П.1 Современное состояние системы дошкольного образования в России

1.Новая социальная ситуация развития ребенка несет рискидля детей дошкольного возраста:

• ярко выраженная дифференциация социально-экономических условий жизни российских граждан ведет к нарастанию различий в траекториях развития детей из разных слоев, из разных регионов, из городской и сельской местности, несет угрозу утраты единого образовательного пространства;

• рост группы детей с ускоренным развитием, при увеличении количества детей с проблемами в развитии, детей, растущих в условиях социально-экономического, медико-биологического, экологического, педагогического и психологического риска, приводит к нарастанию различий в динамике развития детей, в степени развития их способностей, к мотивационным различиям;

• тенденция к «школяризации» дошкольного образования, к форсированию интеллектуального развития детей в форме искусственной акселерации за счет вытеснения типично детских видов деятельности и замещения их псевдоучебной деятельностью приводит к снижению общей активности детей – игровой, познавательной, исследовательской, коммуникативной и пр., что ведет к снижению их мотивации к учению на следующих уровнях образования;

• неблагоприятная тенденция к обеднению и ограничению общения детей с другими детьми приводит к росту явлений социальной изоляции (детского одиночества), отвержения, к низкому уровню коммуникативной компетентности детей, низкой мотивации общения и сотрудничества, усилению проявлений тревожности и детской агрессивности.

2. Получили широкое распространение новые формы организации дошкольного образования (не только ДОУ полного дня, но и группы кратковременного пребывания детей при ДОУ, центры поддержки развития детей при образовательных учреждениях - ДОУ и школах и т.д.).

Эти новые - альтернативные традиционному ДОУ полного дня - формы организации дошкольного образования являются очень востребованными в настоящее время в силу следующих объективных причин:

1. Увеличение количества детей с нарушениями соматического здоровья и психического развития (речь идет не о «грубых» нарушениях, а о таких широко распространенных сейчас трудностях развития детей, как минимальные мозговые дисфункции, гиперактивность, нарушения межполушарного взаимодействия, психосоматическая ослабленность, нарушения неврологического статуса и т.д.).

Пo данным НИИ педиатрии, у 50% детей 6-7-ти лет отмечены отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата, 30% детей имеют нарушения в сердечно-сосудистой и дыхательной системах, около 70% детей страдают от гиподинамии.

Таким детям, действительно, очень трудно пребывать целый день в ДОО вместе с более здоровыми и психологически благополучными сверстниками. Кроме того, дети с трудностями здоровья и психического развития требует к себе повышенного внимания со стороны педагогов, индивидуального подхода, что в условиях большой наполняемости групп в ДОО полного дня очень часто оказывается весьма затруднительным.

2. Так называемая «демографическая яма», образовавшаяся в результате резкого снижения рождаемости в 1990-е гг., общая нестабильная социально-экономическая ситуация в нашей стране в то время привела к массовому закрытию муниципальных и ведомственных ДОО, продаже зданий детских садов частным компаниям, коммерческим организациям и т.д.

В настоящее же время год от года наблюдается устойчивая тенденция роста рождаемости. В результате система общественного дошкольного образования, подорванная в 90-х годах прошлого столетия, в настоящее время оказалась не готова к демографическому всплеску: мест для детей 1,5-3 года в ДОО не хватает повсеместно, особенно остро эта проблема стоит в мегаполисах.

3. За последние десять-пятнадцать лет в нашем обществе произошло резкое социальное расслоение. У представителей каждой социальной группы появились собственные требования к воспитанию, образованию и развитию детей, начиная уже с дошкольного возраста. В обеспеченных слоях населения стало дурным тоном водить ребенка в детский сад - на смену пришли частные образовательные учреждения, детские центры, гувернеры, няни и т.д.

4. Серьезно изменился этнический состав населения нашей страны - крупные города стали маргинальными образованиями, везде есть национальные общины. Российское общество становится все более и более поликультурным и полиэтническим. Появляется насущная потребность воспитания детей в духе толерантности, национальной и религиозной терпимости, с одной стороны; и обеспечения национальной идентификации ребенка, приобщения его к культуре родного народа - с другой стороны. Появляются национальные детские сады, детские центры народной культуры; вносятся соответствующие коррективы в содержание программ дошкольного образования (прежде всего, при ознакомлении детьми с окружающим миром, социальными отношениями и национальным искусством).

3. настоящее время отмечается развитие педагогической инноватики, том числе, в области дошкольного образования.

Серьезными научными коллективами, передовыми образовательными учреждениями и отдельными творческими педагогами разрабатывается огромное количество новых программ, педагогических технологий самой разной направленности, методик для детей дошкольного возраста.

Рекламно-издательский бизнес в настоящее время бурно развивается, глобальная информационная сеть Интернет становится повсеместно доступной - большинство разработанных программ и технологий находят своего адресата и внедряются в педагогическую практику в самых разных уголках нашей огромной страны (от Владивостока до Калининграда).

4.Значительно повысился уровень психолого-педагогической грамотности родителей. Изменились их требования к образованию, воспитанию и развитию детей в дошкольный период жизни. Родители, бабушки и дедушки желают быть активными участниками (субъектами) педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении, которое посещает их ребенок; они готовы к участию в реализации программы дошкольного образования в той мере, в которой это предусмотрено ею.

5. В настоящее время родителям предоставлено право выбора самостоятельно определять время начала обучения своего ребенка в школе - нет жесткого ограничения 6, 7 или 8 лет. В результате часть родителей - сторонников акселерации детского развития - испытывают потребность в интенсивной подготовке своего ребенка к обучению в школе с 6-ти лет. Оставшаяся часть нуждается в программах образования, воспитания и развития детей до 7-летнего возраста.

6.Психологическое тестирование при поступлении ребенка в 1-й класс, которое было широко распространено довольно длительное время, в настоящее время запрещено законодательно.

7. первое место выдвигается не обучение дошкольника чтению, письму, счету, сложным арифметическим действиям, иностранному языку и т.д., а формирование функциональной готовности к школьному обучению, социальной зрелости. В последние годы в обиход вошел новый термин - «предшкольное образование». Это, в свою очередь, требует разработки и активного внедрения в педагогическую практику программ образования, развития и воспитания, предназначенных специально для детей предшкольного возраста (5-8 лет).

Наши рекомендации