Критерии оценки знаний на зачёте
Полный ответ на вопрос оценивается максимум в 30 баллов, предполагает свободное изложение (не чтение) всего необходимого материала, ответы на уточняющие вопросы, если они есть. Правильные ответы на дополнительные вопросы оценивается максимум в 10 баллов.
Шкала оценивания компетенций:
Оценка в 100-балльной шкале | Оценка в 5-ти балльной шкале | Уровень сформированности компетенций |
0-54 баллов | неудовлетворительно (не зачтено) | недостаточный |
55-69 баллов | удовлетворительно (зачтено) | базовый |
70-85 баллов | хорошо (зачтено) | повышенный |
86-100 баллов | отлично (зачтено) |
Показатели и критерии оценивания компетенций:
Показатели сформированности компетенций | Критерии оценивания компетенций | ||
Недостаточный уровень | Базовый уровень | Повышенный уровень | |
ПК-5 | |||
Знатьсовременные методы и методики психологического обследования детей с нарушенным зрением и приемы их адаптации | Не знает современные методы и методики психологического обследования детей с нарушенным зрением и приемы их адаптации | Знает современные методы и методики психологического обследования детей с нарушенным зрением и приемы их адаптации | Хорошо разбирается в современных методах и методиках психологического обследования детей с нарушенным зрением и приемы их адаптации |
уметьподбирать индивидуальные средства и методы коррекционно-педагогической работы с ребенком с учетом особенностей и возможностей его развития | Не уметподбирать индивидуальные средства и методы коррекционно-педагогической работы с ребенком с учетом особенностей и возможностей его развития | Уметподбирать индивидуальные средства и методы коррекционно-педагогической работы с ребенком с учетом особенностей и возможностей его развития | Может самостоятельноподбирать индивидуальные средства и методы коррекционно-педагогической работы с ребенком с учетом особенностей и возможностей его развития |
владеть психологическим изучением ребенка с нарушениями зрения | Не владеет психологическим изучением ребенка с нарушениями зрения | Владеет навыками психологического изучения ребенка с нарушениями зрения | Успешно решает задачи психологического изучения ребенка с нарушениями зрения |
ПК-6 | |||
Знать возрастные психологические своеобразия развития детей с нарушениями зрения в зависимости от состояния их зрительного восприятия и типологических особенностей | Не знает возрастные психологические своеобразия развития детей с нарушениями зрения в зависимости от состояния их зрительного восприятия и типологических особенностей | Знает возрастные психологические своеобразия развития детей с нарушениями зрения в зависимости от состояния их зрительного восприятия и типологических особенностей | Обладает широкими знаниями о возрастных психологических своеобразиях развития детей с нарушениями зрения в зависимости от состояния их зрительного восприятия и типологических особенностей |
уметь составлять индивидуальный вариант психологической программы помощи | неумеет составлять индивидуальный вариант психологической программы помощи | умеет составлять индивидуальный вариант психологической программы помощи | успешно составляет индивидуальный вариант психологической программы помощи |
владеть организацией занятий с детьми с использованием специального наглядно-дидактического материала, тифлотехнических и оптических средств; навыком анализа специальной и современной литературы и применения ее в своей работе | Не владеет организацией занятий с детьми с использованием специального наглядно-дидактического материала, тифлотехнических и оптических средств; навыком анализа специальной и современной литературы и применения ее в своей работе | Владеет организацией занятий с детьми с использованием специального наглядно-дидактического материала, тифлотехнических и оптических средств; навыком анализа специальной и современной литературы и применения ее в своей работе | Обладает широким кругом навыков организации занятий с детьми с использованием специального наглядно-дидактического материала, тифлотехнических и оптических средств; навыком анализа специальной и современной литературы и применения ее в своей работе |
ПК-7 | |||
Знать общие теоретические положения тифлопсихологии как науки, требования к организации и подбору наглядно-дидактического материала для занятий с детьми с нарушениями зрения, формы и методы консультативной помощи родителям детей с нарушенным зрением | Не знает общие теоретические положения тифлопсихологии как науки, требования к организации и подбору наглядно-дидактического материала для занятий с детьми с нарушениями зрения, формы и методы консультативной помощи родителям детей с нарушенным зрением | Знает общие теоретические положения тифлопсихологии как науки, требования к организации и подбору наглядно-дидактического материала для занятий с детьми с нарушениями зрения, формы и методы консультативной помощи родителям детей с нарушенным зрением | Владеет содержанием общих теоретических положений тифлопсихологии как науки, требований к организации и подбору наглядно-дидактического материала для занятий с детьми с нарушениями зрения, форм и методов консультативной помощи родителям детей с нарушенным зрением |
Уметьоказывать психологическую помощь родителям детей, обучая их приемам психо-коррекционной работы в условиях семьи; соблюдать преемственность в работе во взаимоотношении с другими специалистами дошкольного учреждения ( психологом, дефектологом, офтальмологом и др.) | Не умеетоказывать психологическую помощь родителям детей, обучая их приемам психо-коррекционной работы в условиях семьи; соблюдать преемственность в работе во взаимоотношении с другими специалистами дошкольного учреждения ( психологом, дефектологом, офтальмологом и др.) | Умеетоказывать психологическую помощь родителям детей, обучая их приемам психо-коррекционной работы в условиях семьи; соблюдать преемственность в работе во взаимоотношении с другими специалистами дошкольного учреждения ( психологом, дефектологом, офтальмологом и др.) | Самостоятельно оказывает психологическую помощь родителям детей, обучая их приемам психо-коррекционной работы в условиях семьи; соблюдает преемственность в работе во взаимоотношении с другими специалистами дошкольного учреждения ( психологом, дефектологом, офтальмологом и др.) |
Владеть навыком анализа специальной и современной литературы и применения ее в своей работе | Не владеет навыком анализа специальной и современной литературы и применения ее в своей работе | Владеет навыком анализа специальной и современной литературы и применения ее в своей работе | Обладает необходимыми навыками анализа специальной и современной литературы и применения ее в своей работе |
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИОННОГО КУРСА
ТЕМА 1. Предмет и задачи тифлопсихологии. Сенсорный дефект. Понятие о дефекте зрения и его структуре.
