Основные методологические подходы к управлению ДОУ

1.Системный подход (позволяет увидеть ДОУ как социально-педагогическую систему, к характеристикам которой относятся наличие целей, взаимодействие составляющих её элементов (управляющей и управляемой подсистемы), открытость – взаимодействие ДОУ с окружающей средой, динамичность, адаптация, структура управления, функционирование и развитие.

2. Функциональный или процессный подход позволяет рассматривать управление как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций. Каждая управленческая функция также состоит из серии взаимосвязанных действий. Процесс управления является суммой всех функций. Выполнение этих действий важно для успеха организации.

3. Ситуационный подход. В основе данного подхода лежит идея выбора наилучшего для данного случая управленческого решения, когда учитываются все неблагоприятные и негативные конкретные обстоятельства. Ситуационный подход пытается увязать конкретные приемы и концепции с определенными конкретными ситуациями для того, чтобы достичь целей организации наиболее эффективно.

4. Деятельностный подход позволяет выделить в структуре управленческой деятельности заведующего ДОУ следующие элементы: мотив, цель, действия, достижение результатов.

5. Интегративный подход это интеграция знаний, управленческих навыков, интеллектуальных способностей руководителя, позволяющих ему эффективно управлять ДОУ, применять на практике современные методы управления.

6. Исследовательский подход означает, что современный руководитель должен быть прежде всего исследователем, т.е. все принимаемые им решения в области содержания и организации воспитательно-образовательного процесса должны быть научно обоснованы.

Принципы управления

1. Принцип целенаправленности управления (означает, что цели перед коллективом нужно ставить с учетом их оптимальности, реальности, социальной значимости и перспективности);

2. Принцип кооперации и разделения управленческого труда (к управлению образовательного учреждения необходимо привлекать коллектив);

3. Принцип функционального подхода (вся деятельность педагогов и руководителей должна совершенствоваться и изменяться);

Принцип систематического совершенствования деятельности руководителя.

Методы управления:

- Экономические;

- Административные или организационные (реализуются через распоряжения, указания, приказы);

- Психолого-педагогического воздействия (совет, пожелание, поощрение, благодарность);

- Общественного воздействия (вовлечение коллектива в управление ДОУ).

Управленческий цикл – это комплекс управленческих функций. Управленческие функции – это циклически повторяющиеся процессы, которые обеспечивают достижение цели, эффективное функционирование, сохранение и развитие организации.

Управленческий цикл (Л. В. Поздняк и др.):

1. педагогический анализ и целеполагание, принятие решений

2. планирование

3. организация

4. руководство и мотивация

5. контроль

Управленческий цикл (К. Ю. Белая и др.):

1. информационно-аналитическая

2. мотивационно-целевая

3. планово-прогностическая

4. организационно-исполнительская

5. контрольно-диагностическая

6. регулятивно-коррекционная

Функции управления

1 Функция: принятие решений

Классификация по признаку, кто принимает решения:

- коллегиальные;

- коллективные;

- единоличные.

Классификация по характеру принятых решений:

- решения перспективного характера;

- нормативно-организационные;

- оперативно-распорядительные;

- хозяйственно-руководящие решения.

2 Функция – планирование.

Это анализ прошедшего развития, настоящей ситуации и определение перспектив на будущее.

Принципы планирования:

- план должен быть экономически обоснован и рационален, т.е. достичь конечной цели с наименьшими затратами времени, финансов и ресурсов;

- должен опираться на реальные возможности коллектива;

- план должен быть достаточно гибким, т.е. в процессе его реализации можно вносить изменения, но без ущерба для достижения конечной цели.

3 Функция – организация.

Предполагает создание такой организации, в которую органически вписываются три компонента: работающий человек, производственные отношения, технические средства.

Принципы организации:

1. Принцип четкого распределения труда;

2. Принцип четкой регламентации полномочий и степени ответственности каждого работника;

3. Принцип единства направления: единая цель, единый руководитель, единый план.

4. Принцип справедливого вознаграждения

4 Функция: руководство / мотивация.

Мотивация – система факторов, побудительных сил, способствующих выполнению определенной задачи. Мотивы могут быть внутренними (дает сама работа: достижение результатов от внедрения новых методов, технологий); внешние (задаются организацией: зар.плата, возможность карьеры и т.д.).

5 Функция – контроля.

Контроль – это не стремление руководителя уличить кого-то в неверных действиях и поступках, а своевременная помощь. Если контроль будет слабый, то результаты труда будут низкими, но и «жесткий» контроль приводит к низким результатам. Виды контроля: тематический, фронтальный, сравнительный, обзорный.

Наши рекомендации