История дошкольного образования в россии
Дошкольное образование имеет многовековую историю развития.
И оно уходит корнями лишь в начало XIX в. Первые такие заведения назывались «Школами для самых маленьких». Самую первую «школу» создал Роберт Оуэн в Шотландии. Несмотря на это, родоначальником детских садов принято считать немца Ф. Фребеля. Он в 1837 г. в городе Бланкенбурге открыл собственное заведение для маленьких детей и назвал его детским садом.
Дальше детские сады начинают появляться в других европейских странах. Одновременно с этим начинают появляться и развиваться всевозможные педагогические теории и системы. Заметьте – не до этого, а только одновременно, а зачастую, значительно позже. Чаще всего, детские сады создавались для тех детей, которые не получали вообще никакого воспитания.
В последнюю треть XIX в. в России вслед за странами Западной Европы образовываются новые виды образовательных учреждений.
В 1866 г. в России был открыт первый не оплачиваемый, «народный детский сад» для детей горожан из низших слоев населения при благотворительном «Обществе дешевых квартир» в г. Санкт–Петербурге. В этом же году Аделаида Семеновна Симонович открыла частный платный детский сад для детей высших слоёв населения[3].
В начале XX в. в России было открыто множество таких дошкольных заведений, как бесплатных детских садов, так и платных для интеллигенции и рождающейся буржуазии, приютов, площадок для детей низших слоев населения, а также для детей–сирот.
В этих же годах появляется методика дошкольного воспитания, первый журнал, где были опубликованы систематические записки о методах и формах обучения детей дошкольного возраста стал «Детский сад» под редакцией Аделаиды Симонович авторитетность данного издания была высокая, свидетельством является участие в данной работе и публикации Константина Ушинского.
В 1871 г. было создано Санкт–Петербургское общество содействия первоначальному воспитанию детей дошкольного возраста. Общество содействовало открытию курсов по подготовке женщин–воспитательниц в семьях и детских садах, а также проведению лекций по дошкольному воспитанию. К 1914 г. в стране действовало несколько десятков детских садов. В 1913 — 1917 гг. Вице–президентом Санкт–Петербургского Общества содействия дошкольному воспитанию была известный российский педагог Елизавета Ивановна Тихеева, занимавшаяся изучением вопросов дидактики и методики начального обучения. С 1913 г. она руководила созданным при Обществе содействия дошкольному воспитанию детским садом, которым после 1917 г. она руководила до 1928 г.[1].
Государственная система дошкольного образования в нашей стране образовывалась после принятия 20 ноября 1917 г. «Декларации по дошкольному воспитанию». В данном документе были определены поводы советского дошкольного образования: доступность и бесплатность общественного воспитания детей дошкольного возраста. На базе университета Московских высших женских курсов в 1918 году по желанию профессора К. Н. Корнилова был основан 2–ой Московский государственный университет, с организацией педагогического факультета с дошкольным отделением. Главной вехой образования государственной системы, подготовка педагогов дошкольного образования – был первый Всероссийский съезд по дошкольному воспитанию, состоявшийся в Москве в 1919 г.
Первая «Программа работы детского сада» вышла в 1934 г., а в 1938 г. были опубликованы «Устав детского сада», определявшие задачи работы, особенности и структуру функционирования дошкольных заведений, и «Руководство для воспитателей детского сада», содержавшее методические указания по разделам работы с детьми. В 1937 г. специальным постановлением Совнаркома вводятся ведомственные детские сады, в 1939 г. устанавливаются типовые штаты для детских садов всех видов и ведомств[2].
Журнал «Дошкольное воспитание» начинает выходить с 1928 г. ежемесячно, носящий научно–методические указания для преподавателей и воспитателей дошкольных учреждений. К 40–м гг. XX в. дошкольные образовательные учреждения достигли высокоразвитого уровня, общественным воспитанием были охвачены более 2 миллионов воспитанников[3].
В послевоенное время продолжилось развитие системы общественного дошкольного воспитания, которое по мыслям коммунистических идеологов обязано было заменить семейное воспитание. В 1959 г. появился новый вид дошкольного образовательного учреждения — ясли–сад, где, по желанию родителей, дети могли воспитываться с двух месяцев до семи лет. Это было вызвано необходимостью совершенствования организации работы дошкольных учреждений и, в частности, установления преемственности в воспитании детей раннего и дошкольного возраста. Вначале 60–х гг. была создана комплексная программа воспитания в детском саду, которая стала единым обязательным документом в работе дошкольных учреждений страны. Над программой работали ведущие научно–исследовательские институты дошкольного воспитания АПН СССР и ведущие кафедры дошкольной педагогики. А в 1978 г., после внесения очередных изменений, программа получила название типовой. Она просуществовала до 1984 г., когда была заменена Типовой программы воспитания и обучения в детском саду.
– В связи с реформированием система образования в предверьи 80–х–90–х гг. возникла «Концепция дошкольного воспитания» (авторы В.И. Давыдов, В.А. Петровский). В ней выделены четыре основных принципа, являющиеся основополагающими для экспертных оценок дошкольного образования России: гуманизация, основы гражданственности, уважения к правам и свободам человека, трудолюбия, любви к семье, Родине, природе;
– развивающий характер образования — ориентация на личность ребенка, сохранение и укрепление его здоровья, установка на овладение способами мышления и деятельности, развитие речи дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения — развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами, способностями и возможностями;
– деидеологизация дошкольного образования — приоритет общечеловеческих ценностей, отказ от идеологической направленности содержания образовательных программ детского сада[4].
Под дошкольным образованием в России понимается обеспечение интеллектуального, физического и личностного развития ребёнка дошкольного возраста от 2 до 7 лет.
