Может ли похвала быть расхолаживающей?
Кажется вполне логичным, что у детей, которых хвалят, должно развиваться повышенное чувство самоуважения. Однако исследования показали, что это не всегда так. Некоторые формы похвалы являются даже опасными; они препятствуют развитию чувства самоуважения.
Далее я расскажу подробнее об этом исследовании. Во-первых, сначала рассмотрим несколько форм общепринятой, но разрушительной похвалы, а затем исследуем ее здоровые, конструктивные формы.
¨ Слишком эмоциональная, общего характера похвала может оказаться тяжким бременем для вашего ребенка, так что он будет чувствовать постоянноедавление необходимости жить, соответствуянереальным стандартам. Возможно, вы тоже, когда росли, слышали такие слова: «Ты всегда такая послушная, такая помощница!» Слыша это снова и снова, вы начинали понимать, что у вас есть только два выбора: либо стараться жить, соответствуя этому совершенному образу, который взрослые навязали вам, либо поступать по-своему в надежде, что ваши родители увидят, каковы вы есть в действительности. Родители, которые слишком перегибают палку с похвалами, чувствуют себя потом полностью вымотанными, оказавшись между двух огней: одним «идеальным» ребенком и другим — поистине «дьяволенком». Идеальный ребенок всех превосходит в школе, а когда вырастает, старается изо всех сил быть идеальным служащим, идеальным супругом и образцовым родителем. А его брат (или сестра), кажется, умышленно портит все, к чему прикасается. Его (ее) жизнь представляет собой непрерывную драму, и он (она) доставляет семье массу неприятностей, с которыми приходится постоянно разбираться.
¨ Чрезмерная похвала, основанная на суждении о ценностях, учит ребенка тому, что понятие «хорошо» равноценно ублажению других людей, а понятие «плохо» равноценно понятию «вызвать недовольство других». Многие из нас хвалят детей, передавая им ценные суждения: «Какой же ты хороший мальчик!» или «Какая замечательная работа!» Но маленькие дети мыслят упрощенно. Мы часто вкушаем им, что они будут считаться «хорошими», если будут делать все, как им говорят, и они верят нам. Подрастая, дети начинают понимать, что когда какое-нибудь задание, о котором просят взрослые, оказывается невыполненным, их считают «плохими». Дети, которые наивно принимают это сообщение, могут вырасти, испытывал постоянное чувство вины, когда где-то оступаются. Они могут также вырасти с обостренной склонностью к осуждению и критическому отношению к тем, кому что-то не удается. Они считают, что люди, которые разочаровывают других или совершают ошибки, плохие. Вы когда-нибудь были свидетелями того, насколько критично и грубо относятся некоторые взрослые к служащим в магазинах? «Как вы посмели ошибиться и неверно посчитать стоимость моих покупок?! Вы испортили мне весь день!»
¨ Похвала, основанная на суждении, имеет и другой побочный эффект. Дети могут стать зависимыми от суждений. Они все время будут обеспокоенно спрашивать у родителей: «Это хорошо? Я поступила правильно?» Когда я обучала студентов колледжа, я отмечала, что некоторые из них испытывали беспокойство, когда я не давала им точных указаний относительно какого-нибудь задания. Например, они спрашивали: «Сколько страниц вы хотите, чтобы мы прочли?» Если я отвечала: «Столько, сколько вам потребуется, чтобы выразить себя», они потом возвращались и спрашивали: «Вы могли бы проверить это, чтобы посмотреть, на верном ли я пути?» Если я отвечала: «Только вы сами можете это решить», они смотрели на меня так, как будто я требую от них чего-то невозможного.
