Педагогическое общение, его компоненты, закономерности и особенности педагогического общения в работе классного руководителя; конфликтогены общения и методы их преодоления

Педагогическое общение в обучении и воспитании служит инструментом воздействия на личность обучаемого. Педагогическое общение – целостная система (приемы и навыки) социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержащая в себе обмен информацией, воспитательные воздействия и организацию взаимоотношений с помощью коммуникативных средств. Кроме обычных функций, специфика педагогического общения порождает еще одну функцию социально-психологического обеспечения воспитательного процесса, организаторскую функцию взаимоотношений педагога с воспитуемыми и выступает как средство решения учебных задач.

Компоненты педагогического общения

1) Коммуникативный компонент - обмен информацией между субъектами общения.

2) Интерактивный компонент - общая стратегия взаимодействия: кооперация, сотрудн-во и конкуренция.

3) Перцептивный компонент - восприятие, изучение. Понимание, оценка партнёрами по общению друг друга.

4) Когнитивный компонент - знание общих закономерностей общения; структуры общения, особенностей реализации коммуникативной, интерактивной и перцептивной сторон общения; методик исследования общения и межличностных отношений; основных психолого-педагогических требований, предъявляемых к организации педагогического и в целом межличностного общения.

5) Регулятивный компонент - умение передавать информацию, используя весь арсенал коммуникативных средств, методов и приемов; организовывать взаимоотношения с детьми и взаимоотношения детей в процессе совместной деятельности; понимать актуальное эмоционально-психологическое состояние, адекватно воспринимать и объективно оценивать личностные качества и поведение другого человека; корректно и педагогически целесообразно воздействовать на партнеров по общению; управлять собственным психическим состоянием, поведением и развитием.

6) Аффективный компонент - эмоциональное состояние, характеризующее отношение, переживание, которое возникает между партнерами по общению.

7) Духовный компонент - сплав интеллектуальных способностей и духовного состояния.

Деятельность классного руководителя складывается из двух основных моментов: «повседневного воспитания», происходящего в естественно складывающихся ситуациях ежедневного общения педагога с учащимися, и педагогического управления. В обоих случаях важную роль играет педагогическое общение.

Число видов общения ограничено, их 6, но каждый из них так или иначе важе для педагогической деятельности.

1. Замкнутость. Цель - уход от общения (в общении преобладает словесное действие «отделываться»).

2. Ритуальное общение. Ритуал - стереотипный набор последовательных действий, известных и понятных участникам и окружающим. Цели соблюдения ритуалов, как правило, до конца не осознаются: это удовлетворение потребности в безопасности и стабильности, в отождествлении себя с группой себе подобных.

Система собственных символов и ритуалов подчеркивает позитивные отличия своего класса от других классов, создает у ребят ощущение уникальности собственной группы (причем не столько за счет превосходства над другими, сколько за счет своей особости), чувство гордости за свой класс, наконец - очень важное неосознанное «чувство принадлежности».

3. Функционально-деловое общение - осуществляется в процессе производственной или учебной деятельности (в том числе самообразования и саморазвития). Оно нацелено на результат, т. е. на создание или совершенствование материального или духовного продукта.

4. Досуговое общение. Цель - заполнение свободного времени («структурирование времени»). Такое общение чаще всего воспринимается как самоцель и существует в форме «трепа», «болтовни», сплетен и т. и.

5. Манипулятивное общение - скрытое взаимодействие на двойном уровне. Цель манипуляции - использование партнера по общению как средство для достижения какой-либо собственной цели. Исход такого общения заранее предрешен манипулятором, который «ведет игру» (при условии, что его партнер «ведется»). Внешне манипулятор совершает одни действия, а их истинное, но скрытое содержание и целенаправленность совсем другие. Совместная деятельность в данном случае не равноправная, и манипулятор при приложении меньших усилий получает больший результат за счет действий другого партнера.

