Куда вы направляете свет вашего фонарика?

Вспомните силу внимания (то, на чем вы сосредото­чиваетесь, вы и получаете в наибольшей мере) и укреп­ляйте ее в себе и в других. Похвала подобна включению электрического фонарика в темной комнате: те места, на которые вы направите луч света, указывают на то, что вы цените. Если вы сосредоточиваете внимание детей на том, что они должны быть хорошими, то вы учите их ублажать других, чтобы чувствовать себя достойными их внимания. Ваша же цель — вызвать у детей чувство, что они особенные. А чтобы чувствовать себя особенными, они должны превосходить других. Это создает ориента­цию «лучше чем/хуже чем». Отучая ребенка от осозна­ния, что он такой, как все остальные, и приучая его счи­тать себя особенным, мы тем самым можем разорвать его естественную связь со сверстниками. Разве вы не удивля­лись, почему подросток с самыми высокими отметками, или пользующийся наибольшей популярностью, или обладающий исключительными лидерскими способно­стями, или у которого очень хорошие родители, чувству­ет себя таким изолированным от мира, что совершает са­моубийство, чтобы избавиться от боли одиночества?

Но если вы выделяете сильные стороны детей, вы учи­те осознавать свои способности. Если вы одобряете их вклад в общее дело, вы учите их тому, как важно делить­ся своими дарованиями. Одобрение, основанное на силе единства, напоминает нам о том, что люди должны объединяться друг с другом и делиться своими достиже­ниями. Объединяясь, дети познают, что все мы связаны между собой. Дружеская взаимосвязь — очень ценное качество.

Ниже я предлагаю несколько примеров того, что вы можете заметить в своем ребенке, наряду с примерами, как это сделать. Читая их, отметьте, как начинаются фра­зы, описания и рефрен, если таковой имеется. (Запомни­те: рефрен произвольный.)

♦ Замечайте сильные стороны вашего ребенка.Обра­щайте на них его внимание.

«Эшли, ты хорошо решил задачу. Это потребова­ло организационных навыков. У тебя они есть».

«Ай да ты! Ты сама ешь ложкой!»

«Во время игры я заметил, как ты следишь за мячом, когда ловишь его и когда бросаешь. Вели­колепная игра!»

♦ Отмечайте усилия ребенка, прогресс и достижения. Обращайте на это его внимание.

«Ты работал над этим заданием всю неделю. Ты вложил в это массу времени и сосредоточенности».

«Ты сделала это. Ты сразу стала важной персо­ной. Здорово!»

«Ты повесила на вешалки всю одежду, которая была разбросана по полу. Могу поспорить, это со­здало дополнительное свободное пространство в твоей комнате».

♦ Отмечайте поступки ребенка по отношению к другим людям. Публично освещайте эти поступки.

«Кейси, ты держала дверь открытой для бабуш­ки. Ты оказала ей помощь».

«Ты предложил Молли пирожное. Это благород­но».

«Ты тихонько играла и позволила маме и папе поспать немного дольше. Это было очень тактич­но».

Если вы хотите, чтобы ваши дети были доб­рыми, заботливыми, отмечайте их полезные по­ступки и вслух говорите об их значении. Это мож­но делать по-разному. Вот несколько предложений, но желательно, чтобы вы сами включили вообра­жение и придумали собственные варианты.

♦ За обедом найдите время, чтобы каждый член семьи поделился тем полезным, что сделал в этот день.

♦ Прикрепите на холодильник листик бумаги, на ко­тором напишите:

«Я заметила (заметил)___________ ».

Каждый член семьи, который заметит хороший поступок, может внести его в этот список или по­просить кого-нибудь сделать это вместо него. А пе­ред сном вся семья, собравшись вместе, может про­честь эти полезные вложения в общее дело. о Раз в неделю (или раз в месяц) устраивайте прият­ный семейный вечер и играйте в «шарады добро­ты». Члены семьи могут обыгрывать добрые дела, которые были сделаны для них другими, а осталь­ные пусть попытаются отгадать, кто был этот доб­рый человек.

Здесь приводится основная формула, которую вы можете использовать, чтобы отмечать добрые и обдуманные поступки своих детей:

«Ты_____________ (опишите действия ребен­ка). Это очень хороший поступок».

Если вы будете делать это регулярно, то привыкнете сами и приучите своих детей отмечать позитивные ас­пекты нашего мира. Точно так же как вы показываете ре­бенку, который учится говорить, предметы и называете их («Ложка. У мамы есть ложка»), вы должны называть и полезные поступки детей. Когда ребенок научится го­ворить «ложка», улыбнитесь. А когда ваш ребенок вы­растет и станет искренним и сострадательным челове­ком, вы (и весь мир) почувствуете, что он — истинное благословение.

Отмечайте в ребенке готовность к дружескому взаимодействию, после того как вы установили границы. Устанав­ливайте границы взаимодействия для своего ребенка по­средством утвердительного приказания или двух вариантов позитивного выбора (вы ознакомились с этими навыками в главах 4 и 5). Если ваш ребенок выбирает повиновение, отметьте его выбор, перечислив поступки.

Вот несколько примеров:

Убери со стола. Мама подходит близко к Кэри, ждет, пока девочка посмотрит на нее, а затем говорит: «Кэри, убери свои тарелки со стола и сложи их в раковину». Кэ­ри аккуратно собирает тарелки стопкой, чтобы отнести их в раковину. Мама замечает это и одобряет ее действие словами: «Вы только посмотрите! Ты сложила посуду так аккуратно, чтобы отнести ее в раковину. Это очень ра­зумно». (Если вам нужно добавить некоторую форму суждения, используйте такой рефрен, как «Молодец!». Хотя лучше всего, чтобы рефрен стоял впереди фразы.)

Поход в магазин. Эмили увлеченно играла со своей куклой Барби. Папа присел на корточки возле нее, что­бы привлечь внимание дочери, но она продолжала иг­рать. Когда папа подвинулся ближе, Эмили посмотрела на него и между ними установился зрительный контакт. Тогда папа сказал: «Пора ехать в магазин. У тебя есть вы­бор: ты можешь взять с собой Барби или оставить ее здесь. Что ты выбираешь?» «Я возьму ее с собой», — от­ветила Эмили. Отец тут же отметил ее реакцию: «Ты бы­стро приняла решение. Значит, я поеду с двумя девочка­ми. Мне повезло!»

Наши рекомендации