Каковы этапы развития детского коллектива. Педагогическое руководство и самоуправление в коллективе школьников
Важнейшим условием формирования коллектива выступает организация совместной деятельности. Особый вклад принадлежит А.С. Макаренко, разработавшему основы методики сплочения и воспитания детского коллектива, к которым он отнес: постановку общественно значимой и увлекательной для детей перспективы, включение детей в совместную деятельность, развитие самоуправления и традиции, закрепляющие коллективные достижения. А.С. Макаренко полагал, что решающее значение в движении коллектива имеет предъявление требования. По его мнению, коллектив должен пройти путь от авторитарного требования педагога через требования актива к требованию всех членов коллектива, выраженному в общественном мнении. В развитии воспитательного коллектива он считал закономерным переход от категорического требования педагога до свободного требования каждой личности к себе на фоне требований коллектива. В этой формуле представлены этапы развития коллектива.
На первом этапе педагог имеет дело с формальным объединением детей. Педагог должен взять на себя организационную функцию, предъявить требования, задать правила и нормы взаимоотношений, и самое главное - заинтересовать детей в совместной деятельности. Об успешном переходе к следующему этапу можно судить по тому, как дети принимают требования педагога, подчиняются дисциплине. Уже появляются взаимосвязи, малые контактные группы и выделяется актив - инициативная группа детей. Коллектив как специально организованное объединение учащихся формируется не сразу.
Ни одно объединение людей изначально не проявляет существенных признаков, которые характеризуют коллектив. Процесс формирования коллектива длительный и проходит через ряд этапов. На этом этапе в качестве средства, сплачивающего детей в коллектив, должно выступать единоличное требование педагога к учащимся. Требование, высказанное в форме, не допускающей возражений ("негнущееся", категорическое), необходимо на первых порах в каждом коллективе. Следует отметить, что большинство воспитанников, особенно младших возрастных групп, практически сразу и безоговорочно принимают требования педагога. Показателями, по которым можно судить о том, что диффузная группа переросла в коллектив, являются мажорный стиль и тон в группе, качественный уровень всех видов предметной деятельности и выделение реально действующего актива. О наличии последнего, в свою очередь, можно судить по наличию инициативы со стороны учащихся и по общей стабильности в группе.
Второй этап характеризуется тем, что актив берет на себя часть, организаторских функций. Педагог помогает освоить управленческие навыки, распределить обязанности в совместной деятельности, наладить общение, Для большинства детей коллектив становится привлекательным сообществом, совместно вырабатываются нормы жизни, рождается общественное мнение. Но еще не всегда деятельность коллектива успешна, иногда он не может самостоятельно справиться с решением коллективных задач.
Развитие коллектива на этой стадии связано с преодолением противоречий: между коллективом и отдельными учениками, опережающими в своем развитии требования коллектива или, наоборот, отстающими от этих требований; между общими и индивидуальными перспективами; между нормами поведения коллектива и нормами, стихийно складывающимися в классе; между отдельными группами учеников с различными ценностными ориентациями и т.д. Поэтому в развитии коллектива неизбежны скачки, остановки, движения вспять.
Педагогу необходимо отказаться от злоупотребления прямыми требованиями, направленными непосредственно к каждому воспитаннику. Здесь вступает в силу метод параллельного действия, поскольку педагог имеет возможность опереться в своих требованиях на группу учащихся, которые его поддерживают. Однако сам актив должен получить реальные полномочия, и только с выполнением этого условия педагог вправе предъявить требования к активу, а через него и к отдельным воспитанникам. Таким образом, категорическое требование на этом этапе должно стать требованием коллектива. Если этого нет, то нет и коллектива в истинном смысле.
Третий и последующие этапы характеризуют расцвет коллектива, этот этап органично вырастает из второго, сливается с ним. Они отличаются рядом особых качеств, достигнутых на предыдущих этапах развития.
Здесь достигается гармоничное сочетание подчинения и руководства, все члены коллектива проявляют взаимную требовательность, заинтересованность в совместной деятельности, переживают за успехи и неудачи коллектива. И взрослые, и дети - сотрудники в общем деле.