6. Интимное общение — нацелено на достижение близости (любви, дружбы, товарищеских отношений) с другим человеком. Гипертрофировать интимно-личную составляющую в общении классного руководителя с учащимися, а тем более противопоставлять ее функционально-деловому и ритуальному общению — одна из типичных ошибок начинающего учителя.

Имея ограниченное число видов, общение классного руководителя может и должно быть избирательным и по своему содержанию. Принцип индивидуального подхода педагог должен в данном случае применить не только к своим воспитанникам, но и к себе. Он должен опираться на сильные стороны своей личности, интересы и увлечения (свои и своих воспитанников).

Содержание педагогического общения определяется в конечном счете его целью. Если педагог никакой цели, кроме налаживания дисциплины и успеваемости, не преследует, то содержание его общения с детьми ограничивается узким кругом одних и тех же надоевших тем. Но истинная цель педагогического общения - изменение отношений в детском коллективе, детей друг к другу, к себе, к учителю, к школе, к родителям, к основным жизненным ценностям.

Практика показывает, что наиболее эффективным педагогическое общение становится, когда его содержательным центром становятся интересы педагога и его воспитанников.

Общая логика педагогической деятельности требует, после постановки цели, определиться с принципами педагогического общения классного руководителя с классом. Цели:

1) должны быть поставлены цели вашей с воспитанниками совместной жизни;

2) эти цели должны быть ясными для педагога;

3) эти цели должны быть ясными для детей.

Прежде чем начинать действовать, нужно добиться согласия. Дети должны ощущать себя соучастниками, а не исполнителями чужой воли. Если общего согласия добиться невозможно - предоставить несогласным возможность организовать альтернативную деятельность и потом сопоставить результаты.

Нужно советоваться с детьми часто и искренне, не уходить от сложных вопросов, а решать их сразу, не вызывать ложных надежд, делегировать полномочия.

Принципы продуктивного общения во время классного часа:

1) создание атмосферы комфортного общения, доверительного настроя на обмен мнениями;

2) жесткое соблюдение темы (все вопросы, мнения и предложения, возникающие у детей вне обсуждаемой темы, специально фиксируются педагогом или ответственным учащимся для последующего обсуждения на другой встрече);

3) абсолютное требование ко всем соблюдать регламент выступлений, не поддерживать каких-либо «демократических иллюзий» — такая жесткость даже нравится детям, поскольку удовлетворяет их возрастным представлениям о справедливости, важно только, чтобы это правило было принято совместно, а не навязано вами;

4) каждый классный час завершается подведением итогов: что узнали нового и важного, в чем изменили свои взгляды и мнения, какие идеи появились, какие планы разработали;

5) в конце классного часа отмечаются те из его участников, кто был наиболее активен в обсуждении, предложил наиболее интересные идеи и т. д.

Объективная особенность педагогического общения - его противоречивость, и, следовательно, высокая конфликтность, возможность конфликтных ситуаций. Конфликт — это ситуация обострения противоречий во взаимодействии между людьми, участниками совместной деятельности (межличностный, межгрупповой конфликт) или между желаниями, убеждениями и действиями одного человека (внутрличностный конфликт).

Потенциально конфликтогенные педагогические ситуации

Ситуации деятельности возникают по поводу выполнения школьником тех или иных заданий, успеваемости, учебной и внеучебной деятельности. Например, отказ учащегося выполнить задание по разным причинам: утомление, трудности в усвоении учебного материала, неудачное замечание учителя вместо конкретной помощи, невыполнение домашнего задания

Ситуации поведения возникают в связи с нарушениями школьниками правил поведения. Эти ситуации приобретают характер конфликтных, если учитель, не выяснив мотивов, делает ошибочный вывод о поступках ученика. В частности, ошибки учителя при оценке поведения или его завышенные требования вызывают конфронтацию действиям учителя со стороны учащихся

Ситуации отношений возникают тогда, когда затрагивают эмоции и интересы учащихся и учителей в процессе деятельности. Педагогическая ситуация приобретает конфликтный характер, если она вызывает у ее участников негативные эмоции, порождающие неприязнь друг к другу; если деловые отношения подменяются межличностными, если неоправданно даются отрицательные оценки не поступку школьника, а его личностным качествам

В социальной психологии различают четыре этапа в развитии конфликта.

