Особенности сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения
Одним из важных аспектов развития дошкольника является овладение им элементами сюжетно-ролевой игры, которая является наиболее активной самостоятельной деятельностью ребенка. От того, насколько полно дети усвоят навыки игры, зависят их успехи в развитии психических процессов, освоении правил и норм поведения и установлении контактов с взрослыми и сверстниками. Проблема повышения эффективности работы по развитию сюжетно-ролевой игры не теряет своей актуальности, в особенности в отношении детей с нарушениями зрения, так как их игра протекает своеобразно и отстаёт в развитии.
Анализ литературных источников позволил установить, что сюжетно-ролевая игра – основной вид игры ребёнка дошкольного возраста, состоящий из игровых действий, сюжета и содержания игры, воображаемой ситуации, правил и роли, которую принимает на себя ребенок [3, 7].
С. Л. Рубинштейн подчеркнул, что эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребенка и, вместе с тем, она строится на взаимодействии ребенка с взрослым. Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребёнка, – это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников [3].
Являясь деятельностью многоуровневой, сложноорганизованной, сюжетно-ролевая игра привлекает к себе внимание многих специалистов. Тифлопсихологические и тифлопедагогические исследования (М.И. Земцова, Л.И. Солнцева, Т.П. Свиридюк, Э.М. Стернина, С.М. Хорош) показали дидактическое и общеразвивающее значение игры для слепых и слабовидящих детей.
Изучив медико-психолого-педагогическую литературу, мы можем утверждать, что дети с нарушениями зрения имеют свои особенности развития, которые отражаются во всех видах деятельности, в частности в сюжетно-ролевой игре, которая в старшем дошкольном возрасте характеризуется специфическими закономерностями, в основном вытекающими из трудностей формирования образов окружающего мира. Однако она приобретает дополнительное значение, так как является эффективным средством коррекции и компенсации вторичных отклонений в психическом развитии, возникающих на фоне зрительного дефекта.
Так, по мнению Л.И. Плаксиной, сюжетно-ролевая игра имеет большое значение для физического и психического развития детей с нарушениями зрения, становления их индивидуальности и формирования умений жить сообща. В игре дети с нарушением зрения приобретают опыт общественного поведения в среде сверстников, практически овладевают нормами и правилами поведения, приобщаются к жизни окружающих взрослых, имеют возможность проявить большую, чем в какой-либо другой деятельности, самостоятельность. Велика роль игры в воспитании нравственных чувств и привычек, в развитии черт общности, формировании положительного отношения к труду людей, событиям общественно-трудовой жизни [5].
Л.И. Солнцева пишет о том, что “обучая слепых детей игре, организуя их творческие игры, воспитатель активизирует слепых дошкольников, что дает возможность преодолевать недостатки в развитии вызванные слепотой” [4].
Говоря об особенностях сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения, следует отметить работы Д.М. Маллаева, Л.С. Волковой, М.И. Земцовой, А.Г. Литвака, Л.И. Солнцевой, Л.И. Плаксиной, С.М. Хорош и др., посвященные изучению игровой деятельности детей данной категории.
Как отмечает Д.М. Маллаев, многие дети отказываются участвовать в совместных играх из-за слабой двигательной подготовки, низкого уровня физического развития, слабого владения предметными действиями и навыками совместной деятельности [1].
В работах М.И. Земцовой, А.Г. Литвака и др. отмечается, что общение детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения в ходе сюжетно-ролевой игры характеризуется наличием большого количества «пустых» слов, что свидетельствует о недостаточности связи вербального образа с конкретным содержанием. Дети испытывают трудности в овладении всеми структурными компонентами игры: бедность сюжета и содержания игры вследствие его неверного понимания; схематизм игровых и практических действий ввиду слабого владения двигательными навыками и нарушениями пространственной ориентировки; поверхностное отражение всех составляющих коммуникативного процесса; затруднено выполнение отдельных ролей и их распределение; в играх преобладает стереотипность, приверженность к прошлому опыту; фрагментарность, нечёткость восприятия образов окружающего мира [2].
Учитывая сложности формирования сюжетно-ролевой игры детей с нарушениями зрения целесообразно, как считают Л.И. Плаксина, И.Г. Корнилова, Л.С. Сековец, С.М. Хорош и др., организовывать целенаправленную коррекционную работу в данном направлении.
