Тема№ 6: «Конфликты. Способы выхода из конфликтной ситуации»

Причины конфликта:

1. Человеческая смертность

2. Неизбежность прижизненного дискомфорта – каждый человек при жизни проходит несколько жизненных кризисов. Трактовка возрастных периодов различна.

3. Непроясненость социального статуса сильно сказывается на межличностном общении. Это и роли, которые играю люди в разных жизненных ситуациях. Мы претерпеваем постоянно какие-то изменения. И независимо от того, питаем ли мы какие-то иллюзии или нет, каждый из нас занимает определенную нишу в обществе. И если этой ниши нет по какой-то причине, мы пытаемся занять чужую нишу, что неизбежно вызывает конфликт.

4. Несовершенство моделей общения – конфликт происходит, когда мы начинаем разговаривать на «разных» языках.Каждому человеку, и взрослому и ребенку, в день требуется min 8 «поглаживаний», 8 знаков внимания. На этом построен весь японский менеджмент. Если мы не получаем этих знаков внимания – мы начинаем их ДОБЫВАТЬ! (отсюда стервозность женщин, не получающих внимания мужчин, бабушки в поликлиниках и т.д.).

5. Генетическая делинквентность – предрасположенность к правонарушению.

Ген преступности имеется у 25 % людей. Он предполагает у человека повышенную активность. Но только в некоторых случаях эта активность со знаком «+», а в некоторых – со знаком «-».

6. Синдром одиночества:

Ø Недовольство собой

Ø Низкая самооценка, высокая тревожность

Ø Коммуникативная неуклюжесть

Ø Недоверие к людям

Ø Внутренняя скованность

Ø Страх быть отвергнутым

Ø Нереалистические ожидания

7. Культурная скудость

Ø Неполноценное образование

Ø Неяркость культурных ценностей

Ø Слабость нравственных тормозов

8. Аффективность поведения

Конфликт развивается по определенным закономерностям, где выделяют 4 стадии:

1 стадия – возникновение (потенциальный конфликт). На этой стадии разрешается от 95 до 100 % всех конфликтов. Но эта стадия не сразу воспринимается и проходит незаметно.

2 стадия –осознание противоречий, объективных и субъективных. Здесь конфликт понимается по-разному – адекватно и неадекватно:

Ø Непонятый – закрываем на проблему глаза

Ø Ложный – его нет на самом деле

3 стадия –самая острая. Здесь происходит конфликтное взаимодействие,которое направление на блокирование достижения целей другой стороной. Здесь обостряется эмоциональный и когнитивный фон. На этой стадии разрешается только 5 % всех конфликтов. Наблюдается цепная реакция, словно снежный ком. На этой стадии каждая сторона имеет свою гипотезу «Почему он вступил в конфликт?»

Ø Деструктивный конфликт – каждая сторона унижает личность другой стороны

Ø Конструктивный конфликт – действия конфликтующих не выходят за рамки делового общения.

4 стадия –разрешение конфликта, частичное (исключили конфликтные действия, а побуждения к конфликту есть) или полное (нет конфликтных действия и не хочется конфликтовать).

Ø Изменение ситуации

Ø Переоценка ценностей

Функции конфликта

«+»

Ø Установление понимания

Ø Информационная функция

Ø Сплочение (при борьбе с «внешним врагом»)

Ø Новые пути развития

Ø Снятие синдрома покорности

Ø Диагностика

«-»

Ø Большие эмоциональные затраты

Ø Болезни

Ø Ухудшение психологического климата

Ø Снижение производительности труда

Ø Победа любым путем

Любой конфликт приводит либо к УХУДШЕНИЮ ОНОШЕНИЙ, либо к их УЛУЧШЕНИЮ.

Все люди в конфликтной ситуации ведут себя по-разному. Это зависит от ряда причин:

Ø Культура поведения – снимает неконструктивные формы поведения.

Ø Психологические качества –характер, воля, темперамент. Эти черты личности меняются каждые 7 лет.

Очень важно уметь ЗАЩИЩАТЬСЯ от конфликтных людей – здесь хороши будут:

· способы саморегуляции, которые вы освоить

· создавать настроение – «Создал же Бог такую прелесть!»

· уметь направлять отрицательную энергию в другое русло

· не отвечать КФГ на КФГ

Конфликтны все, но в разной степени:

Ø Устойчивые в конфликте

Ø Удерживающиеся от конфликта

Ø Конфликтные (6 – 7 %)

УПРАЖНЕНИЕ «Горячий стул» - как один из способов проработки конфликта.

Тема № 6: «Психологические аспекты в работе вожатого.

Наши рекомендации