1. Возникновение объективных противоречий

2. Осознание конфликтной ситуации

3. Переход к конфликтным действиям

4. Разрешение конфликта

Стиль поведения в конфликте

1) Конкуренция (соперничество)

2) Уклонение

3) Приспособление

4) Компромисс

5) Сотрудничество

Бывают конфликты, которые возникают по незначительным поводам или вообще без таковых, в ситуации «слово за слово». Конфликтогены - слова, действия, поступки, которые могут привести к конфликту, спровоцировать его.

Например, вызывают конфликт:

1) незаслуженные или унизительные упреки;

2) негативные обобщения, навешивание ярлыков;

3) настойчивые советы по поводу того, как другому человеку следует себя вести;

4) указания на факты, которые не имеют отношения к теме разговора или изменить которые собеседник не в состоянии;

5) решительное установление границ разговора, «закрытие» определенных тем — для обсуждения;

6) неуместная ирония, сарказм;

7) ругательства, проклятия, оскорбительные высказывания.

Конфликтогены не всегда приводят к конфликтам, но опасны тем, что «конфликтогенная неряшливость» человека в общении делает его источником конфликтогенов. «Ходячим конфликтогеном» является также человек, который, сам избегает конфликтогенов в речи, но обязательно отреагирует на любой конфликтоген собеседника.

Конфликты могут быть исключены из педагогического общения при соблюдении правил бесконфликтного общения:

1) не употреблять конфликтогенов;

2) не отвечать конфликтогеном на конфликтоген;

3) делать как можно больше благожелательных посылов по отношению к учащимся (готовность к сотрудничеству, демонстрация дружелюбия, проявление эмпатии).

Выбор и применение стилей управления конфликтными ситуациями обусловлен следующими принципами. В педагогической конфликтной ситуации нужно всегда видеть противоречие, которое может привести к развитию школьника, отношений между ним и учителем. Если целью учителя является душевное здоровье воспитанника и его человеческое счастье, то ему нужно озаботиться тем, как ученик выйдет из ситуации, что усвоит из общения с учителем. Находясь в конфликтной ситуации, учитель обязан помнить о необходимости выполнения профессиональных действий.

В целом для успешного разрешения конфликтных ситуаций важно учитывать следующие общие положения:

1) учителю следует понять и принять неизбежность встречи с конфликтными ситуациями в своей работе;

2) необходимо вычленить наиболее вероятные конфликтные ситуации и научиться заранее способам их решения;

3) осознать реальные причины таких ситуаций, увидеть трудности их разрешения и необходимость овладения способами их предупреждения;

4) при разрешении конфликтов профессиональная ответственность за педагогически правильное разрешение ситуации лежит на учителе;

5) разница возраста и жизненного опыта участников разводит их позиции в конфликте, определяет их разное поведение в конфликте;

6) различно понимание участниками событий и их причин, поэтому учителю не всегда легко понять глубину переживаний ребенка, а ученику — справиться со своими эмоциями, подчинить их разуму;

7) присутствие других школьников при конфликте делает их из свидетелей участниками конфликта, поэтому не следует привлекать других детей к конфликту, выносить все на обсуждение коллектива;

8) профессиональная позиция учителя в конфликте обязывает его взять на себя инициативу в его разрешении и на первое место поставить интересы школьника;

9) всякая ошибка учителя при разрешении конфликта порождает новые ситуации и конфликты, в которые включаются другие ученики;

10) конфликт в педагогической деятельности легче предупредить, чем успешно разрешить, поэтому стратегией педагогического общения должно быть не столько мастерство разрешения конфликтов, сколько соблюдение правил их предупреждения.

Наши рекомендации