Для этого необходимо изучить трудности, которые испытывают эти дети в сюжетно-ролевой игре. В виду того, что развитие нормального и аномального ребенка происходит по единым закономерностям, на наш взгляд, для детей с нарушениями зрения возможно использовать целенаправленное наблюдение и диагностические методики, разработанные Л.Б. Баряевой, А.П. Зариным, Е.А. Стребелевой, Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной. Г.Н. Лавровой и др. Данные методики позволяют выявить характер распределения ролей, основное содержание игры, ролевое поведение, игровые действия, использование атрибутики и предметов-заместителей, использование ролевой речи, выполнение правил.
Результаты, полученные в ходе диагностического изучения сюжетно-ролевой игры детей с нарушениями зрения, могут лечь в основу коррекционной работы в данном направлении. Очевидно, что для организации этого вида игры требуются специальные условия и правильно организованная работа.
Наряду с методиками изучения существует ряд методических рекомендаций по развитию сюжетно-ролевой игры у детей с нарушениями зрения.
Так Л.С. Сековец утверждает, что к организации условий сюжетно-ролевых игр предъявляется ряд специальных требований коррекционной направленности, которые проявляются в подборе специальных игрушек, приспособлений, рассчитанных на особенности осязательного восприятия. Необходимо акцентировать отдельные признаки, добавив те детали, которые позволяют узнать объект по осязаемым признакам, а также игрушки-забавы с двигательными, звуковыми, цветовыми эффектами [6].
И.Г. Корнилова для реализации сюжетно-ролевой игры детей с нарушениями зрения предлагает следующие условия:
- организация игрового пространства;
- распределение ролей и выбор атрибутов игры;
- самостоятельная игра дошкольников с участием (или без участия) взрослого;
- помощь взрослого в затруднительных ситуациях (забывание сюжета, его трансформация, смешение ролей, деструктивное направление игры, трудности в её завершении и т.п.);
- завершение игры гуманным разрешением проблемы и эмоциональной разрядкой детей [1].
Ученые указывают на необходимость проведения пропедевтического этапа, который заключается в создании ситуаций, стимулирующих детей к проявлению своих потенциальных возможностей для компенсации интеллектуальной, сенсорной, двигательной недостаточности; знакомстве с игрушкой, обучении выполнения с ней игровых действий; знакомстве с ролевыми действиями и взаимоотношениями и др. Основной целью коррекционной работы на пропедевтическом этапе является подготовка ребенка к включению в совместную со сверстниками игру.
Подводя итог, мы можем утверждать, что сюжетно-ролевая игра является неотъемлемой частью развития ребенка, как с нормальным, так и с нарушенным зрением. Поэтому большое значение имеет правильно организованная диагностическая и коррекционная работа по развитию данного вида игры.
Список литературы
1. Корнилова, И. Г. Игра и творчество в психокоррекции [Текст] / И. Г. Корнилова. – Москва : Издательство «Научная книга», 2000. – 168 с.
2. Корнилова, И. Г. Игра и творчество в развитии общения старших дошкольников с нарушениями зрения. Креативная игра-драматизация [Текст] / И. Г. Корнилова. – М. : Издательство «Экзамен», 2004. – 160 с.
3. Краснощекова, Н. В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста [Текст] / Н. В. Краснощекова. – Ростов н/Д. : Феникс, 2006. – 251 с. – (Школа развития).
4. Лубовский, В. И. Специальная психология: Учеб. пособие для студ. Высш. пед. учеб. заведений [Текст] / В. И. Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. В. И. Лубовского. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 464 с.
5. Плаксина, Л. И. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду [Текст] / Под редакцией Л. И. Плаксиной. – М. : Экзамен, 2003. – 173 с.
6. Плаксина, Л. И. Коррекционно-развивающая среда в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида: Учебно-методическое пособие [Текст] / Л. И. Плаксина, Л. С. Сековец. – М., ЗАО «Элти-Кудиц», 2003. – 112с.
7. Эльконин, Д. Б. Психология игры [Текст] / Д. Б. Эльконин. – М. : Владос, 1999. – 360 с.