Организация работы по развитию коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры

Цель проекта: Формирование коммуникативных способностей у старших до­школьников в ходе сюжетно-ролевых игр.

Задачи:

Развивающие задачи:

• Способствовать развитию коммуникативных качеств личности: эмпатийность, доброжелательность, искренность, открытость в общении, инициативность;

• Формировать способности вступать в коммуникативный контакт, ориенти­роваться в ситуации общения, употреблять средства вербального и невербального общения;

• Развивать способность слушать партнера, способность договариваться с партнером, умение вступать в диалог, поддерживать его и завершать.

• Формировать способность к пониманию себя и других. Воспитывающие задачи:

• Воспитывать гуманное отношение к сверстникам;

• Воспитывать интерес и симпатию к сверстникам, желание играть с ни­ми;

• Формировать готовность выручить сверстника, умение считаться с мнением и интересами товарищей по игре, сверстников.

Обучающие задачи:

• Знакомить с различными профессиями людей, развивать к ним интерес. Основание для разработки: недостаточная форсированность коммуника­тивных способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, педагоги, роди­тели детей.

Целевая аудитория: дети старшего дошкольного возраста, педагоги

В основу педагогической работы были положены принципы:

1. Принцип свободы выбора.

В совместной со сверстниками деятельности необходимо предоставлять ре­бенку право выбора, в принятии им решений должна присутствовать доста­точная степень свободы.

2. Принцип ведущей деятельности.

Освоение детьми коммуникативных способностей должно осуществляться в инте­ресной игровой форме, в частности в сюжетно-ролевых играх.

3. Принцип личностной ориентации.

Каждый ребенок должен чувствовать эмоциональный комфорт.

Сроки реализации проекта: 6 месяцев.

Ожидаемые результаты:

-Создание предметно-развивающей среды -Обогащение и расширение словарного запаса.

-Развитие диалогической речи;

-Умение, контактировать в игровом сообществе, разрешать возникающие трудности, умение договариваться;

- Развитие доброжелательности, тактичности, вежливости, дружеских взаи­моотношений;

-Получение и расширение знаний о трудовых действиях работников театра, общественного транспорта и цветочного магазина.

- Развитие интереса к сюжетно-ролевым играм;

- Проявление творчества в игровой деятельности;

- Формирование взаимоотношений сотрудничества и взаимопомощи;

- Развитие положительных привычек и нравственных качеств;

-Умение брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры;

- Умение согласовывать собственный игровой замысел с замыслом сверстни­ков;

Этапы реализации и содержание проекта:

Подготовительный этап(сентябрь).

Задачи:

1. Создание предметно-развивающей среды для реализации проекта

2. Создание положительного эмоционального настроя, подготовка детей для участия в сюжетно-ролевых играх

Информирование родителей о сущности проекта. Формиро­вание мотивации на сотрудничество.

Создание предметно-развивающей среды для реализации проекта: оснащение материала совместно с родителями:

а) для сюжетно-ролевой игры «Буфет»:

изготовление муляжей продуктов (фрукты, хлебобулочные и кондитерские изделия и т.д);

пошив униформы для буфетчицы, салфеток, полотенец.

б) Для сюжетно- ролевой игры «Автобус»:

пошив фуражки для водителя;

-изготовление проездных билетов;

в) для сюжетно-ролевой игры «Цветочный магазин»: -изготовление букетов цветов;

г) для сюжетно-ролевой игры «Театр»:

изготовление театральных билетов

изготовление табличек «театр», «касса», «буфет», «гардероб­ная»;

-изготовление номерков для гардеробной

Подбор произведений устного народного творчества, худо­жественной литературы, изображений по данному направле­нию.

Подбор методической литературы по организации сюжетно­-ролевых игр с детьми старшего дошкольного возраста.

Подбор оборудования для показа отрывков мультфильмов и

детских художественных фильмов.

Создание положительного эмоционального настроя, подготовка детей для участия в проектной деятельности с помощью

игр:

- «Хорошее настроение»

- «Зеркало»

-«Доверие в общении»

Воспита­тель, ро­дители

2. Основной этап

Задачи:

1. Формировать культуру поведения в общественных местах.

2. Учить задавать вопросы и отвечать на них в краткой и полной форме

3. Учить контролировать себя и друг друга во время общения.

4. Формировать в ходе сюжетно-ролевых игр дружелюбные взаимоотношения между детьми, способности культурного общения друг с другом.