Появляется реальная защищенность личности в коллективе, создаются условия для самореализации личности. Коллектив успешно осуществляет свою деятельность.
Чтобы подчеркнуть уровень развития коллектива на этом этапе, достаточно указать на уровень и характер требований, предъявляемых друг к другу членами коллектива: более высокие требования к себе, чем к своим товарищам. Одно это уже свидетельствует о достигнутом уровне воспитанности, устойчивости взглядов, суждений, привычек. Если коллектив доходит до этой стадии развития, то он формирует целостную, нравственную личность. На данном этапе коллектив превращается в инструмент индивидуального развития каждого из его членов. Общий опыт, одинаковые оценки событий - основной признак и наиболее характерная черта коллектива на третьеи этапе.
Процесс развития коллектива рассматривается отнюдь не как плавный процесс перехода от одного этапа к другому. Между этапами нет четких границ - возможности для перехода к последующему этапу создаются в рамках предыдущего.
Каждый последующий этап в этом процессе не сменяет предыдущего, а как бы добавляется к нему. Коллектив не может и не должен останавливаться в своем развитии, даже если он достиг очень высокого уровня. Поэтому некоторые педагоги выделяют четвертый и последующие этапы движения. На этих этапах каждый школьник благодаря прочно усвоенному коллективному опыту сам предъявляет к себе определенные требования, выполнение нравственных норм становится его потребностью, процесс воспитания переходит в процесс самовоспитания.
В развитии коллектива особая роль принадлежит совместной деятельности, поскольку он не создается путем бесед и разговоров о коллективе. Именно этим объясняется, во-первых, необходимость вовлечения всех учащихся в разнообразную и содержательную в социальном и нравственном отношении коллективную деятельность, а во-вторых, необходимость такой ее организации и стимулирования, чтобы она сплачивала и объединяла воспитанников в работоспособный самоуправляемый коллектив. Отсюда два существенных вывода:
1) в качестве важнейших средств формирования коллектива выступают учебная и другие виды разнообразной деятельности школьников;
2) деятельность воспитанников должна строиться с соблюдением ряда условий, таких как умелое предъявление требований, формирование здорового общественного мнения, организация увлекательных перспектив, создание и умножение положительных традиций коллективной жизни.
Педагогическое требование по праву считается важнейшим фактором становления коллектива. Его функции в том, что оно помогает быстро навести порядок и дисциплину в школе, вносит дух организованности в деятельность воспитанников; выступает как инструмент руководства и управления учащимися, т.е. как метод педагогической деятельности; возбуждает внутренние противоречия в процессе воспитания и стимулирует развитие учащихся; помогает укреплять духовные взаимоотношения и придает им общественную направленность.
Диалектика педагогического процесса такова, что педагогическое требование, "будучи сначала методом в руках педагогов, в своем развитии становится методом деятельности воспитательного коллектива и одновременно превращается во внутренний стимул деятельности детей, отражается в их интересах, потребностях, личных стремлениях и желаниях".
Предъявление требований тесно связано с приучением и упражнением учащихся. При его реализации необходимо учитывать настроение воспитанников и общественное мнение коллектива. Очень важно, чтобы требования педагога поддерживались если не всеми, то большинством. Достичь такого состояния поможет актив, поэтому так важно его воспитание.
Общественное мнение в коллективе - это совокупность тех обобщенных оценок, которые даются в среде воспитанников различным явлениям и фактам коллективной жизни. Характер и содержание общественного мнения, его зрелость можно выявить только наблюдая воспитанников в реальных условиях жизнедеятельности или посредством создания ситуаций свободного выбора. Принято выделять два основных пути формирования общественного мнения в коллективе: налаживание практической деятельности и проведение организационно-разъяснительных мероприятий в форме бесед, собраний, сборов и т.п. Если организуется содержательная деятельность школьников с активным участием всех, они не только переживают радость успеха, но и приучаются критически относиться к недочетам и стремятся к их преодолению. Благодаря здоровому общественному мнению реализуется уже на более высоком уровне (требует коллектив) методика параллельного действия. При наличии принципиальных, здоровых отношений между учащимися всякое воздействие на коллектив оказывает влияние на его членов, и наоборот воздействие на одного ученика воспринимается другими и как обращение к ним. Другими словами, сложившееся в коллективе здоровое общественное мнение - это показатель такого уровня развития коллектива, когда исчезает всякая почва для круговой поруки и замыкания в узкогрупповых интересах.
