Педагогический конфликт. Этические правила выхода из конфликтной ситуации. Способы и методы разрешения педагогических конфликтов
Педагогический конфликт -взаимодействие субъектов педагогической системы, обусловленное противоречиями, возникающими в образовательном процессе.
Общие этические правила выхода из конфликтной ситуации:
Ø ищите то, что вас сближает,
Ø не нагнетайте напряженность,
Ø идите «навстречу» противнику,
Ø будьте открыты для принятия другой позиции,
Ø стремитесь создать самую сердечную, теплую атмосферу при встрече (дискуссии, переговорах, беседе, споре, полемике),
Ø не обвиняйте и не приписывайте только партнеру ответственностьза возникшую ситуацию.
Способы разрешения педагогического конфликта по степени их усложнения по Н.Е. Щурковой:
1. Юмор (беззлобно-насмешливое отношение к чему-либо или к кому-либо, но в нем не должно быть сарказма).
2. Психологическое поглаживание (нежность, ласка, одобрение, выражение любви; выделение положительных «черт» противника и улучшение отношений между партнерами).
3. Компромисс (соглашение на основе взаимных уступок).
4. Третейский суд (незаинтересованное лицо может помочь конфликтующим сторонам увидеть то, что они не заметили во время конфликта, он может быть непосредственным участником примирения враждующих сторон или опосредованным).
Методы разрешения педагогических конфликтов:
· метод «выхода чувств» (человеку предоставляется возможность выразить свои отрицательные эмоции педагогу, психологу или психотерапевту, а от выслушивающей стороны требуется эмоциональная поддержка собеседника, сочувственное понимание);
· метод «эмоционального возмещения» (собеседник (который недруг) условно рассматривается как страдающее лицо, которому необходима помощь, сострадание, похвала его лучших качеств);
· метод «авторитетного третьего» (в конфликт двух враждующих сторон подключается третье лицо, авторитетное для обеих сторон);
· метод «обнажения агрессии» (психолог, педагог, психотерапевт (или другое лицо) предоставляет возможность конфликтующим сторонам выразить свою неприязнь в его присутствии, дальнейшая работа основывается на одном из следующих методов);
· метод «принудительного слушания оппонента» (в ходе ссоры конфликтующих сторон педагог, психолог, психотерапевт (или другое лицо) дает инструктивный совет обеим сторонам: «Каждый из вас, прежде чем ответить оппоненту, должен с предельной точностью повторить его последнюю реплику» и тогда обе стороны внимательно слушают друг друга);
· метод «обмена позиций (взглянуть на ситуацию глазами оппонента);
· метод «расширения духовного горизонта» спорящих (ссора протоколируется или записывается на магнитофон, ее запись воспроизводится с целью ее анализа).
И прямые, и косвенные методы погашения конфликта должны основываться на этических нормах, не ущемлять человеческое достоинство и служить духовному росту личности.
Барьеры восприятия в общении и их влияние на установление контакта с детской аудиторией.
Барьеры общения - это психологические трудности, возникающие в процессе общения, служащие причиной конфликтов или препятствующие взаимопониманию и взаимодействию.
Барьеры общения связаны с:
· характерами людей,
· их стремлениями,
· взглядами,
· речевыми особенностями,
· манерами общения.
Барьеры (межличностного) общения:
· барьеры восприятия;
· семантические барьеры;
· невербальные барьеры;
· барьеры, возникающие при плохом слушании;
· барьеры, возникающие при некачественной обратной связи.
Барьер восприятия связан с:
· источником информации,
· избирательное внимание,
· искажение,
· запоминание.
К барьерам восприятия относят:
· первое впечатление (внешность, речь, манера поведения и т. п.);
· предубеждение в отношении себя и других (недооценка или переоценка);
· стереотипы;
· эффект проекций (когда человек склонен приписывать собеседнику те положительные или отрицательные черты, которые имеет сам, но которыми вряд ли обладает собеседник);
· эффект порядка (общении с незнакомыми людьми больше доверяют и запоминают информацию, поступающую первой (вначале беседы), при общении с друзьями - информацию, поступающую последней).
!Информацию на установление контакта с детской аудиторией я не смола найти, но там можно и так подумать. Например, дети всегда замечают все мелочи, поэтому следует следить за своим внешним видом и речью, а иначе при первой встречи с ребятами сложно будет установить контакт и заполучить их авторитет. Но я без понятия верно или нет.
Конфликты в педагогическом коллективе: нравственно - этический аспект. Негативные явления, осложняющие общение в педагогическом коллективе. Этика взаимоотношений руководителя образовательной организации с педагогическим коллективом.
Педагогические конфликт -взаимодействие субъектов педагогической системы, обусловленное противоречиями, возникающими в образовательном процессе.
Конфликты в педагогическом коллективе отличаются от педагогических конфликтов тем, что первые происходят в системе «учитель – учитель» или «учитель – директор». (хз)
Виды конфликтовс точки зрения этической (нравственной) стороны природы конфликта по В.И. Журавлевой:
· дидактического характера,
· дисциплины,
· связанные с методикой обучения,
· конфликты этики,
· втактике взаимодействия,
· вызываемые бестактностью учителей,
· запредельно-этические конфликты (педагогические правонарушения).