5. Воспитывать уважительное отношение к профессиям.

октябрь просмотр обучающего мультфильма с последующей беседой: «поведение в общественном транспорте». Рассматривание сюжетных картин на тему «Общественный транспорт» Разучивание песни С. Михалкова «Мы едем, едем, едем» Чтение художественной литературы : Н. Носов «Автомобиль» Игра «Угадай вид транспорта» Сюжетно-ролевая игра «Автобус»
ноябрь Просмотр видео на тему «Кто такой флорист» Беседа с детьми «Как ухаживать за цветами», Изготовление альбома «Цветы»
  Оригами «Цветы». Конкурс рисунков «Самый красивый цветок» Чтение художественной литературы: «Цветик-семицветик» В. Катаев. Сюжетно-ролевая игра «Цветочный магазин».
декабрь 1 .Просмотр видеозаписи «Что такое театр?» Приглашение одного из родителей для рассказа «Что такое бу­фет и кто в нем работает?» Рассказ с использованием мультиме­дийной презентации по теме. Игра «Угадай загаданное», игра-экспериментирование «Узнай на вкус?» (Опробование детьми фруктов и овощей) Составление рассказа по картинкам «Правила поведения в ка­фе» (в буфете) Игра театральное меню 5. Сюжетно-ролевая игра «Театральный буфет»
Январь- февраль Показ мультимедийной презентации: «Пермские театры» Экскурсия в «ТЮЗ» Чтение художественной литературы: «Теремок» Рассматривание картинок с обсуждением «Как вести себя в те­атре» Выбор сказки для драматизации «Теремок» Сюжетно-ролевая игра «Театр». Коллективная аппликация с элементами рисования «Афиша»

В самом начале нашей работы, мы трудились над созданием эмоцио­нально-положительной атмосферы в процессе совместной образовательной деятельности и формированием у детей мотивации на общение.

Мы разнообразили наглядный материал множеством ярких иллюстра­ций литературных произведений, сюжетными картинками, карточками для составления рассказов, наборами картинок с эмоциональными сюжетами. В речевом и познавательном центрах появились настольно-печатные игры по развитию речи.

В своей работе мы использовали игры, которые способствуют созданию эмоционально-положительной атмосферы: «Хорошее настроение», «Зер­кало», «Доверие в общение». Так же такие игры повышают мотивацию на общение.

С начала проведения игр, дети вели себя довольно настороженно. Дима Л., и Наташа Н., не хотели участвовать в совместной деятельности. Артем Ж., постоянно отвлекал на себя внимание. Но постепенно детиактивизировались и влились в процесс. Не все дети привыкли говорить о своих чувствах. Дима Л., затруднялся называть свои чувства при обсуждении проблемных ситуаций, поэтому ребята приходили ему на помощь.

Развитие коммуникативных способностей по нашему проекту происходит в сюжетно-ролевых играх «Автобус», «Магазин цветов», «Театральный бу­фет», и «Театр». Сюжетно-ролевая игра «Театр» будет включать все сюжет­ные линии и станет итогом проекта. Последовательность работы над каждой игрой мы бы хотели показать на примере игры «Автобус».

Для того, чтобы закрепить способности культуры поведения в обществен­ном транспорте, мы организовали просмотр обучающего мультфильма «По­ведение в общественном транспорте». Обращали внимание детей на то, что нужно быть внимательными к окружающим людям и доброжелательными в общении с ними. Для рассказа о том, кто работает в сфере общественного транспорта и в чем заключается их работа, была приглашена мама Марины К., во время беседы, дети вовлекались в диалог, воспитатель помогала пра­вильно формулировать вопросы, которые заинтересовали детей. Правиль­ность формулировки заключается в том, чтобы вопросы были грамотно по­строены, были досказаны до конца и заданы в вежливой форме. Вот пример вопроса, который задала Катя Е.: «Расскажите, пожалуйста, почему билеты нужно сохранять до конца всей поездки?».

Сюжетные картины «Общественный транспорт» были использованы- так же для формирования речи, как средства общения. Детям было предло­жено составить коллективный рассказ по теме, во время составления дети вступали в диалог, решали как будет разворачиваться сюжет их рассказа. Мише Г, Алине Д и Наташе Н., оказывалась помощь в составлении предло­жений со стороны воспитателя, эти дети часто стесняются, им не хватает уверенности для высказывания своего мнения в коллективном задании, но с поддержкой взрослого начинают раскрываться и вести себя более уверенно.