¨ Похвала, которая сосредоточена на том, что вы думаете о поведении ребенка, учит его стремиться к одобрению. Если вы хвалите своих детей, чтобы побудить их хорошо себя вести, то ваша похвала будет своего рода миной замедленного действия, потому что она является формой получения, а не отдачи. Например, вы говорите: «Мне нравится, как ты ведешь себя в магазине» или «Я горжусь тобой, когда ты получаешь хорошие отметки в школе» в надежде на будущее хорошее поведение или поступки. Но под этими словами лежит сообщение, которое говорит вашему ребенку: «Мне нравится, когда ты ублажаешь меня». Ребенок может сделать и такое заключение: «Родители любят меня, только когда я ублажаю их», а когда он плохо себя ведет, вы не любите его
¨ У многих из нас вырабатывается убеждение, что если мы не согласны с людьми или отвергаем их, то нас нельзя любить. Мы бьемся изо всех сил в стремлении понравиться другим, живем так, как, по нашему разумению, они хотят, чтобы мы жили, а не по желанию своего сердца. Как ни грустно, многие из нас даже не знают, кто эти «они», как не знают, каковы желания нашего сердца.
¨ Похвала только за хорошо сделанные, законченные задания учит ребенка, что усилие не имеет значения — важно только достижение результата. Зачастую взрослые хвалят ребенка только тогда, когда выполняются их приказания. А ведь можно сказать, даже когда игрушки разбросаны по всему полу: «Хорошая работа». Представьте, какой утомительной для футболистов была бы игра, если бы болельщики сидели молча до тех пор, пока их команда не закончила бы игру с победой. Но болельщики вскакивают с мест и кричат в течение всей игры, чтобы подбодрить игроков. Если бы мы относились к своим детям так же, как к любимым спортсменам, то, уверяю вас, мы создали бы образцовую семью. Детям нужно научиться тому, что процесс имеет такое же важное значение, как и конечный результат. Чтобы это сделать, вам необходимо сосредоточиться на усилиях детей и тех маленьких шагах, которые они предпринимают в процессе своего действия, а не только на успехах.
Если вы хвалите ребенка только за оконченную, хорошо сделанную работу, вы учите его не ценить само усилие.
¨ Когда вы хвалите ребенка, сравнивая его с другими, это говорит ему: чтобы его ценили, он должен быть особенным. «Я так горжусь тобой. Это был самый лучший рассказ, какой я когда-либо читала». «У тебя все пятерки. Никто в нашей семье так хорошо не учился». Подобные сравнения как бы говорят: «Я хочу только самого лучшего».
Когда вы сравниваете одного ребенка с другим, вы провоцируете соперничество. Мать отправилась за покупками со своим сыном-школьником и дочкой-дошкольницей. Она сказала мальчику: «Посмотри, как хорошо ведет себя твоя сестренка. И ты веди себя так же». Мальчик тут же изменил поведение, чтобы сделать приятное матери. Тогда мать сказала: «Мне нравится, как ты ведешь себя сейчас». Соперничество и сравнение создают в доме конфликт, а не сотрудничество. Эта мать решила конкретную проблему, но неосознанно спровоцировала будущее соперничество между братом и сестрой. Есть разница между старанием сделать что-то хорошо и попыткой победить других. Первое действует очень ободряюще, а второе — крайне расхолаживающе. Когда вы сравниваете одного ребенка с другим, вы провоцируете соперничество, а оно разъединяет людей. Вспомните, что одобрение идет от силы единства, она направлена на то, чтобы использовать как можно больше благоприятных возможностей для объединения людей.
Я уверена, что многие из этих примеров неверно направленной похвалы и ее результатов знакомы и вам. Возможно, вы знаете людей, которые отчаянно ищут одобрения других или кажутся одержимыми только одним стремлением — во что бы то ни стало победить. Возможно, у вас есть друзья, которые стремятся быть совершенными и отрицают свои ошибки. Вероятно, вы боитесь быть тем, кто вы действительно есть, из страха потерять любовь дорогих вам людей.
Пожалуй, вы были бы поражены, узнав, что все эти нарушения случаются в результате того, что когда-то в детстве вы слышали разрушительные похвалы. Многих из нас хвалили дома или в школе, применяя неправильные методы, которые я описала выше, а сейчас мы повторяем те же ошибки со своими детьми. Это не значит, что мы плохие родители, — просто мы используем те формы похвалы, на которых воспитывались сами. И теперь проблема заключается в вашей готовности измениться.