Элементы спортивных игр и спортивных упражнений
См. содержание первого полугодия.
ВОСЬМОЙ КЛАСС
Музыка и движение
ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ
Слушание и узнавание музыкальных звуков, мелодий и песен. Вместе с учащимися прослушивание музыкальных серий, объединенных единым сюжетом, мелодий разных музыкальных жанров (марш, песня, пляска, вальс). В процессе слушания помощь учащимся в определении характера музыки, в узнавании знакомых мелодий.
В беседах о музыкальных произведениях выяснение впечатлений учащихся (используются все доступные учащемуся способы эмоционального, речевого общения) о содержании музыкального произведения. Составление вместе с ними простых сюжетных рассказов по мотивам музыкальных произведений.
Прослушивание отрывков оперных произведений, которые звучат в аудиозаписи.
Продолжение совместных с учащимися просмотров видеозаписей (отрывков) оперных и балетных спектаклей, концертов, доступных им по содержанию.
Пение. Совместное с учащимися пение песен, обращая внимание на артикуляцию слов. Пение музыкальных произведений с лексикой, доступной для понимания учащимися и воспроизведения ими на уровне речи и звукоподражания.
Организация концертов-импровизаций, на которых вместе с учащимися исполняются знакомые им песенки и мелодии.
Продолжение обучения учащихся пению с инструментальным сопровождением и без него (вместе с учителем и самостоятельно).
Стимулирование желания учащихся петь самостоятельно (индивидуально и коллективно) с музыкальным сопровождением и без него. Пение караоке.
Музыкально-ритмические движения. Дальнейшее придумывание вместе с учащимися движений, отражающих содержание песен, вариации плясовых движений с натуральными и воображаемыми предметами. Стимулирование желания учащихся делать это самостоятельно.
Проигрывание музыкальных движений с использованием «режиссерских» кукол, кукол-марионеток, кукол бибабо.
Танцы под музыку, которую учащиеся выбирают по своему желанию (свободные танцы), и танцы, ориентированные на предлагаемое учителем музыкальное произведение.
Игра на музыкальных инструментах. В музыкальных играх дальнейшее обучение учащихся различать звучание музыкальных инструментов.
Подготовка вместе с учащимися музыкальных инструментов для оркестра по словесной инструкции учителя и по предлагаемому учителем картинному плану.
Музицирование с использованием музыкальных инструментов К. Орфа. Продолжение обучения учащихся согласовывать звучание музыкальных инструментов в оркестре, подыгрывая учителю, исполняющему различные мелодии.
Вместе с учащимися создание смешанных оркестров и ансамблей для исполнения различных музыкальных произведений. Выступления на досуговых мероприятиях, концертах, перед родителями и другими учащимися.
ВТОРОЕ ПОЛУГОДИЕ
Слушание и узнавание музыкальных звуков, мелодий и песен. Дальнейшее обучение учащихся вслушиваться в содержание музыки, определять ее настроение. Прослушивание вместе с учащимися музыкальных серий, объединенных единым сюжетом, мелодий разных музыкальных жанров (марш, песня, пляска, вальс).
Знакомство учащихся с творчеством наиболее известных композиторов (учитель называет имя, отчество и фамилию композитора, показывает его портрет и предлагает послушать фрагмент его музыкального произведения), стимулирование желания учащихся послушать произведение. При повторном прослушивании учащиеся сами называют имя композитора и мелодию, которую прослушали. Помощь учащимся в определении характера музыки, которую написал композитор. Продолжение совместных с учащимися прослушиваний аудиозаписей, просмотров видеозаписей (отрывков) оперных и балетных спектаклей, концертов, доступных им по со держанию.
Пение. Подпевание учителю при повторном пении песни. Пение караоке.
Организация концертов-импровизаций, на которых учащиеся вместе с учителем исполняют знакомые им песенки и мелодии.
Подготовка и исполнение музыкальных сказок с исполъзованием режиссерских кукол (куклы бибабо, куклы марионетки и т. п.).
Продолжение обучения учащихся пению с инструментальным сопровождением и без него (вместе с учителем музыки и самостоятельно).
Стимулирование желания учащихся петь самостоятельно (индивидуально и коллективно) с музыкальным сопровождением и без него.
Музыкально-ритмические движения. Придумывание вместе с учащимися движений, отражающих содержание песен, вариаций плясовых движений с натуральными и воображаемыми предметами. Стимулирование желания учащихся делать это самостоятельно.
Рисование под музыку на листах бумаги, прикрепленных к мольбертам с использованием фломастеров «Bloopens» и т. п., позволяющих в зависимости от силы и длительности выдоха менять плотность окрашивания. В ходе упражнений учитель, меняя темп музыки, обучает учащихся снижать и увеличивать частоту и длительность вдо хов и выдохов. Оценка каждым учащимся результатов работы.
Танцы под музыку, которую учащиеся выбирают по своему желанию (свободные танцы).
Игра на музыкальных инструментах. В музыкальных играх различение звучания музыкальных инструментов.
Вместе с учащимися создание смешанных оркестров и ансамблей для исполнения различных музыкальных произведений.
Исполнение музыкальных произведений группами (деление на две-три группы), каждая из которых играет свою часть музыкального произведения.
ДЕВЯТЫЙ КЛАСС