Этапы развития детского коллектива

Важнейшим условием формирования коллектива выступает организация совместной деятельности. Особый вклад принадле­жит А.С.Макаренко, разработавшему основы методики сплоче­ния и воспитания детского коллектива, к которым он отнес: по­становку общественно значимой и увлекательной для детей пер­спективы, включение детей в совместную деятельность, развитие самоуправления и традиции, закрепляющие коллективные дости­жения. А.С.Макаренко полагал, что решающее значение в дви­жении коллектива имеет предъявление требования. По его мне­нию, коллектив должен пройти путь от авторитарного требова­ния педагога через требования актива к требованию всех членов коллектива, выраженному в общественном мнении. В этой фор­муле представлены этапы развития коллектива.

На первом этапе педагог имеет дело с формальным объе­динением детей. В своей классификации А. Н. Лутошкин сравнил такой коллектив с песчаной россыпью. Ведь, как и песчинки в горсти, детей еще ничто не объединяет. Педагог должен взять на себя организационную функцию, предъявить требования, задать правила и нормы взаимоотношений, и самое главное — заинтере­совать детей в совместной деятельности. Об успешном переходе к следующему этапу можно судить по тому, как дети принимают требования педагога, подчиняются дисциплине. Горсть песка пре­вращается в «мягкую глину»: уже «вылепливаются» взаимосвязи, появляются малые контактные группы и выделяется актив — ини­циативная группа детей.

Второй этап характеризуется тем, что актив берет на себя часть организаторских функций. Педагог помогает освоить управ­ленческие навыки, распределить обязанности в совместной дея­тельности, наладить общение. Для большинства детей коллектив становится привлекательным сообществом, совместно выраба­тываются нормы жизни, рождается общественное мнение. Но еще не всегда деятельность коллектива успешна, иногда он не может самостоятельно справиться с решением коллективных за­дач. Он похож на «мерцающий маяк», а педагог, как смотритель маяка, должен позаботиться о нем, т.е. взять на себя организа­торскую, коммуникативную и коррекционную функции.

На третьем этапе достигается гармоничное сочетание подчинения и руководства, все члены коллектива проявляют вза­имную требовательность, заинтересованность в совместной дея­тельности, переживают за успехи и неудачи коллектива. И взрос­лые, и дети — сотрудники в общем деле. Появляется реальная за­щищенность личности в коллективе, создаются условия для само­реализации личности. Коллектив успешно осуществляет свою дея­тельность. Это — «алый парус», который символизирует сбыв­шуюся мечту и ощущение радости. В классификации-аналогии есть еще один образ: такой коллектив — «горящий факел», по­скольку становится примером для других.

САМОУПРАВЛЕНИЕ В КОЛЛЕКТИВЕ

С развитием коллектива совершенствуется и самоуправление.

Самоуправление — специфическая организация коллективной дея­тельности, которая основана на развитии самостоятельности де­тей в принятии и реализации решений для достижения значимых коллективных целей. По отношению к личности самоуправление выполняет следующие функции:

- адаптационную (обеспечивает личности гармонию взаимоотно­шений в коллективе);

- интегративную (дает возможность сочетать коллективные и ин­дивидуальные виды деятельности; объединяет усилия педагогов, родителей, детей для результативной деятельности);

- прогностическую (помогает определить реальные перспективы на основе диагностики и рефлексии);

- освоения управленческой культуры (появляется возможность осуществить самостоятельный выбор в принятии решения, важ­ного для себя и для коллектива; осознание свободы и ответствен­ности).

Самоуправление в детском коллективе начинается с определе­ния деятельности: им руководствуются при создании управлен­ческих структур, распределении обязанностей. Общее собрание коллектива выбирает органы самоуправления (ученический коми­тет, совет дела, штаб и т.п.) и определяет их полномочия. Полу­чая какое-то поручение, каждый ребенок должен хорошо пред­ставлять круг своих обязанностей и видеть возможности для вы­полнения этой работы. Самоуправление предполагает, что дети осознают отношения свободы и ответственности.

И.П.Иванов разработал методику самостоятельной организа­ции деятельности: подготовка дел при помощи созданных сове­тов; работа инициативных групп; следование алгоритму коллек­тивной творческой деятельности; сменность лидеров; сменность традиционных поручений между микроколлективами. Эти методы действенны в любом детском коллективе. Педагогу следует помнить, что без самоуправления коллектива невозможно подлин-




­ное развитие личности в нем.

Наши рекомендации