При наличии социально ценного общественного мнения коллектив начинает функционировать как хорошо организованная и социально целеустремленная ячейка общества.
Большое значение для развития коллектива имеет организация перспективных устремлений воспитанников, т.е. вскрытый А.С. Макаренко закон движения коллектива. Если развитие и укрепление коллектива во многом зависит от содержательности и динамики его деятельности, то он должен постоянно двигаться вперед, добиваться все новых и новых успехов. Остановка в развитии коллектива ведет к его ослаблению и распаду. Поэтому необходимым условием развития коллектива является постановка и постепенное усложнение перспектив: близких, средних и далеких. Их уместно в соответствии с требованиями задачного подхода соотнести с оперативными, тактическими и стратегическими задачами и помочь каждому воспитаннику на фоне общей коллективной перспективы выделить и свою личную.
Важным условием развития коллектива является организация самоуправления. Самоуправление - специфическая организация коллективной деятельности, которая основана на развитии самостоятельности детей в принятии и реализации решений для достижения значимых коллективных целей. По отношению к личности самоуправление выполняет следующие функции:
Адаптационную (обеспечивает личности гармонию взаимоотношений в коллективе); интегративную (дает возможность сочетать коллективные и индивидуальные виды деятельности; объединяет усилия педагогов, родителей, детей для результативной деятельности); Прогностическую (помогает опредилить реальные перспективы на основе диагностики и рефлексии);
Освоение управленческой культуры (появляется возможность осуществить самостоятельный выбор в принятии решения, важного для себя и для коллектива; осознание свободы и ответственности).
Самоуправление в детском коллективе начинается с определения деятельности: им руководствуются при создании управленческих структур, распределении обязанностей.
Общее собрание коллектива выбирает органы самоуправления и определяет их полномочия. Получая какое-то поручение, каждый ребенок должен хорошо представлять круг своих обязанностей и видеть возможности для выполнения этой работы. Самоуправление предполагает, что дети осознают отношения свободы и ответственности.
Проблема самоуправления в детском коллективе была поставлена Н.К. Крупской. В современной теории воспитания большой вклад в ее разработку внес В.М. Коротов. Особого внимания заслуживает вывод о том, что самоуправление не может создаваться "сверху", т.е. начиная с создания органов, - оно естественно должно вырастать "снизу", с самоорганизации тех или иных видов деятельности. При этом самоуправление в первичном коллективе и в масштабах всей педагогической системы в своем формировании должно подчиняться следующим довольно жестким алгоритмическим шагам: разделение конкретного дела на законченные части и объемы; формирование микрогрупп соответственно частям и объемам; выбор ответственных за каждый участок деятельности; объединение ответственных в единый орган самоуправления; выбор главного ответственного лица.
Органы самоуправления в школе формируются в зависимости от конкретных дел и видов деятельности, подготовкой которых заняты и в реализацию которых включены школьники на данный момент. Другими словами, многие органы самоуправления временны, создаются с определенной целью и никогда не формируются заранее. В этом и заключен большой педагогический смысл, позволяющий варьировать отношения руководства - подчинения.
С перечисленными выше условиями развития коллектива тесно связано такое условие, как накопление и укрепление традиций. Традиции - это такая форма коллективной жизни, которая наиболее ярко, эмоционально и выразительно воплощает характер коллективистических отношений и общественное мнение. Значение накопления и укрепления традиций для коллективной жизни хорошо выразил А.С. Макаренко. Он писал, что ничто так не укрепляет коллектив, как традиция. Воспитать традиции, сохранить их - чрезвычайно важная задача в воспитательной работе. Школа, в которой нет хороших традиций, не может быть хорошей школой.
