Польза от наблюдения за ребенком с точки зрения неврологии
Для того чтобы воспитать спокойного, счастливого ребенка, способного принимать мудрые решения и нести за них ответственность, вы должны стимулировать его лобные доли мозга, отвечающие за развитие. Мозг, подобно мышце, относится к тем органам, которые утрачивают свою функцию, если их постоянно не тренировать. Взрослые ежедневно теряют более десяти тысяч мозговых клеток вследствие их изнашивания или недостаточного использования. Лобная доля (ваш «аргументирующий» мозг) обладает способностью регулировать миндалевидное тело (ваш «эмоциональный» мозг). Рассмотрим такой пример. Вы четыре раза «сказали дочке, чтобы она приготовилась лечь в постель. Девочка не обращала внимания на ваши слова, пока вы не потеряли терпение и не начали кричать. В этот момент в вашем мозгу неразбериха, и вы призываете свою лобную долю помочь вам успокоиться. Если эта лобная доля хорошо развита, вы сможете призвать к порядку свой «эмоциональный» мозг и успокоиться. Если лобная доля недостаточно развита, а эмоциональная часть мозга развита чрезмерно, вы будете продолжать кричать и, возможно, перейдете в нападение.
В сущности, семь сил для самоконтроля — это упражнения для развития у взрослых лобной доли мозга. Что касается детей, то мы также хотим стимулировать развитие их лобной доли. Вы делаете это, помогая им осознавать их действия. Фактически вы стимулируете лобные доли их мозга, когда отмечаете их достижения и хорошие поступки. Вы также стимулируете их лобные доли, когда позволяете им выносить собственные суждения. Сила лобных долей мозга ваших детей будет определять тот объем силы воли, которым они могут овладеть, а также их способность управлять эмоциями и поддерживать самоконтроль в стрессовой ситуации.
Неотвратимый стресс изменяет «ландшафт» мозга.
КАК НАУЧИТЬСЯ ЗАМЕЧАТЬ
Когда вы выносите суждение относительно действий своего ребенка, вы как бы говорите ему, каким, по вашему мнению, ему следовало бы быть. Его восприятие жизни делится на категории — это плохо, это хорошо, — и то же происходящее с его самовосприятием. Суждение лежит в основе обусловленной любви — любви, которая отдает приказы. А одобрение касается принятия ребенка таким, каков он есть. Принятие — это умение заметить и описать то, что уже существует. Умение заметить происходящее объединяет вас, ребенка и данный момент. Это единение. В основе принятия лежит безусловная любовь, которая ничего не требует. Вот несколько примеров, выявляющих разницу между этими двумя категориями.
Суждение | Умение заметить (описать) |
«Хорошо сделано, Эрика». | «Эрика, сложи игрушки в коробку, а одежду в ящики. Ты убрала в своей комнате, так что, когда потребуется, сможешь найти любую вещь!» |
«Ты такой хороший мальчик!» | «Ты показал своему другу Коди,как намазать масло на хлеб, не раскрошив его. Ты помог Коди». |
«Это был замечательный пас!» | «Ты сделал это! Прекрасный бросок —прямо мне в руки». |
Вот несколько указаний, чтобы помочь вам обратить внимание на ребенка, а не просто судить о его поступках.
¨ Начинайте предложение, называя ребенка по имени или с местоимения «ты». Или поочередно: «Ты сделал это!», «Ай да ты» или «Я заметила ________».. Это важный шаг в деле разрушения привычки выносить суждения. Предложения с суждений обычно начинаются с «хорошо», «чудесно» и прочих общих форм. Выработайте привычку использовать местоимение «ты»: «Кори, ты забралась в машину и пристегнула ремень безопасности!»; «Макс! Ты только посмотри на свой прыжок!»; «Ты сделала это! Сама одела свою куклу».
¨ Далее в точности опишите, что вы видите. Представьте, что вы фотокамера. Прежде чем что-то сказать, спросите себя: «Может камера записать, что я должна сказать?» Если нет, тогда вы все еще выносите суждение. Вы могли бы сказать: «Спасибо, Грили, за твою доброту». Фотокамера не может записать это, поэтому перефразируйте предложение. Скажите: «Ты нашел и дал Мии одеяло. Ты очень помог ей». Это описание свободно от суждений — фотокамера могла бы фиксировать его.
Такая общая похвала, как «Ты хорошо сделала работу», не показывает ребенку, что включает эта хорошая работа. Дети обрабатывают информацию в виде образов; так что предложите им образы, которые может усвоить их разум. Делая это, говорите конкретно: «Ты закончила домашнюю работ)' и дважды проверила ответы. Это хорошая работа». Вы дали ребенку определение его поступка. Это поможет ему сформировать собственное определение, которое он будет использовать в дальнейшем.