Разработка лекционного занятия
Лекция представляет собой систематическое, последовательное изложение преподавателем учебного материала, как правило, теоретического характера. Цель лекции – организация целенаправленной познавательной деятельности обучающихся по овладению программным материалом учебной дисциплины.
В ходе практики студент должен подготовиться и самостоятельно прочитать лекцию.
План работы магистранта по подготовке к проведению лекции включает в себя следующее:
· студент получает от преподавателя задание, в котором указывается тема занятия, дата, группа, в которой он его будет проводить,
· консультируется с преподавателем, изучает тему, подбирает литературу,
· определяет с преподавателем план лекции,
· составляет развернутый план лекции,
· после утверждения его у руководителя – осуществляет написание полного текста лекции языком письменной речи с обязательной формулировкой выводов по лекции,
· переводит материал лекции с языка письменной на язык устной речи
· осуществляет разработку сценариялекции, который отображается непосредственно в тексте лекции.
В сценарийлекции входит:
· время на изучение каждого вопроса и ответы на вопросы аудитории,
· выделение положений лекции, которые требуют дословного конспектирования,
· какие и когда используются схемы, плакаты, слады и др.,
· перечень примеров, задач, упражнений с указанием времени, когда они используются,
· перечень проблем, которые отводятся на самостоятельную работу.
Материалы лекции оформляются титульным листом. Образец оформления титульного листа приведен в Приложении Б.
Структура методической разработки лекции:
I. Титульный лист
II. Содержание
III. Методические рекомендации по проведению лекции:
1) название лекции;
2) вид лекции - указывается в случае использования активных методов (технологий) обучения (так называемые нетрадиционные виды лекций: лекция-визуализация, лекция вдвоем, лекция пресс-конференция, лекция-беседа, лекция-дискуссия, лекция-консультация и т.д.);
3) учебные цели;
4) продолжительность лекции: 2 часа;
5) место проведения: аудитория;
6) оснащение: методическое - схемы, видеофильмы, наглядные пособия, методическая разработка лекции; материально – техническое: таблицы, плакаты, оборудование и материалы, мультимедийные проекторы и др.;
7) план лекции. План лекции содержит следующие части: вводную часть (вступление), основную часть и заключение.
Вступление- часть лекции, цель которой - заинтересовать и настроить аудиторию на восприятие учебного материала. В его состав входят:
• формулировка темы лекции, характеристика ее профессиональной
значимости, новизны и степени изученности, цели лекции;
• изложение плана лекции, включающего наименования основных вопросов,
подлежащих рассмотрению на лекции;
• характеристика рекомендуемой литературы, необходимой для организации
самостоятельной работы студентов;
• ретроспекция-напоминание о вопросах, рассмотренных на прошлой лекции,
связь их с новым материалом, указание на его роль, место и значение в данной дисциплине, а также в системе других наук.
Основная часть - изложение содержания лекции в строгом соответствии с предложенным планом. Включает раскрывающий тему лекции концептуальный и фактический материал, его анализ и оценку, различные способы аргументации и доказательства выдвигаемых теоретических положений. Двухчасовая лекция обычно содержит не более 2-х, а четырехчасовая – не более 4-х вопросов.
Заключение- подведение общего итога лекции, повторение основных положений лекции, обобщение материала, формулировка выводов по теме лекции; ответы на вопросы студентов. Задания для самоподготовки.
Основные требования к лекции:
1. Высокий научный уровень излагаемой информации, имеющей, как правило, мировоззренческое значение.
2. Объем научной информации должен быть четко систематизирован и методически проработан.
3. Высказываемые суждения доказательны, аргументированы.
4. Лекционный материал должен быть доступен для понимания.
5. Вводимые термины и названия должны быть разъяснены.
6. Главные мысли и положения должны быть выделены, формулировки выводов четкие, лаконичные.
7. Студентам должна быть предоставлена возможность слушать, осмысливать и кратко записывать информацию.
8. Организация обратной связи на лекции (прямые вопросы к аудитории, совместное размышление вслух, письменный опрос и т.д.).
9. Использование дидактических материалов, средств наглядности (блок-схем, чертежей, таблиц, графиков, рисунков и т.п.).
Грубыми ошибками и недочетами при проведении занятий считаются:
1. Отсутствие планов-конспектов занятий.
2. Отсутствие освещения важных вопросов по теме занятия.
3. Изложение материала, при котором основная тема осталась нераскрытой.
4. Излишне конспективное изложение темы.
5. Ведение занятия под диктовку.
6. Слишком быстрое изложение темы, когда занятие заканчивается раньше положенного времени.
7. Слишком медленное изложение темы, когда занятие заканчивается позже положенного времени.
8. Грубые фактические ошибки при изложении темы.
9. Опора на устаревшие материалы, отсутствие современных точек зрения в изложении темы.
10. Нарушение этических норм.
Для оценки эффективности собственной педагогической деятельности практикант должен получить обратную связь от студентов. Для этого он должен оценить уровень их знаний по разобранным темам.
Студент анализирует свою лекцию и как минимум одну лекцию одногруппника по схеме, приведенной в Приложении В. Кроме того, дополнительно осуществляет рефлексию самостоятельно проведенного занятия по приведенным ниже вопросам:
1. Взаимодействие с аудиторией: удалось ли установить психологический контакт с аудиторией и эффективно работать со всеми студентами; возникли ли барьеры во взаимодействии и с чем это связано, что нужно сделать, чтобы не допускать этого в дальнейшем;
3. Что удалось из намеченного в ходе занятия;
4. Что не удалось в ходе занятия и почему, какие задачи не удалось решить (необходимо указать как внешние, так и внутренние причины неудач);
5. Допущенные ошибки, пути их устранения и предотвращения в будущем;
6. Профессионально-значимые качества, которые способствовали проведению занятия;
7. Профессионально-значимые качества, которых не хватало для максимально успешного проведения занятия;
8. Планируемые шаги по развитию профессионально-важных качеств и компетенций преподавателя;
9. Выводы: общая оценка успешности проведенного занятия, оценка успешности преподавательской деятельности.
В самоанализе ценно показать не только то, как студент добиваемся успеха, но и то, с какими проблемами столкнулся, какие решения оказались эффективными, а какие – менее эффективными, какие приемы можно включить в дальнейшем при прочтении лекций, а от каких необходимо отказаться.