Сущность коллектива по А. С. Макаренко: «настоящий коллектив должен иметь общую цель, заниматься разносторонней деятельностью, в нем должны быть органы, направляющие его жизнь и работу»
Признаки коллектива (по Макаренко)
общая социально-значимая цель
социально-значимая деятельность
органы самоуправления
традиции
благоприятный психологический климат
ощущение защищенности каждого
каждый коллектив является частью другого, более широкого коллектива
Детский коллектив оказывает воспитательное влияние на личность в условиях, когда он превращается в носителя воспитательных функций. Исследователи (В. М. Коротов и др.) выделяют три функции:
функцию организационную — детский коллектив становится субъектом управления своей общественно полезной деятельностью;
функцию идейно-воспитательную — детский коллектив становится носителем и пропагандистом определенных идейно-нравственных убеждений;
функцию стимулирования — коллектив способствует формированию нравственно ценных стимулов всех общественно-полезных дел, регулирует поведение своих членов, их взаимоотношений.
Структура коллектива:
действенный актив – инициаторы
резерв актива – не инициативы, но не отказываются
здоровый массив – их большинство – не проявляются, но организуясь могут участвовать
гниющий актив – им надоело в активе, но все еще пользуются своимим привелегиями
шпана
болото
подлецы и др….
А.С. Макаренко выделял стадии развития коллектива.
1 стадия – становления коллектива.
В это время коллектив выступает как цель воспитательных усилий педагога, который стремится группу превратить в коллектив, где отношения учеников определяются содержанием их совместной деятельности. 1стадия считается завершенной, когда в коллективе выделился и заработал актив, воспитанники сплотились на основе общей цели, общей деятельности и общей организации.
2 стадия. Если активисты правильно понимают потребности коллектива, то они становятся надежными помощниками педагога.
Для 2стадии характерна стабилизация структуры коллектива. Коллектив выступает уже как целостная система, в ней начинают действовать механизмы самоорганизации и саморегуляции. Здесь коллектив уже выступает, как инструмент целенаправленного воспитания определенных качеств личности. Основная цель педагога на этой стадии – максимально использовать возможности коллектива для решения тех задач, ради которых этот коллектив создается.
3 стадия характеризует расцвет коллектива. Здесь он – инструмент индивидуального развития для каждого члена коллектива. Основной признак 3стадии – общий опыт и одинаковые оценки событий.
Некоторые педагоги выделяют 4стадию.
Здесь каждый школьник, благодаря прочно усвоенному коллективному опыту сам предъявляет к себе определенные требования, процесс воспитания переходит в процесс самовоспитания.
Управлять ученическим коллективом – это, значит, управлять процессом его функционирования, использовать коллектив в качестве инструмента воспитания школьников с учетом той стадии развития, на которой он находится. Управление будет тем эффективнее, чем полнее учитываются особенности коллектива и его возможности самоуправления. Управление ученическим коллективом осуществляется как два взаимосвязанных и взаимообусловленных процесса: 1) сбора информации об ученическом коллективе и входящих в него школьниках; 2) организации адекватных его состоянию воздействий, имеющих целью совершенствовать сам коллектив и оптимизировать влияние его на личность каждого отдельного ученика (А.Т. Куракин).
Важнейшие условия оптимизации – интеграция оказываемых на коллектив воспитательных воздействий в единую систему, обеспечивающую непрерывность этих процессов. Такая интеграция достигается путём: 1) использование комплекса педагогических воздействий на коллектив; 2) постоянной и многосторонней заботы членов коллектива друг о друге в повседневной жизни; 3) создание таких ситуаций в жизни коллектива, которые способствуют его положительному влиянию на отдельных членов; 4) расширение функций ученического самоуправления; 5) объединение усилий всех тех, кто участвует в работе с коллективом.[1,c17]
Важнейшими признаками коллектива являются сплочённость, общая организация деятельности, высокая личная ответственность за результаты совместных усилий. Педагогически эффективный ученический коллектив, кроме названных признаков, обладает и другими очень важными особенностями, отражающими внутриколлективную атмосферу, психологический климат, отношения между членами коллектива. В хорошо организованных коллективах проявляются взаимопомощь и взаимоответственность, доброжелательность и бескорыстие, здоровая критика и самокритика, соревнование.