Тифлопсихология как самостоятельная отрасль психологической науки. Предмет изучения тифлопсихологии – психическое развитие детей с нарушениями зрения.
Задачи современной тифлопсихологии:
1)раскрытие основных закономерностей развития и проявлений психики, присущих как нормальновидящим, так и лицам с нарушениями зрения.;
2)установление зависимости развития и проявлений психики от степени и характера патологии зрения и времени возникновения дефекта;
3)выявление путей и механизмов компенсации и коррекции вторичных отклонений;
4) теоретическое обоснование педагогических воздействий (методов и средств обучения и воспитания( детей с нарушениями зрения.
Дефект зрения – физический недостаток, который приводит к психофизическим и личностным особенностям человека.врожденные и приобретенные дефекты зрения. Обусловленность вторичных дефектов первичными. Сложное строение зрительного аппарата. Зрительные характеристики.
ТЕМА 2. Объект тифлопсихологии – изучение детей с нарушением зрения.
Методы и принципы изучения психического развития детей с нарушениями зрения. Контингент лиц с нарушенным зрением: слепые, слабовидящие, дети с косоглазием и амблиопией.
Критерии психолого-педагогического изучения детей с нарушениями зрения: показатели снижения зрения, определение зрительных функциональных резервов, формы проявления заболевания.перспективы лечения.
ТЕМА 3. Зависимость развития психики от состояния зрительных функций.
Роль зрения в жизни человека. Зависимость развития психических процессов от степени зрительного дефекта, времени его наступления. Обусловленность физического состояния и личности особенностями развития психических процессов у детей с нарушениями зрения.
ТЕМА 4. Принципы компенсации и коррекции дефекта зрения.
Возмещение серьезных нарушений в работе зрительного анализатора работой сохранных анализаторных систем и функционированием сохранных психических процессов (мышления, речи, памяти). Компенсация а тифлопсихологии как процесс замещения утраченных или возмещение нарушенных зрительных функций. Роль исследований И. П. Павлова и П. К. Анохина для теории компенсации.
Принципы компенсации: единство анализа и синтеза воздействий внешней среды организмом, принцип детерминизма (причинности), структурности, первичная сигнализация дефекта, ответная реакция организма (прогрессивная мобилизация), непрерывное обратное афферентирование компенсаторных приспособлений, санкционирующая афферентация (последняя связь), относительная устойчивость компенсаторных перестроек.
ТЕМА 5. Виды ощущений. Их роль в деятельности слепых и слабовидящих.Проблема отражения при сужении сенсорной сферы.
Сенсорная организация человека (ощущения, восприятие, представления). Ведущая роль зрения у слабовидящих и детей с амблиопией и косоглазием. Доминирование иных, чем у зрячих анализаторных систем при глубоком нарушении зрения. Относительное преобладание слуха и осязание у частичнозрячих и их абсолютное доминирование у слепых. Роль повышения различных видов чувствительности (слуховой, тактильной, кинестетической, вибрационной, обонятельной), дифференциация внешних воздействий в компенсации отсутствия зрения в процессе пространственной и социальной ориентации.
ТЕМА 6. Особенности зрительного восприятия в сравнении с другими видами восприятия.
Отражение на восприятии изменений в сфере ощущений. Зрительно-двигательно-слуховой тип восприятия у слабовидящих. Доминирующее положение осязательного восприятия у слепых. Отличие зрительного восприятия слабовидящих от восприятия зрячих по степени полноты, точности и скорости отображения. Осязательное восприятие как способность кожно-двигательного аппарата к отображению пространственных и физических свойств предметов. Формы осязательного восприятия: пассивное, активное, опосредованное. Осязательное восприятие по способу обследования: мономануальное, бимануальное, ротовое. Решающая роль в познании слепыми окружающего мира.