Основные группы производственных конфликтов:
· вызванные объективными обстоятельствами (неправильное распределение функциональных обязанностей),
· вызванные субъективными причинами (столкновение мотивов, взглядов учителей, притязания на определенный статус в коллективе и т. д.).
Однако на ту и другую группу причин могут также влиять обстоятельства значимости конфликта для отдельных личностей и всего коллектива.
Именно в педагогическом коллективе деструктивные конфликты наиболее нежелательны, так как они парализуют воспитательно-образовательный процесс и негативно отражаются на деятельности ученического коллектива. Но и отсутствие конфликтов тоже плохо. Как отмечает Ю.П. Львова, «беспроблемностъ в педагогическом коллективе порочна, ибо она означает оторванность коллектива от реальной действительности».
Факторы, порождающие причины конфликтов в педагогическом коллективе:
· критика в адрес коллеги,
· высказанная резко в оскорбительном тоне, с долей личной неприязни,
· неумение в общении сохранить самообладание, если тебя «по делу» критикует коллега,
· неумение применять этику в полемике (выразить свое мнение, точку зрения на ту или иную проблему спокойно, без лишних эмоций),
· отсутствие профессиональной этики в общении.
Правила, которых нужно придерживаться в педагогическом конфликте:
· помнить о содержании проблемы,
· помнить о критики по существу дела,
· следить чтобы оправданная резкость слов не переходила в грубость, не создавала нервозности, не унижала человеческого достоинства,
· чрезмерно подчеркивать не какой-то один факт и строить на нем все претензии к коллеге, а приводить примеры и факты, которые должны быть неопровержимы, а все суждения доказаны,
· помнить, что нет людей, которым на протяжении всей профессиональной деятельности сопутствует удача и которые не совершают ошибок,
· выработать у себя умение ко всякой неприятности во взаимоотношениях с коллегами относиться как можно прозаичнее и спокойнее, с тем чтобы перенести ее как можно легче,
· пользоваться советами более опытных педагогов:
-познайте самого себя,
- возьмите на учет свои достоинства и недостатки,
- увидев недостатки в работе своего коллеги, не спешите их критиковать, если не знаете, как их устранить,
- если вы предлагаете что-то новое, удостоверьтесь, что ваше предложение действительно имеет реальную ценность для совершенствования воспитательно-образовательного процесса в целом,
- соблюдайте профессиональный этикет и культуру общения.
Руководитель учебного заведения является главным и ответственным лицом, организующим работу всего педагогического коллектива. Манера его поведения, настойчивость, интеллект, целеустремленность и последовательность - все это важнейшие качества, которые влияют на стиль школы, престиж ее в глазах общественности и родителей, на морально-психологический климат в коллективе. Поэтому к моральному облику руководителя образовательного учреждения предъявляются высокие требования.
К числу личностных черт руководителя, обуславливающих эффективность руководства, можно отнести:
· доминантность («влияние») - умение влиять на подчиненных,
· уверенность в себе - при таком руководителе легче думать о завтрашнем дне, а психологический комфорт в педагогическом коллективе обеспечивает и повышает мотивацию к выполнению заданий,
· креативность (способность к творческому решению задач) - особенно существенно для инновационной деятельности, так как и ней руководитель выступает как творец,
· умение самому принимать решение (как бы ни были хороши консультанты, конечное решение руководитель должен принимать сам),
· общечеловеческие нравственные качества - честность, искренность, прямота, доброжелательность, справедливость, правдивость, принципиальность,
· эффективный стиль руководства - соучаствующее управление, но не исключаются авторитарный и демократический стили (так как нет однозначных ситуаций, когда решение нужно принимать быстро; реакция каждого члена педагогического коллектива на один и тот же стиль руководства может оказаться различной).
Формы авторитета:
Формы | Их основа |
Моральный | Мировоззренческие и нравственные качества личности |
Функциональный | Компетентность человека, разнообразные деловые качества, отношение к своей профессиональной деятельности |
Формальный (или должностной) | Набор властных полномочий, которые дает руководителю занимаемый им пост |
Руководитель образовательного учреждения обязан:
· мастерски владеть культурой педагогического общения: подсказать, посоветовать, помочь своим заместителям, педагогам; внимательно выслушать родителя, ученика,
· быть достаточно строг, но справедлив, демократичен в общении и уметь держать дистанцию, обеспечивающую его ролевой статус,
· уметь преодолевать конфликты, возникающие в педагогическом коллективе,
· быть выше собственных симпатий и антипатий, эмоциональных побуждений и руководствоваться только интересами дела, коллектива.
· открыто отзываться о каждом члене своего коллектива, обосновывая справедливые суждения конкретными фактами и делами,
· обязан заботиться о создании атмосферы психологического комфорта в коллективе, основными элементами которой является чувство безопасности у работников, отсутствие у них тревоги, беспокойства за завтрашний день, оптимистический взгляд на события, происходящие в коллективе, уверенность, что в трудной ситуации руководство и коллеги поддержат и защитят,
· не пользуются административно-командными методами, не принимают решений единолично, если дело касается всего коллектива.
· не «раздувать» конфликта в педагогическом коллективе, где используется всевозможные способы преследований, дискредитации, сведения счетов со «строптивыми», по собственному мнению, коллегами.