Развитие коллектива связано с преодолением противоречий между коллективом и отдельными учениками, опережающими в своем развитии требования коллектива или, наоборот, отстающими от этих требований. Однако эти противоречия при умелом педагогическом управлении становятся движущей силой процесса развития личности, её воспитания и социализации. В результате разрешения противоречий возникают некоторые объективные условия (сформировавшееся общественное мнение, общая доброжелательная атмосфера, развитие чувства «мы – коллектив» и др.) для развития и проявления творческой индивидуальности, активно используются знания и опыт каждого ребенка в жизнедеятельности коллектива, что очень ценно для обоих субъектов взаимодействия: как индивида, так и коллектива.
Управление ученическим коллективом – это управление процессом его развития, использование возможностей коллектива для воспитания школьников. Анализ работ И.П. Иванова, Ф.Я. Шапиро, Ю.М. Цейтлина, Л.И. Новиковой, В.А. Караковского, Н.Л. Селивановой и др., позволяет сформулировать следующие правила педагогического управления процессом воспитания в коллективе. [2 c.31]
1. Зависимость стиля педагогического руководства от степени развития ученического коллектива. На первой стадии формирования коллектива отношения «учитель – ученики» имеют субъект-объектный характер, по мере развития коллектива ученики становятся более активными, отношения между педагогом и воспитанниками постепенно приобретают субъект-субъектный, сотрудничающий характер.
2. Всестороннее воздействие на коллектив. На коллектив оказывается воздействие не только самим воспитателем (классным руководителем), но и его коллегами, другими коллективами, общественностью, семьями учащихся.
3. Внимание личностным потребностям членов коллектива. Личность не должна цениться ниже интересов коллектива.
4. Сочетание контроля (педагогом) и самоконтроля (активом и членами коллектива) в коллективе.
5. Сочетание руководства со следованием естественным потребностям воспитанников. («Не подавлять, а направлять!»).
6. Формирование общих взглядов, интересов, переживаний. В коллективе каждым воспитанником должен актуализироваться не только свой опыт, но и опыт товарищей.
7. Слияние персональных (межличностных) отношений (отношений друг к другу) с отношениями партнёрскими (к совместной деятельности) и мотивационными (к предмету деятельности) в дружеское единение членов коллектива. («Я охотно берусь за это дело, потому что со вместе мной им заняты мои лучшие друзья».)
8. Избегание формализма. Дело не должно быть «для галочки», «потому что так надо непонятно, кому и для чего». Оно должно быть осознано воспитанниками как личностно и общественно значимое.
9. Учёт и контроль факторов, определяющих положение личности в коллективе. Для этого педагогу необходимо постоянно изучать коллектив и личность воспитанников.
10. Гибкость и своевременность разрешения конфликтов внутри коллектива. Педагог должен обеспечить всем чувство защищённости, не допустить появления в коллективе «изгоев», «людей второго сорта», «козлов отпущения».
11. Постоянные и временные поручения внутри коллектива.
12. Учёба актива. Актив необходимо готовить к соуправлению коллективом, учить, как осуществлять планирование и анализ, как создать идею и разработать проект, как сделать деятельность привлекательной для членов коллектива и т.д.
13. Коллективные планирование, выбор и анализ деятельности.
14. Смена характера деятельности. Деятельность не должнанадоедать. Если она превращается в скучную рутину, необходимо либо по-другому распределить поручения внутри коллектива, либо освоить новый вид деятельности, либо придать знакомой деятельность новую направленность (умножить её количественно, направить на новые объекты).