Этапы развития детского коллектива

Детский коллектив- детская группа, в которой создаётся система высо­конравственных и эстетически воспитывающих общественных отношений, деятельности и общения, способствующая формированию личности и раз­витию индивидуальности каждого её члена

Движение - форма жизни коллектива. Остановка - форма его смерти (А. С. Макаренко)

Этапы Задачи и позиция актива характеристика внутренних отношений Отношения с другими коллективами Задачи воспитателя Эволюция требований
Актив только выявляется, уровень самостоятельности членов актива низкий   Преобладают личные отношения, они подвижны, нередки конфликты. В сфере личных отношений - каждый за себя   Коллективные связи прояв­ляются очень слабо или со­всем отсутствуют. Могут быть отдельные личные контакты Активно узнавать детей, выявлять актив Требования - пря­мые, категоричные, яс­ные и решительные
Воспитатель – субъект воспитания
Актив становится авторитетным. Поддерживает требования воспи­тателя, вырабатывает свои. Расши­ряется самостоятельность акти­ва   Лидерство актива. Устанавливаются более устойчивые межличностные от­ношения и отношения взаимной от­ветственности. Развиваются деловые отношения. Зарождаются гуманисти­ческие отношения Формируется коллектив­ное самосознание - «Мы - коллектив». Складываются действенные реальные свя­зи с другими детскими кол­лективами   Расширять актив, способ­ствовать вовлечению всех детей в активную совме­стную деятельность Требование - опосре­дованное через актив
Актив – субъект воспитания
Полная самостоятельность и само­управление. Требование -каждо­го к каждому. Регулятор коллек­тивной жизни - общественное мнение Формируются гуманистические от­ношения между отдельными группа­ми и членами коллектива. Эмоцио­нальный комфорт и защищенность. Единство ценностных ориентации Коллектив имеет система­тические связи с другими коллективами в школе и вне ее Поддерживать и стиму­лировать самоуправле­ние и интерес к другим коллективам Требование предъяв­ляет коллектив в фор­ме общественного мне­ния
Коллектив – субъект воспитания
Побуждение всех членов коллек­тива к самовоспитанию Развитие творческой индивидуальности каждого члена коллектива   Положение каждой личности благо­приятное, статус ее высок. Отсутствие в коллективе суперзвезд и изгоев Связи с другими коллекти­вами расширяются и совер­шенствуются   Поддерживать и стиму­лировать потребность в самовоспитании у каж­дого воспитанника Требования каждый предъявляет себе сам
Личность – субъект воспитания

Критерии динамики формирования коллектива

· общие социально значимые цели, совместная организованная деятельность;

· отношения ответственной зависимости, рациональное распределение соци­альных ролей, равенство прав и обязанностей членов коллектива;

· активная организаторская роль органов самоуправления;

· устойчивые позитивные взаимоотношения, сплоченность, взаимопонимание;

· коллективистское самоопределение членов, коллективистская идентифика­ция;

· уровень референтности, возможность обособления личности в группе.

Личность и коллектив

Условия, определяющие положение личности в коллективе

Индивидуальный социальный опыт Отношение к коллективу активно-положительное пассивно-положительное активно-отрицательное пассивно-отрицательное Отношение к воздействию коллектива ♦ положительное ♦ сопротивление ♦ приспособление Отношение взрослых к воспитаннику неадекватно завышенное неадекватно заниженное негативное безразличное  
Личностные качества 1. Психологические особенности - сдержанность - эмоциональность - воля - общительность - оптимизм 2. Нравственные качества - честность - справедливость доброта и др. 3. Внешние характеристики - ловкость - красота - манеры поведения - сила - «престижные» знакомства и вещи.

Благоприятное или неблагоприятное положение в коллективе воспитанни­ки занимают в первоначальный период своего пребывания в коллективе, и в дальнейшем оно оказывается для большинства стабильным. Воспитате­лю необходимо корректировать систему стихийно складывающихся в кол­лективе отношений.

Наши рекомендации