ТЕМА 7. Особенности представлений при дефектах зрения.
Качественные и количественные отличия представлений слепых и слабовидящих. Фрагментарность, схематизм, генерализованность, вербализм представлений незрячих. Замедленность процесса формирования представлений у детей с нарушением зрения. Затрудненность межфазовых переходов при формировании представлений у слепых.
ТЕМА 8. Значение мышления и его компенсаторная работа при дефектах зрения.
Мышление как процесс обобщенного и опосредованного отражения окружающего мира. Отражение полной или частичной утраты функции зрения на процессе интеллектуального развития. Затруднения мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации и др.) у детей с нарушениями зрения. Особенности наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления при дефектах зрения. Участие тифлопедагога в успешном развитии системы операций мыслительной деятельности слепых и слабовидящих.
ТЕМА 9. Особенности памяти при дефектах зрения.
Память как психический процесс запечатления, сохранения и последующего воспроизведения прошлого опыта. Трудности в процессе запоминания, сохранения и воспроизведения материала детьми с нарушениями зрения. Компенсаторное значение памяти для слепых и слабовидящих.
ТЕМА 10. Внимание и его значение в развитии психических процессов у детей с нарушением зрения.
Внимание как направленность психической деятельности человека, ее сосредоточенность на объектах, имеющих для личности определенную значимость. Виды внимания: непроизвольное, произвольное, постпроизвольное; их особенности у детей с нарушениями зрения. Влияние невозможности или затрудненности зрительного отражения мира на развитие внимания, его свойств (устойчивости, переключаемости, распределения, объема, концентрации).
ТЕМА 11. Особенности воображения при дефектах зрения.
Воображение как создание новых образов на основе ранее воспринятых. Роль воображения в сфере познания и возможности предвидения результатов, в развитии воли, мышления, эмоциональной сферы, в заполнении пробелов чувственного познания слепых.особенности пассивного и активного (творческого и воссоздающего) воображения при дефекте зрения. Компенсаторное значение творческого и воссоздающего воображения в познании окружающего мира при нарушении зрения.
ТЕМА 12. Понятие о речи и ее компенсаторных функциях при дефектах зрения.
Речь как процесс освоения человеком языка в целях общения. Основные функции речи незрячих: коммуникативная, познавательная, сигнификативная, обобщение, абстрагирование, побуждение, компенсаторная. Специфика процесса овладения речью детьми с нарушением зрения. Уровни развития речи слепых по Л. С. Волковой. Замедление динамики развития и накопления средств и выразительности движений, своеобразие соотношения слова и образа, бедность содержания лексики, отставание формирования языкового чутья, трудность в освоении артикуляции по подражанию нарушение взаимодействия в функционировании анализаторных систем, участвующих в формировании фонетической стороны речи незрячих, дисграфия.
ТЕМА 13. Особенности развития эмоционально-волевой сферы слепых.
Негативное эмоциональное состояние, заниженная самооценка как причина снижения активности личности при слепоте и неадекватного отношения к своему дефекту. Ограничение внешнего проявления внутреннего состояния. Влияние слепоты на степень проявления отдельных эмоций, на уровень развития отдельных видов чувств. Отсутствие у слепых эмоций на зрительно воспринимаемые объекты. Значение для детей с нарушениями зрения развитой воли и волевого акта для преодоления жизненных трудностей. Организация коррекционной работы по развитию эмоционально-волевой сферы.
ТЕМА 14. Психические особенности развития при дефектах зрения в раннем и дошкольном возрасте.
Система сенсорных, моторных и интеллектуальных компонентов, обеспечивающих слепому ребенку отражение внешнего мира. Снижение темпа и качественных характеристик психического развития незрячих в раннем возрасте. Стадии компенсации слепоты, свойственные раннему возрасту.
ТЕМА 15. Личность и деятельность при дефектах зрения.
Влияние слепоты на социальную позицию, возникновение у детей с нарушением зрения иных социальных установок. Возможность появления негативных характерологических особенностей, изменение в динамике потребностей к разным видам деятельности. Замкнутость, некоммуникабельность как следствие ограничения контакта с окружающими.создание соответствующих условий и правильной организации обучения и воспитания, активное вовлечение слепых и слабовидящих в различные виды деятельности.
ТЕМА 16. Пространственная ориентация при нарушениях функции зрения. Готовность к обучению в школе.
Пространственное ориентирование незрячего – сложная познавательная деятельность. Трудности, испытываемые слепыми при ориентировке в окружающем пространстве. Совершенствование системы сохранных анализаторов как условие повышения эффективности ориентировки незрячих в пространстве. Обучение слепых пространственной ориентировке как важный элемент учебно-воспитательного процесса, как одно из условий воспитания полноценной личности слепого.
Состояние общей и мелкой моторики незрячих старшего дошкольного возраста. Речевое развитие старших дошкольников с нарушением зрения. Особенности психофизического состояния дошкольников с нарушением зрения в период подготовки к школе. Формирование адекватного отношения незрячих к своему дефекту.