Дошкольное образование производится, как правило в заведениях дошкольного образования, заведениях общего образования (предшкола), заведения дополнительного образования детей (центры и объединения раннего развития ребёнка), но может производится в домашних условиях (в семье). При учёте обстоятельств в России сейчас более трети молодых семей, имеющих ребёнка, не обеспечены дошкольными детскими учреждениями, родительская подготовка к азам семейного дошкольного воспитания становится одной из важней задач молодёжной семейной политики.
В 1990 г. охват детей учреждениями дошкольного воспитания в Российской Федерации составил примерно 70%. При этом было неудовлетворенно около 1 млн. заявлений родителей о приеме детей в детский сад. Кроме того была создана мощная инфраструктура в виде промышленности, выпускавшей детскую одежду, книги, игрушки и прочий необходимый инвентарь. И, что очень важно, было налажено серьезное научное (медицинское, педагогическое и психологическое) обеспечение дошкольного образования. Все эти факторы, включая последний, и сыграли свою решающую роль в период начала перестройки, когда отечественное образование в принципе оказалось вполне готовым к осмысленному проведению давно назревшей реформы.
В 1989 г. была создана «Концепция дошкольного воспитания» (под редакцией В.Давыдова, В.Петровского), которая определила ключевые позиции обновления детского сада. Реализация этой концепции потребовала создания правовой базы. В 1991 г. было принято «Временное положение о дошкольных учреждениях», определявшее в качестве основных функций ДОУ охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, обеспечение их интеллектуального и личностного развития, заботу об эмоциональном благополучии каждого ребенка. Принятый в 1992 г. Закон РФ «Об образовании» определил правовой статус дошкольных образовательных учреждений, их функции и обязанности.
В конце 90-х гг. 56,6 тыс. дошкольных учреждений посещали 4,4 млн. детей, при этом 217,8 тыс. детей нуждались в устройстве в такие заведения1. Наиболее распространенными видами дошкольных учреждений являются детские сады (74%), учреждения компенсирующего назначения для детей с нарушениями здоровья (14,4%). В дошкольном воспитании заняты 641,8 тыс. педагогических работников, из которых более 70% являются воспитателями, имеют высшее (26,8%) и в основном среднее педагогическое (63.2%) образование.
В 90-е гг. в России сокращалась численность детей в возрасте от 1 до 6 лет, посещающих дошкольные учреждения (на 51% за 1990 – 1998 гг.), что связано как с демографическими, так и социальными. Число дошкольных учреждений уменьшилось на 36%, число мест в них - на 65%, численность педагогических работников - на 35% (за 1990 – 1998 гг.).
Последние 10–15 лет принесли радикальные изменения в систему общественного дошкольного воспитания. На смену типовой программе пришли вариативные, на смену унифицированному «детскому саду» – разные типы и виды дошкольных учреждений. ДОУ сегодня официально работают по комплексным базисным, парциальным, специальным образовательным программам. Инновационное движение в дошкольном образовании не уступает по своему масштабу школьному. Однако, на конец 2004 г. уровень охвата детей дошкольными учреждениями составлял в среднем уже 59%.
Изменения, произошедшие в сфере дошкольного образования за последние 15 лет, приобрели обширный характер. Они требуют решения частных проблем, заложенных в рамках Федеральной целевой программы развития образования.
Следует также отметить, что учреждения дошкольного воспитания оказывают комплексные и последовательные услуги по образованию и содержанию детей. Однако в современных условиях возможно предоставление только отдельных услуг. Расширение спектра и качества предоставляемых услуг дошкольного образования способствовало бы сохранению существующей сети дошкольных учреждений и повышению квалификации педагогических кадров. Другими словами, имеющаяся сеть дошкольного воспитания должна быть готова к возможному росту спроса на данный вид услуг в связи с прогнозируемым незначительным ростом численности родившихся в 2000-2006 гг.
Проблемы современных детских садов. Знакомы не только людям, у которых есть дети, посещающие подобные заведения, но и другим гражданам, которые видят внешний ветхий облик современных детских садов.
Во всех регионах России, он легко узнаваем - это стандартное двухэтажное здание, с еще советской детской площадкой, включающей в себя железные горочки, лесенки, ржавые качели. Помимо этого, наши детские садики славятся переполненными группами, некачественным питанием, несвоевременно оказанной медицинской помощью, грубыми и порой ленивыми воспитателями.
Также можно выделить проблему нехватки педагогических кадров. Очень мало кадров, так как молодых специалистов не хватает или они просто не идут работать по специальности. А в нынешних детских садах остаются старые воспитательницы, которые не принимают современную систему образования дошкольников.
Проводились многочисленные проверки дошкольных образовательных учреждений, в ходе которой были выявлены факты использования детсадов не по назначению, а также полуразрушенные и заброшенные детсады.
По данным департамента образования, с 1 сентября 2010 г. в столичной системе дошкольного образования находилось более 2 тысяч детских садов, которые приняли более 343 тысяч детей, что примерно на 23 тысячи больше, чем в 2009-2010 учебном году. При этом в очереди стоят 25,5 тысячи «дошколят».
Проверка показала, что «при очевидной проблеме нехватки мест в дошкольных образовательных учреждениях ряд ведомственных детских садов используются собственниками имущества не по назначению», в которых обычно размещаются офисы, различные фирмы. Это также касается и Нижнего Тагила, так как большинство детских садов переполнено, либо находится в ветхом состоянии, но в городе подготавливается большое количество педагогических кадров, которые впоследствии заменят уже имеющиеся. Такие проблемы требуют немедленного решения и активных действий со стороны Министерства образования и правительства России.