Роль внеклассной работы в воспитании учащихся начальной школы
Характер нравственных взаимоотношений, которые формируются на уроке, в процессе обучения, закрепляются или несколько видоизменяются во внеклассной деятельности.
Внеклассной работой называются различные воспитательно-образовательные мероприятия, выходящие за рамки обязательных учебных программ и проводимые школой во внеурочное время.
Внеклассная работа – широкое и неоднозначное понятие, которое включает в себя разные, неоднородные по содержанию, назначению, методике проведения, формам и способам руководства занятия. Например, внеклассное чтение и проведение школьных праздников и вечеров – все это область внеклассной работы.
Внеучебная работа – это те внеклассные занятия, которые ведутся в коллективах на основе самоуправления, активности и самодеятельности детей при направляющей роли классных руководителей.
Внеурочная работа по целям, содержанию и методам примыкает к учебному процессу, являясь его продолжением во внеурочное время. Она не всегда носит добровольный и самодеятельный характер. Определяющая роль в ее планировании и организации принадлежит педагогам. Пример тому может служить работа, которую ведут учителя-предметники по расширению и углублению у школьников знаний программного материала [9, c.197].
Внеклассная работа в школе имеет большое воспитательное и образовательное значение. Проводимая в тесной связи с урочной, классной работой, внеклассная деятельность, рассматриваемая как одна из фаз процесса обучения, направленного на использование содержания учебного материала в жизненной практике учащихся, углубляет их знания, расширяет способы деятельности, создает условия для реализации индивидуальных способностей школьников, для побуждения у них интереса к самообразованию, к самосовершенствованию.
Прежде всего, следует отметить, что при правильном сочетании ее с учебной работой обеспечивается большая гибкость и подвижность всей системы учебно-воспитательной деятельности в целом. Внеклассные занятия можно рассматривать как одно из средств дифференциации обучения и воспитания при сохранении единого и обязательного учебного плана. Они помогают также дополнить учебный план. В известной степени устранить его слабые места [23, c.30].
Внеклассная работа создает особо благоприятные условия для накопления опыта коллективной жизни, дает простор для проявления самостоятельности, развития общественной активности. Учебный труд в силу его специфичности не может служить такой благоприятной основой сплочения коллектива, какой являются трудовая, игровая деятельность, в которые учащиеся включаются наиболее активно во внеучебное время. Здесь дети вступают в многосторонние взаимоотношения между собой [24, c.55].
Внеклассная работа проводится на основе общих принципов воспитания, которые составляют исходные начала при определении ее направления, содержания, формам и методов. Это принципы: добровольности; связи внеклассной и внешкольной работы с жизнью, трудом; единства и целостности воспитательного процесса; ориентация на ценности и ценностные отношения; принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей; Принцип единства воспитательных воздействий. Все они тесно взаимосвязаны между собой и представляют целый комплекс. Принципы придают внеклассной работе определенную устойчивость, одновременно открывая динамические возможности.
Одним из основных принципов является принцип добровольности. Суть его состоит в том, что ученики должны сами выбрать ту деятельность, которая им наиболее интересна, в области которой они могут проявить свои способности, талант, добиться определенных результатов: кому-то нравится музыка. При этом важно следить за тем, чтобы учащиеся не были перегружены этой деятельностью [55, c.103].
Принцип единства и целостности воспитательного процесса означает, прежде всего, соединение обучения и воспитания в единое целое, органическую связь между учебной, внеклассной и внешкольной работой. Неразрывность этих сторон педагогического процесса – главнейшее условие повышения его эффективности.
Данный принцип предполагает необходимость соблюдения преемственности между внеклассной работой, проводимой на протяжении учебного года и во время школьных каникул: воспитательная деятельность в летний период должна строиться с учетом тех задач, которые решались в системе учебно-воспитательной работы в целом.
Важным требованием к организации внеклассной работы является ориентация на ценности и ценностные отношения. Этот принцип осуществляется благодаря тому, что организуемая педагогом деятельность принимает философский характер: за фактом обнаруживается явление, за явлением – закономерность жизни, за закономерностью – основы человеческой жизни. Это позволяет каждый момент совместной внеклассной деятельности в проживании ценностных отношений.
Ориентация на отношение преобразует любую деятельность детей в проживание ими отношений, формирует личностную жизненную позицию «быть», когда для человека важно, что с ними происходит, и этим наполняет его жизнь, составляя ее содержание.
Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей во внеклассной работе означает, что она должна строиться с опорой на силы и возможности, присущие данному возрасту, и содействовать дальнейшему духовному и физическому развитию каждого школьника.
Содержание внеклассной работы в начальных классах должно быть рассчитано на расширение кругозора учащихся, ознакомление их с доступными явлениями жизни. Неустойчивость внимания детей этого возраста заставляет искать наиболее яркие и эмоциональные формы работы с ними, значительное место отводить игре [15, c.19].
Принцип единства воспитательных воздействий является необходимым условием при организации внеклассной воспитательной деятельности с учащимися. Отсутствие этого единства разрушает воспитательную работу отдельных лиц и организаций, приучает детей рассматривать нормы и правила поведения как нечто необязательное, устанавливаемое каждым человеком по своему разумению [39, c.24].
Внеклассная воспитательная работа с учащимися имеет разнообразные формы. Под формой следует понимать варианты организации педагогического процесса, композиционное построение воспитательного мероприятия. Наиболее распространено следующее общее деление форм внеклассной работы: индивидуальные, кружковые (групповые), объединяющие и массовые.
Индивидуальная работа – это самостоятельная деятельность отдельных учащихся, направленная на самовоспитание, на выполнение заданий учителя и поручений коллектива, выходящих за рамки учебных программ. Сюда относятся, подготовка докладов, заметок в газету, выполнение трудовых заданий.
Кружковая (групповая) внеклассная работа способствует выявлению и развитию интересов и творческих способностей и дарований учащихся в определенных областях науки, спорта, углублению знания ими программного материала, дает новые сведения, формируют умения и навыки [26, c.57]
В кружках проводятся занятия разного типа. Это доклады, обсуждения произведений литературы, изготовление наглядных пособий.
К объединяющим формам работы относятся детские и юношеские клубы, кинотеатры и киностудии [31, c.14].
Формы массовой работы принадлежат к числу наиболее распространенных в школе и внешкольных учреждениях. Они очень разнообразны и по сравнению с другими формами внеклассной работы имеют преимущество в том, что рассчитаны на одновременный охват многих учащихся, им свойственны такие специфические особенности, как красочность, большое эмоциональное воздействие на детей [32, c.8].
Вышеназванные формы – это далеко не единственные способы организации внеклассной работы с младшими школьниками, тем более что процесс разработки новых форм продолжается и сегодня. Каждый учитель начальных классов, опираясь на свой опыт, потребность в самореализации. Может принять в нем участие.
Передовые педагоги ищут пути повышения их эффективности. Для этого, прежде всего, необходимо правильное сочетание различных форм этой деятельности. Не следует увлекаться использованием какой-то одной формы, так как в природе каждой из них заложены свои неповторимые возможности. Так, например, увлечение индивидуальной внеклассной воспитательной работой лишает детей той праздничности, торжественности, чувства приобщения к общему делу, которые дают ее массовые формы. При этом надо иметь в виду, что форма сама по себе еще не решает успеха дела. Важно, чтобы она была наполнена полезным содержанием.
Таким образом. Внеклассная работа является основной сферой формирования коллективных отношений, воспитания активных и сознательных участников общественной жизни.