Виды обучения: проблемное обучение (по И.Я. Лернер, М.Н. Скаткину, М. И. Махмутову); развивающее обучение (по Л.В. Занкову, Д.Б. Эльконину, В.В.Давыдову и др

Проблемное обучение изучали: Сократ, Ж.Ж. Руссо, К.Д.Ушинский, Джон Дьюи, И.Песталоцци, Ф.А.Дистервег.

Виды обучения — классификация учебных процессов по какому-либо основанию.

Проблемное обучение

И.Я. Лернер является одним из разработчиков проблемного обучения.

Совместно с М. Н. Скаткиным разработал классификацию методов обучения.

Сущность проблемного обучения И.Я. Лернер видит в том, что «учащийся под руководством учителя принимает участие в решении новых для него познавательных и практических проблем в определённой системе, соответствующей образовательно-воспитательным целям школы»

По мнению И.Я.Лернера, проблемное обучение должно осуществляться лишь при изучении части учебного материала, что и позволяет творчески перерабатывать информацию, полученную как в проблемном, так и в непроблемном обучении.

Функции проблемного обучения:

1) развитие творческих потенций и формирование структур творческой деятельности;

2) творческое усвоение знаний и способов деятельности;

3) творческое овладение методами современной науки.

Для того чтобы большинство учащихся могли видеть и решать проблемы, необходима система проблемных ситуаций, проблем и проблемных задач, включенных в ткань содержания образования и процесс обучения. Показателями системы проблемных задач должны являться следующие характеристики: 1) охват разных черт творческой деятельности; 2) наличие различных степеней сложности. Что же касается содержания учебного материала, на котором должна строиться система проблем, то оно подчиняется главному содержательному принципу системы проблемных задач, основанному на выделении в различных областях науки «сквозных» или «аспектных» проблем.

М.Н.Скаткин.Классификация методов по типу (характеру) познавательной деятельности (М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер). Характер познавательной деятельности отражает уровень самостоятельной деятельности учащихся. Этой классификации присущи следующие методы:

• Объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецептивный (рецепция - восприятие), метод. Суть этого метода состоит в том, что учитель сообщает готовую информацию разными средствами, а учащиеся ее воспринимают, осознают и фиксируют в памяти. Сюда относятся такие приемы, как рассказ, лекция, объяснение, работа с учебником, демонстрация.

• Репродуктивный метод. Заключается в воспроизведении учеником учебных действий по заранее определенному алгоритму. Используется для приобретения учащимися умений и навыков.

• Проблемное изложение изучаемого материала. При работе по этому методу учитель ставит перед учащимися проблему и сам показывает путь ее решения, вскрывая возникающие противоречия. Назначение этого метода состоит в том, чтобы показать образец процесса научного познания. Учащиеся при этом следят за логикой решения проблемы, знакомятся со способом и приемом научного мышления, образцом культуры развертывания познавательных действий.

• Частично-поисковый (эвристический) метод. Суть его состоит в том, что учитель расчленяет проблемную задачу на подпробле-мы, а учащиеся осуществляют отдельные шаги поиска ее решения. Каждый шаг предполагает творческую деятельность, но целостное решение проблемы пока отсутствует.

• Исследовательский метод. В этом случае учащимся предъявляется познавательная задача, которую они решают самостоятельно, подбирая необходимые для этого приемы. Этот метод призван обеспечить развитие у учащихся способностей творческого применения знаний.

М.И.Махмутов.Основные функции и отличительные признаки (особенности) проблемного обучения были сформулированы М.И. Махмутовым. Он разделяет их на общие и специальные.

Общие функции проблемного обучения:

1) усвоение учениками системы знаний и способов умственной и практической деятельности

2) развитие интеллекта учащихся, т. е. их познавательной са­мостоятельности и творческих способностей;

3) формирование диалектико-материалистического мышления школьников

4) формирование всесторонне и гармонично развитой личности.

Специальные функции проблемного обучения:

1) воспитание навыков творческого усвоения знаний (примене­ние системы логических приемов или отдельных способов твор­ческой деятельности);

2) воспитание навыков творческого применения знаний (приме­нение усвоенных знаний в новой ситуации) и умений решать учебные проблемы;

3) формирование и накопление опыта творческой деятельности (овладение методами научного исследования, решения практических проблем и художественного отображения действительности);

4) формирование мотивов учения, социальных, нравственных и познавательных потребностей.

Особенности проблемного обучения:

1.специфическая интел­лектуальная деятельность ученика по самостоятельному усвоению новых понятий путем решения учебных проблем, что обеспечивает сознательность, глубину, прочность знаний

2.проблемное обучение - наиболее эффективное средство формирования мировоззрения, по­скольку в процессе проблемного обучения складываются черты кри­тического, творческого, диалектического мышления.

3.Связь с прак­тикой и использование жизненного опыта учащихся при проблем­ном обучении выступают не как простая иллюстрация теоретичес­ких выводов, правил (хотя это и не исключается), а главным образом - как источник новых знаний и как сфера приложения усвоенных способов решения проблем в практической деятельности.

4.систе­матическое применение учителем наиболее эффективного сочетания разнообразных типов и видов самостоятельных работ учащихся.

5. Инди­видуальное восприятие проблемы вызывает различия в ее форму­лировании, выдвижении многообразных гипотез и нахождения тех или иных путей их доказательства.

6.особенность состоит в динамичности проблемного обу­чения (подвижной взаимосвязи его элементов).

7.высокая эмоциональная ак­тивность обучаемых, обусловленная, во-первых, тем, что сама проблемная ситуация является источником се возбуждения, и, во-вторых, тем, что активная мыслительная деятельность обучаемого неразрывно связана с чувственно-эмоциональной сферой психи­ческой деятельности.

8. Обучение обеспечивает новое соотношение индукции и дедукции и новое соотношение репродуктивного и продуктивного усвоения знаний.

Наши рекомендации