования, а также особенностями восприятия и усвоения учебного материала учащимися. Содержание науки и особенности обучающихся, в первую очередь возрастные, требуют соответствующей, адекватной формы обучения, определяют ее характер: место в процессе обучения, временную продолжительность, меняющуюся, подвижную структуру, способы организации, методическое оснащение. Различные сочетания этих компонентов дают возможность создавать разнообразие и многообразие обучающих форм.
1. Понятие «форма организации учебного процесса».
1.В педагогической науке нет четкого определения понятий:
n форма организации обучения
n организация формы обучения
«Форма» - вид, устройство, тип, конструкция;
- наружный вид, внешнее очертание;
- обусловлена содержанием;
В обучении «форма» - специальная конструкция процесса обучения, характер которой обусловлен содержанием процесса обучения, методами, приемами, средствами, видами деятельности учащихся.
Формы обучения:
n коллективная
n групповая
n индивидуальная
Форма организации обучения:
n урок
n лекции
n предметный кружок
n семинарские занятия и др.
n факультатив.
«Форма организации обучения» - упорядочивает, налаживает, приводит в систему взаимодействия учителя с учащимися.
Организовать - устроить, привести в порядок.
Организация обучения - имеет цель обеспечить оптимальное функционирование процесса управления учебной деятельностью со стороны учителя.
Может иметь различную форму (модификацию).
«Организационная форма» (форма организации обучения) - учебные условия, в котором должен быть осуществлен дидактический процесс.
2. Урок основная форма организации учебного процесса в школе.
Основной формой организации обучения в современной школе является урок.
Урок - форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, по твердому расписанию с единой для всех программой обучения.
Урок - система дидактических задач, которые следует решить учителю совместно с учащимися (образовательная, воспитательная, развивающая).
Урок - целостное, логически выстроенное педагогическое произведение, состоящее из педагогических целей, дидактических задач, содержания, методов, материального оснащения (оборудования)...
Схема рождения урока:
а) осознание и правильное четкое определение конечной цели урока (чего хочет добиться учитель?);
б) установление средства (что поможет учителю в достижении цели?);
в) определение способа (как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута).
Цель урока - предполагаемый, заранее планируемый результат педагогической деятельности по преобразованию деятельности учащихся (в плане их воспитания, обучения, развития).
Например, уроки русского языка могут быть направлены для достижения цели: «Обобщить и систематизировать знания учащихся о способах образования наречий, закрепить орфографические навыки правописания наречий, развить навыки самоконтроля и аккуратности».
Цель урока ФК: «Развивать двигательные (скоростно-силовые и др.) навыки; сформировать волевые качества; организовать подвижную деятельность на воздухе, обучит игровым видам спортивной деятельности».
Структура урока соответствует психологическим процессам (логико-психологическая структура):
· восприятие
· осознание
· осмысление
· понимание
· применение знаний (обобщение, систематизация).
Урок состоит из элементов: 1) изучение нового материала; 2) закрепление пройденного; 3) контроль и оценка знаний учащихся; 4) инструктаж домашнего задания; 5) обобщение и систематизация знаний. Поэтому имеет место дидактическая структура урока.
Методическая подструктура урока включает следующие операции:
· выполнение упражнений
· решение задач
· устные ответы учащихся
· объяснение учебного материала.
3. Нестандартные типы уроков.
Урок-семинар позволяет включить весь коллектив класса в активную самостоятельную проработку материала (по учебнику). Предварительно учитель разрабатывает дифференцированные программы (по степени сложности): репродуктивные, частично-поисковые, творческие.
Например, учитель проецирует через Owerxed-проектор задания на экране или, разрабатывая серию карточек-заданий, выставляет их на обозрение класса. Учащиеся знакомятся с содержанием заданий, добровольно выбирают для себя те, которые соответствуют уровню их подготовки. Затем рассаживаются небольшими группами и начинают работать с учебником и записями лекций, другой учебной литературой, WWW; советуются друг с другом, обсуждают вопросы и задания, консультируются с учителем. В конце урока в течение 12-15 минут учащиеся самостоятельно, каждый в отдельности, в письменной форме выполняют выбранное им задание.
4. Наиболее распространенные формы организации учебного процесса в школе
· Консультация
· Факультативы
· Репетиторство
· Консультации
· Групповые и индивидуальные дополнительные занятия
· Формы внеклассной внеурочной работы (предметные кружки, научные общества, Олимпиады, конкурсы, секции).
Урок-экскурсия – форма организации обучения, которая объединяет учебный процесс с реальной жизнью и обеспечивает непосредственное наблюдение, знакомство с окружающей действительностью; реализует принцип наглядности; повышает научность обучения, укрепляет связь с жизнью; расширяет технологический кругозор учащихся; содействует профориентации.
Экскурсии бывают а) вводные, сопровождающие изучение, итоговые; б) производственные, краеведческие, естественнонаучные, историко-литературные.
Методика проведения экскурсии включает три этапа:
1 этап - подготовка экскурсии; 2 этап - выход к изучаемым объектам; 3 этап -обработка материалов экскурсии, подведение итогов.
5. Подготовка учителя к уроку.
Процесс подготовки учителя к уроку предполагает планирование системы уроков (тематическое планирование) и конкретизацию планов к каждому уроку (поурочное планирование).
