Тема 2: Процесс обучения как целостная система (сущность, структура, функции, движущие силы). Особенности организации и осуществления процесса обучения в начальной школе

Тема 1: Содержание образования. Цели образования и обучения в современной начальной школе

План занятия

Вопросы для изучения и обсуждения:

1​ Дайте определение понятия «содержание образования».

2​ В чем заключаются цели школьного образования на современном этапе развития украинского общества?

3​ Какие существуют теории формирования содержания образования?

4​ Основные положения теории определения содержания образования И.Я. Лернера.

5​ Документы, определяющие содержание образования, в том числе в современной начальной школе.

Проблемные вопросы и задания для обсуждения:

1​ Какие общие тенденции наблюдаются в формулировках целей обучения и образования подрастающего поколения в разных странах мира?

2​ Проанализируйте действующую учебную программу по одному из учебных предметов, которые изучаются в современной начальной школе и дайте ответы на вопросы:

какие задачи должны решаться в процессе изучения младшими школь-никами той или иной учебной дисциплины Базового учебного плана;

какие основные понятия должны усвоить школьники, изучая предмет, который вы выбрали для анализа?

в какой мере в содержании школьного учебника отражены компоненты содержания образования (информационный, деятельностный и аксиологический компоненты содержания образования)?

Тема 2: Процесс обучения как целостная система (сущность, структура, функции, движущие силы). Особенности организации и осуществления процесса обучения в начальной школе

План занятия

Вопросы для изучения и обсуждения:

1​ Сущность процесса обучения, как социального явления, деятельности, процесса, общение.

2​ Структура процесса обучения. Как понимать двухсторонний характер процесса обучения?

3​ Охарактеризуйте цикличность, то есть звенья процесса обучения. В чем проявляются особенности процесса обучения (восприятия, осмысления, понимания, запоминания и применения на практике усвоенного учебного материала) младшими школьниками?

4​ Движущие силы и функции процесса обучения.

Практические задания и проблемные вопросы:

1​ Проиллюстрируйте на примере конкретной темы урока взаимосвязь и взаимообусловленность образовательной, воспитательной и развивающей функций процесса обучения.

2​ Докажите, что каждый цикл процесса обучения – это определенный этап овладения младшим школьником содержания учебного материала и выпадение хотя бы одного из циклов (звеньев) либо приводит к невозможности организации учебного процесса, либо отражается на качестве обучения.

3​ Выпишете из «Державного стандарту початкової загальної освіти» (2011 р.) цели образования младших школьников на современном этапе, а также цели изучения конкретного учебного предмета, ориентируясь на описание учебных достижений младших школьников (самостоятельно выберите учебный предмет, класс и раздел учебной программы).

4​ Подготовьте педагогическое эссе на тему «Как я буду учитывать особенности процесса обучения младших школьников в будущей профессиональной деятельности учителя начальных классов?»

Темы рефератов (для самостоятельного выбора):

1​ Развитие мотивации младших школьников в процессе обучения.

2​ Роль эмоций в процессе усвоения учебного материала младшими школьниками.

3​ Воспитание в процессе обучения.

4​ Система управления учебно-познавательной деятельностью учащихся.

5​ Психологические основы учения.

Тема 3: Методы обучения. Методы обучения младших школьников. Средства обучения.

План занятия

Вопросы для изучения и обсуждения:

1. Сущность и функции методов обучения.

2. Различные подходы к классификации методов обучения.

3. Характеристика основных методов обучения.

4. Активные методы обучения и условия их эффективного применения в современной начальной школе.

5. Понятие о средствах обучения, их дидактические функции. Характеристика традиционных средств обучения. Классификация средств обучения?

6. Современные электронные средства, условия их эффективного применения в учебном процессе начальной школы.

Практические задания и проблемные вопросы:

1​ Дайте общую характеристику группе словесных методов. На материале конкретного урока покажите пути активизации познавательной деятельности учащихся младшего школьного возраста в процессе использования различных словесных методов (рассказ, объяснение, беседа, картинное описание).

2​ Охарактеризуйте группу практических методов. Дайте характеристику одного из методов, входящих в эту группу, используя схему структуры метода обучения.

3​ Дайте общую характеристику группе наглядных методов. Покажите, при решении, каких дидактических задач особенно успешно можно применить наглядные методы в обучении младших школьников.

4​ Покажите, каковы возможности и границы применения эвристических методов в процессе обучения младших школьников? Опишите этапы использования одного из эвристических методов в учебном процессе и охарактеризуйте особенности деятельности учителя начальных классов и учащихся на каждом этапе.

5​ Покажите, как в одном учебном предмете можно использовать в комплексе разнообразные методы обучения?

Темы рефератов (для самостоятельного выбора):

1​ Оригинальные методы и методические приемы обучения в работе учителей-новаторов.

2​ Проблемное изложение и его применение в обучении младших школьников.

3​ Эвристическая беседа и ее функции в учебном процессе.

4​ Применение наглядных методов обучения в начальной школе.

5​ Метод ключевых вопросов и его применение в школе.

6​ Возможности применения интенсивных методов обучения в современной общеобразовательной школе.

7​ Учебник на уроках в начальной школе.

Наши рекомендации