Исполнение песен объединяет детей, способствует развитию их обще­ния. В нашем проекте использовалась песня «Мы едем, едем, едем». При ра­зучивании песни, воспитатель побуждала детей внимательно слушать музы­ку, обращала внимание на культуру слушания, учила детей слушать молча, высказываться только по окончании звучания. Обсуждая прослушанное произведение, дети стали участниками небольшой дискуссии. Это способ­ствует умению излагать свои мысли подробно и обстоятельно, дети учатся выслушивать товарищей не выкрикивая и не перебивая друг друга.

Развитие общеречевых способностей у детей, владение средствами вырази­тельной речи, важное условие адаптации в обществе. Огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка имеет художественная литература. Она обогащает эмоции, развивает воображение и дает образцы русского литера­турного языка. Мы использовали произведение Н. Носова «Автомобиль». Для совместного чтения, мы пригласили маму Андрея Р., она прочитала де­тям рассказ, а после чего, помогала воспитателю в организации беседы на прочитанную тему.

Коммуникативная игра «Угадай вид транспорта» была использована для формирования способностей вербального и невербального общения. По пра­вилам игры, выбирается один ведущий, который жестами или словами дол­жен описать задуманный им транспорт, остальные дети отгадывают. В нача­ле игры воспитатель обозначила себя в роли ведущего, чтобы показать все на своем примере, после, на роль ведущего пригласила Мишу Г.

В этой игре можно потренировать отгадывающих детей в умении сдерживать эмоции, не кричать и не спорить друг с другом. Это достаточно трудно для детей-дошкольников, но если обращать на это внимание, как и поступала воспитатель в нашем случае, то дети постепенно этому научатся.

После всей проделанной нами работы, мы перешли к организации са­мой сюжетно-ролевой игре «Автобус». Как известно, в сюжетно-ролевых играх дети получают новые знания, умения и способности, впечатления, в процессе игры накапливается общественный опыт детей, формируются способности пове­дения, общения с другими детьми и взрослыми. Перед игрой определялся сюжет игры, справедливое распределение ролей, напоминались правила по­ведения.

В начале игры, детям предстояло решить, из чего можно построить ав­тобус. Придя к выводу, что для постройки можно использовать стулья, вос­питатель распределила обязанности (мальчики приносят стулья, девочки по­могают в расстановке). Когда постройка была готова, желающих на роль во­дителя, так и на роль кондуктора было много. Для того, чтобы дети не оби­жались друг на друга, не начинали ссориться и спорить, водитель и кондук­тор выбирались с помощью игры. Построившись в круг, по определенному сигналу, дети передавали друг другу руль, второй сигнал обозначал останов­ку действий. Тот ребенок, у которого остался руль и назначается на роль во­дителя. Тот же самый метод используется и при выборе кондуктора, только уже передается сумка. После того, как роли были распределены, началась иг­ра. Подробный конспект проведения игры в Приложении 4.

Некоторые дети вначале отказывались играть какую-либо роль, но по­степенно пример более активных детей побудил ребят к творчеству: Артем Ж., Вика Т., Алиса Г.,начали играть пусть небольшие роли, но все же стали участвовать в совместной игре.

Детям с высоким уровнем сформированности коммуникативных способностей мы чаще предлагали выступить первыми в роли, показать пример, как может персонаж отображать данное действие.

Детям со средним уровнем мы старались оказывать больше внимания в плане стимулирования их активности и инициативности, для того, чтобы они могли проявлять себя в ситуации общения.

Детям с низким уровнем сформированности коммуникативных способностей мы оказывали дополнительную помощь. Перед проведением игры обсуждали персонажей, возможные действия героя.

Сюжетно-ролевые игры «Цветочный магазин», «Театральный буфет», «Театр» будут реализовываться примерно по такому же принципу.

Основной способ действия - осуществление качественного руководства игровой деятельностью детей с целью развития ее до такого уровня, когда бы она стала средством формирования их коммуникативных способностей.

Заключительный этап

1. Открытый показ сюжетно-ролевой игры «Театр» (приглашение родителей ) февраль воспитатель
2. Анализ проведенной работы при реализации проекта.

На заключительном этапе готовится открытый показ сюжетно- ролевой игры «Театр», приглашаются родители детей, которые становятся участни­ками игры.

Для анализа проведенной работы потребуется повторно провести диа­гностику коммуникативных способностей у детей.

Наши рекомендации