Отличие подвижных игр от спортивных
ВВЕДЕНИЕ
Подвижные игры один из разделов дисциплины «Базовые виды двигательной деятельности, методики обучение».
Научить использовать подвижные игры в работе по физической культуре и спорту – один из основных видов профессионально-педагогической подготовки будущего специалиста по физическому воспитанию и адаптивной физической культуре.
В результате изучения раздела «Подвижные игры» студенты знакомятся с историей и теорией игр, овладевают практическим материалом по использованию игр в различных формах работы, приобретают педагогические и организаторские навыки, необходимые в профессиональной деятельности.
Учебная работа проводится в форме лекций, практических и самостоятельных занятий. На лекциях студенты овладевают необходимыми знаниями, которые реализуют на практических занятиях.
На практических занятиях студенты знакомятся с подвижными играми и овладевают методикой их проведения с учетом возрастных особенностей, форм и задач занятий. Студенты осваивают методику обучения, способы организации занимающихся на занятии, овладевают навыками педагогического анализа.
Самостоятельная работа включает в себя изучение литературы, составление карточек по подвижным играм и разработку соревнований, праздников основанных на содержании подвижных игр.
Профессионально-педагогические навыки совершенствуются в ходе учебной практики, а в дальнейшем закрепляются на педагогической практике.
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Основные понятия об игре, значение игры
Игра с давних пор была неотъемлемой частью жизни человека,использовалась с целью воспитания и физического развития подрастающего поколения.
Игра может быть приблизительно определена как активная деятельность, в которой дети исполняют роль нападающего или защитника, и как отражение реальной жизни. Общий смысл игры и участия в ней можно определить как «делать дело ради самого дела».
Прежде чем ребенок сможет извлечь пользу из формального обучения, ему необходимо развитие самовыражения, внутреннего контроля, координации и способности быть настойчивым, шутливым, любознательным и предусмотрительным. Он должен научиться достигать цели и проигрывать. Ему необходимо получать удовольствие от физической и умственной деятельности. Игры могут помочь детям обрести эти качества и ловкость. Неформальные игры позволяют каждому, невзирая на его таланты и недостатки, на равных участвовать в них вместе с другими детьми и получать весьма существенный опыт для будущего обучения.
Кроме того, что в игре проявляется изобретательность и демонстрируются физические усилия, она служит делу подготовки детей к социальной жизни. Это способствует формированию умственных и нравственных понятий, создает потребность в правилах. И игры и жизнь нуждаются в движении, в планировании направления и в предвосхищении возможных действий соперника. Игры помогают учить этим приемам.
Для маленького ребенка правило игры священно, так как оно традиционно; для детей старшего возраста оно зависит от взаимного согласия. Дети, которые начинают играть, постепенно приучаются к дисциплине и уважению закона. Игры же символизируют и демонстрируют необходимость правил в реальной жизни. Дети узнают, что игра может быть успешной лишь при условии, что все ее участники добровольно соблюдают правила.
Игра — относительно самостоятельная деятельность детей и взрослых. Она удовлетворяет потребность людей в отдыхе, развлечении, познании, в развитии духовных и физических сил.
Различают 3 основные группы игр: а) творческие; б) подвижные; в) спортивные.
Отличительной особенностью творческих игр является наличие в них плана, сюжета самостоятельно создаваемых ребенком. Дети в таких играх строят и конструируют.
Подвижная игра относится к тем проявлениям игровой деятельности, в которых ярко выражена роль движений. Для подвижной игры характерны активные творческие двигательные действия, мотивированные ее сюжетом. Эти действия частично ограничиваются правилами (общепринятыми, установленными руководителем или играющими), направленными на преодоление различных трудностей на пути к достижению поставленной цели.
В педагогической практике используются коллективные и индивидуальные подвижные игры, а также игры, подводящие к спортивной деятельности.
Коллективные подвижные игры — это игры, в которых одновременно участвуют как небольшие группы участников, так и целые классы или спортивные секции, а в некоторых случаях и значительно большее количество играющих.
Индивидуальные (одиночные) подвижные игры обычно создаются и организуются детьми. В таких играх каждый может намечать свои планы, устанавливать интересные для себя условия и правила, а по желанию и изменять их. По личному желанию избираются и пути для осуществления задуманных действий.
Игры, подводящие к спортивной деятельности, — это систематически организуемые подвижные игры, требующие устойчивых условий проведения и способствующие успешному овладению учащимися элементами спортивной техники и простейшими тактическими действиями в отдельных видах спорта.
Подвижные игры являются одним из вспомогательных средств в занятиях спортом. Как средство физического воспитания подвижные и спортивные игры тесно взаимосвязаны. Подвижные игры являются первичной ступенью игровой деятельности, спортивные – высшая её ступень, ведущая к мастерству.
Отличие подвижных игр от спортивных
1. Подвижные игры применяются для общей физической подготовки (ОФП), а спортивные, не исключая этой же задачи, преследуют цель углубления специальной подготовки, ведущей к высоким спортивным достижениям.
2. В Подвижных играх нет строго регламентированных правил, неопределенное количество играющих, неопределенные размеры площадки, правила можно изменять.
3. В Подвижных играх от участника не требуется специальной физической, технической и тактической подготовки.
4. В Подвижных играх нет сложной техники и тактики игры.
5. По Подвижным играм не проводятся классификационные соревнования с присвоением разрядов и званий.
Содержание подвижной игры составляют ее сюжет (тема, идея), правила и двигательные действия. Содержание исходит из опыта человечества, передающегося от поколения к поколению.
Сюжет игры определяет цель действий играющих, характер развития игрового конфликта. Он заимствуется из окружающей действительности и образно отражает ее действия (например, охотничьи, трудовые, военные, бытовые) или создается специально, исходя из задач физического воспитания, в виде схемы противоборства при различных взаимодействиях играющих (например, в современных спортивных играх). Сюжет игры не только оживляет целостные действия играющих, но и придает отдельным приемам техники и элементам тактики целеустремленность, делает игру увлекательной.
Правила — обязательные требования для участников игры. Они обусловливают расположение и перемещение игроков, уточняют характер поведения, права и обязанности играющих, определяют способы ведения игры, приемы и условия учета ее результатов. При этом не исключаются проявление творческой активности, и инициатива играющих в рамках правил игры.
Двигательные действия в подвижных играх очень разнообразны. Они могут быть, например, подражательными, образно-творческими, ритмическими; выполняться в виде двигательных задач, требующих проявления ловкости, быстроты, силы и других физических качеств. В играх могут встречаться короткие перебежки с внезапными изменениями направления и задержками движения; различные метания на дальность и в цель; преодоление препятствий прыжком, сопротивлением силой; действия, требующие умения применять разнообразные движения, приобретенные в процессе специальной физической подготовки, и др. Все эти действия выполняются в самых различных комбинациях и сочетаниях.
При проведении подвижных игр могут решаться следующие педагогические задачи: 1) оздоровительные, 2) образовательные, 3) воспитательные.
Задачи подвижных игр