Тематическое планирование – процесс составления рабочей программы по предмету. Для того чтобы составить рабочую программу, необходимо ясно представлять, какими опорными ЗУНами уже владеют учащиеся, какие виды преемственных связей нужно актуализировать. В программе должен быть перечень ПТА, различных типов задач и тестовых заданий. Учитель определяет методы, средства, формы организации обучения и контроля за СР учащихся.
Поурочное планирование – конкретизация тематического планирования применительно к каждому отдельному уроку; когда учитель продумывает и составляет план, конспект урока, определив его содержание и направленность.
В плане урока необходимо отразить следующие параметры:
· тема, класс;
· цель урока, дидактические задачи;
· краткое содержание материала;
· форма организации учебной деятельности;
· методы, средства обучения (оборудование);
· система заданий, задач;
· дозировка времени на различные виды работы;
· планирование опроса;
· инструктаж домашнего задания.
Дидактический анализ урока – мысленное расчленение урока на этапы с точки зрения выполнения дидактических задач, рассмотрение структуры урока в целом (+ и -) с точки зрения достижения цели урока.
Поэтому для того чтобы осуществить дидактический анализ урока необходимо 1) присутствовать на уроке, наблюдать за деятельностью учащихся и учителя; 2) разработать критерии (критерии – показатели) выполнения дидактических задач на каждом этапе урока.
Этапы урока | Показатели выполнения дидактической задачи этапа |
1. Организационный | Кратковременность организационного момента, полная готовность класса к работе, быстрое включение учащихся в деловой ритм, организация внимания всех учащихся |
2. Этап проверки домашнего задания | Возможность учителя за короткий промежуток времени (5-7 мин.) установить уровень знаний у большинства учащихся и типичные недостатки усвоения, возможность в ходе проверки домашнего задания актуализировать и скорректировать опорные понятия, ликвидировать причины обнаруженных недостатков, высокая степень определения качества знаний материала, изученного учащимися дома. |
3. Этап всесторонней проверки знаний | Установление не только объема и правильности знаний, но также их глубины, осознанности, гибкости и оперативности, умения использовать их на практике; рецензирование ответов учащихся, активная деятельность всего класса в ходе проверки знаний отдельных учащихся. |
4. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала | Активность познавательной деятельности учащихся на последующих этапах; эффективность восприятия и осмысления нового материала (выясняется на последующих этапах урока). |
5. Этап усвоения новых знаний | Использование метода эвристической беседы, СР, средств наглядности; правильность ответов и действий учащихся; активное участие учащихся в подведении итогов СР; качество знаний на последующих этапах обучения. |
6. Этап проверки понимания учащимися нового материала | Участие средних и слабых учеников в данном этапе, участие всех учащихся в устранении пробелов в понимании учащимися нового материала; осознанное восприятие нового материала большинством средних и слабых учеников. |
7. Этап закрепления нового материала | Умение учащихся соотносить между собой факты, понятия, правила и идеи нового материала; умение выделять существенные признаки ведущих понятий, конкретизировать их. |
8. Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | Правильное выполнение домашнего задания всеми учениками. |
29 билет Функции форм обучения:
1. Обучающе-образовательная. Форма обучения конструируется и используется для того, чтобы создать наилучшие условия для передачи обучаемым знаний, умений и навыков, формирования их мировоззрения, развития дарований, практических способностей, активного участия в производстве и общественной жизни.
2. Воспитательная. Данная функция обеспечивается введением обучающихся с помощью системы обучения в разнообразные виды деятельности. В результате в работу активно включаются все духовные и физические силы: интеллектуальные, эмоционально-волевые, действенно-практические.
3. Организационная, которая состоит в том, что необходимость соответствия объема, качества содержания образования возрастным возможностям обучающихся требует от обучающего четкой организационно-методической подачи материала, строгого отбора вспомогательных средств.
4. Психологическая - состоит в выработке у обучающихся определенного деятельностного биоритма, привычки работать в одно и то же время. Привычное время и знакомые условия учебных занятий порождают в учениках психическое состояние раскрепощенности, свободы, оптимального напряжения духовных сил.
5. Содержательная форма учебных занятий в совокупности с активными методами выполняет развивающую функцию. Особенно эффективно она реализуется, когда при изучении темы в учебном процессе используется многообразие форм. Многообразие и разнообразие форм порождает богатство условий для умственной, трудовой, игровой деятельности, что позволяет включать в работу весь комплекс психических процессов.
6. Формы организации учебного процесса обеспечивают коллективную и индивидуальную деятельность учащихся, выполняя интегрирующе-дифференцирующую функцию. Учебный процесс, реализуемый в разнообразных формах, в основе - своей процесс коллективной познавательной деятельности. Учащиеся познают сообща, обмениваются информацией в практических делах, учатся взаимопониманию и взаимопомощи. Вместе с тем, обучение есть процесс развития возможностей личности. Поэтому каждая форма коллективных занятий должна обладать возможностью индивидуализации деятельности обучаемых.
7. Систематизирующая и структурирующая функции организационных форм обучения состоят в том, что они требуют распределения всего учебного материала по частям и темам, его структурирования и систематизирования как в целом, так и для каждого занятия.
8. Стимулирующая функция формы организации учебных занятий проявляется с наибольшей силой, когда соответствует особенностям возраста учащихся, специфике развития их психики и организма.