Сюжетно-ролевая игра как средство развития межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения

Взаимодействие человека с окружающим миром осуществляется в системе объективных отношений, которые складываются между людьми в их общественной жизни. Отражением этих объективных взаимоотношений между членами группы являются субъективные межличностные отношения [1].

От того как ребёнок общается со сверстниками, зависит направление его развития. Проблема межличностных отношений в группе всегда привлекала внимание отечественных педагогов и психологов.

В.Н. Мясищев утверждает, что межличностные отношения реализуются, проявляются и формируются в общении. Исключительно велика роль общения в формировании личности ребенка.

В исследованиях А.Н. Леонтьева внимание акцентируется на том, что в дошкольном возрасте у ребенка возникают сложные и разнообразные виды отношений с другими, которые в значительной степени определяют становление его личности. Важно изучить эти отношения, чтобы целенаправленно формировать их, чтобы создать для каждого ребенка в группе благоприятный эмоциональный климат.

Проблема межличностных отношений старших дошкольников является весьма актуальной. Именно в дошкольном возрасте в жизни ребёнка всё большее место начинают занимать другие люди. И к старшему дошкольному возрасту он явно предпочитает общество сверстника обществу взрослого человека.

Учёные отмечают, что межличностные отношения имеют ряд форм, особенностей, которые реализуются в коллективе, группе людей, группе сверстников в процессе общения в зависимости от различных факторов, влияющих на них.

Роль межличностных отношений особенно велика в детстве, так как для маленького ребёнка его общение с другими людьми это не только источник разнообразных переживаний, но и главное условие развития его личности, его человеческого развития.

Как утверждает Е.О. Смирнова, дошкольный возраст – особо ответственный период в воспитании, так как является возрастом первоначального становления личности ребёнка.

В исследованиях Л.С. Волковой, М.И. Земцовой, Л.И. Солнцевой , В.А. Феоктистовой и других отмечено, что зрительный дефект, имеющий различную этиологию и различные проявления, отрицательно сказывается на развитии психики ребёнка. Специфическая закономерность аномального развития, характеризующаяся дефицитом информации об окружающем мире, выступает у детей с нарушениями зрения в изменении и замедлении процесса зрительного восприятия, что вызывает нечёткость, фрагментарность образа окружающего мира. Это негативно влияет на развитие составляющих коммуникативной деятельности [2; 4].

Это приводит к нарушениям межличностных отношений, а это в свою очередь создаёт серьёзные проблемы на пути из развития и требует специальной коррекции.

Для подтверждения теоретических посылок нами было проведено экспериментальное исследование межличностных отношений дошкольников с нарушениями зрения.

В исследовании приняли участие 10 детей 5-6 лет с нарушениями зрения. Все дети с сохранным слухом и интеллектом.

Для изучения межличностных отношений в группе дошкольников использовалась методика «Социометрия» , вариант «С кем бы ты хотел поиграть» в модификации Я.Л. Коломинского и изучение межличностного взаимодействия в процессе наблюдения.

Данные «Социометрии» фиксировались в протоколе социометрической матрицы. Вычислялся социометрический статус, взаимный выбор, коэффициент взаимности, уровень благополучия.

Взаимный выбор определялся следующим образом: анализировалось, кого выбрал данный ребенок, и соотносилось с тем, выбрали его эти дети или нет.

По итоговому количеству выборов каждого ребенка определялось статусное положение каждого ребёнка, далее происходило распределение детей по условным статусным категориям:

- «звезда» – 5 и более выборов (чаще всего сверстники характеризовали детей-лидеров как весёлых, красивых; про них говорили – «она играет со мной», «он помогает», «он придумывает игры»);

- «принятые» – 2-4 выборов (дети делятся игрушками, вместе играют, про таких детей говорят – он хороший друг/ подруга);

- «непринятые» – 1 выборов (про них дети говорили, что они жадничают, обижают, дерутся, ничего не знают);

- «изолированные» – 0 выборов (это дети, которые хотят играть одни, не выбирают ни одного сверстника).

Вторым этапом эксперимента было наблюдение.

В ходе наблюдения мы обращали внимание на следующие качества:

- щедрость,

- доброжелательность,

- уступок,

- отзывчивость,

- активность.

Таким образом, для изучения особенностей межличностных отношений был проведён констатирующий эксперимент: социометрия и наблюдение.

Группа детей с нарушением зрения недостаточно благополучна по социометрическому статусу, индекс изолированности составил 38%: 4 ребенка попали в число непринятых, 1 ребенок – изолированный.

Однако дети с нарушением зрения чаще всего удовлетворены своими отношениями (коэффициент удовлетворённости составил 70%).

Коэффициент взаимности свидетельствует о недостаточной сплоченности группы – средний уровень взаимности (26%).

Часто представление ребенка о себе и представление о нем сверстников не совпадает. 5детей из общего числа обследуемых считали, что дети не желают с ними играть, хотя анализ социометрии показал, что именно с этими детьми хотели бы взаимодействовать сверстники, именно к ним хотели бы обратиться за помощью.

Развитие межличностных отношений и самосознания ребенка в этом возрасте еще интенсивно продолжается. На этапе дошкольного детства еще возможно преодолеть различные деформации в отношениях с другими, снять фиксацию на самом себе и помочь ребенку полноценно прожить разные этапы возрастного развития.

Одной из причин низкого социометрического статуса являются несформированные коммуникативные качества, игровые навыки, низкая познавательная активность, неадекватное поведение. Это обедняет практический опыт коммуникаций детей и служит преградой в развитии межличностных отношений.

Именно это указывает на необходимость коррекционной работы в данном направлении.

Эффективным средством развития межличностных отношений, на наш взгляд, является сюжетно-ролевая игра:

- она обладает большим воспитательным и развивающим потенциалом;

- основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в заданной им самим игровой обстановке, согласуя сою деятельность с деятельность других детей;

- одной из характерных черт сюжетно-ролевой игры является самостоятельность детей в игре: ребенок воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает; при этом ребенку необходимо выстраивать позитивные межличностные контакты со сверстниками;

Согласуясь с особенностями развития ролевой игры дошкольников с нарушениями зрения, можно наметить основные пути коррекционно-воспитательной работы, нацеленной на:

- формирование реальных представлений об окружающей действительности, признаках и функциональных свойствах предметов;

- обучение совместным действиям, умениям планировать их с учетом требований роли и правилам игры;

- формирование предметных, конструктивных, игровых и ролевых действий, адекватных деятельности взрослых людей в быту и доступных детям трудовых занятиях;

- создание условий для развертывания детьми сюжета игры и оптимизацию взаимовлияния детей в ходе их общения в игре;

- активизацию имеющихся у детей представлений для обогащения сюжета и роли в игре [3].

В игре происходит становление личности ребенка, поэтому ее педагогическая ценность зависит от того, во что и как играют дети, каково содержание сюжетно-ролевых игр.

Список литературы

1. Бодалёв, А. А. Личность и общение [Текст] / А. А. Бодалёв. – М. : Педагогика, 1983. – 256 с.

2. Никулина, Г. В. Формирование коммуникативной культуры лиц с нарушениями зрения [Текст] / Г. В. Никулина. – СПб. : Каро, 2006. – 391 с.

3. Середа, Е. И. Практикум по межличностным отношениям: помощь и личностный рост [Текст] / Е. И. Середа. – СПб. : Речь, 2006. – 224с.

4. Феоктистова, В. А. Развитие навыков общения у слабовидящих детей [Текст] / В. А. Феоктистова. – СПб. : Речь, 2005.

Наши рекомендации