Сущность понятия «методология педагогической науки»
В современной литературе под методологиейпонимают, прежде всего, методологию научного познания, т.е. учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности. Методология науки дает характеристику компонентов научного исследования его объекта, предмета анализа, задач исследования, совокупности исследовательских средств, необходимых для решения, а также формирует представление о последовательности движения исследователя в процессе решения исследовательских задач.
Методология выполняет три функции:
- мировоззренческая – ориентирует наше сознание в окружающем мире. С каких позиций, установок Я буду рассматривать свое исследование: системный подход, целостный подход.
- регуляторная – привлекаем научное знание из философии для решения противоречий в педагогическом исследовании
- методологическая – направлена на описание логики научного исследования
В структуре методологического знания Э.Г. Юдин выделяет четыре уровня:философский, общенаучный, конкретно-научный и технологический. Содержание первого, высшего, философского уровня методологиисоставляют общие принципы познания и категориальный строй науки в целом. Второй уровень - общенаучная методология- представляет собой теоретические концепции, применяемые ко всем или большинству научных дисциплин. Третий уровень - конкретно-научная методология- совокупность методов, принципов исследования и процедур, применяемых в той или иной специальной научной дисциплине. Методология конкретной науки включает в себя как проблемы, специфические для научного познания в данной области (например, соотношение педагогики и психологии), так и вопросы предыдущих уровней, например, системного подхода или моделирования в их применении к педагогике. Четвертый уровень - технологическая методология- составляют методика и техника исследования.
Рассмотрение первого вопроса целесообразно начать с формулировки определения методологии вообще и методологии педагогической в частности.
В современном науковедении под методологией понимают учение о принципах построения формах и способах научно-познавательной деятельности. Методология науки дает характеристику компонентов исследования – его объекта, предмета анализа, задач исследования, совокупности исследовательских средств, необходимых для их решения, а также формирует представление о последовательности движения в процессе решения исследовательских задач.
Здесь имеет смысл остановиться на отличиях научной педагогической деятельности от практической, которые обсуждаются и заносятся в таблицу.
Параметры сравнения | Научная деятельность (исследователь) | Практическая деятельность (учитель, воспитатель) |
Объект деятельности | Педагогический процесс | Ученик, воспитанник |
Цель деятельности | Получить новое научное знание о педагогическом процессе | Создать условия для развития личности, освоения ею опыта и знаний |
Средства деятельности | Методы научного познания (теоретические, экспериментальные, математические, методы изучения педагогического опыта) | Методы обучения и воспитания, создание образовательной среды |
Результат деятельности | Новые знания о педпроцессе (разработка способов оптимизации педпроцесса, создание авторской педсистемы и пр.) | Образованность ученика (воспитанника), возникновение личностных новообразований |
Высшим уровнем профессиональной готовности педагога является наличие у него методологической культуры, основными признаками которой выступают:
• понимание процедур, "закрепленных" за категориями философии и за основными понятиями, образующими концептуальный каркас педагогической науки;
• осознание различных понятий образования как ступеней восхождения от абстрактного к конкретному;
• установка на преобразование педагогической теории в метод познавательной деятельности;
• направленность мышления педагога на генезис педагогических форм и их "целостнообразующие" свойства;
• потребность воспроизводить практику образования в понятийно-терминологической системе педагогики;
• стремление выявить единство и преемственность педагогического знания в его историческом развитии;
• критическое отношение к "самоочевидным" положениям, к аргументам, лежащим в плоскости обыденного педагогического сознания;
• рефлексия по поводу предпосылок, процесса и результатов собственной познавательной деятельности, а также движения мысли других участников педагогического процесса;
• доказательное опровержение антинаучных позиций в области человекознания;
• понимание мировоззренческих, гуманистических функций педагогики.
Методологическая культура педагога связана с научно-педагогической деятельностью, с выполнением педагогом исследовательских функций. От степени овладения педагогом методологической культурой непосредственно зависит качество выполняемых им научных исследований, независимо от их характера и масштаба.
Существуют различные подходы к пониманию методологической культуры рассматривается как результат овладения педагогами аппаратом научной деятельности, направленного в конечном итоге на преобразование конкретной ситуации (В.В. Краевский, В.А. Сластенин). В содержание методологической культуры педагога при этом включается знание (например, о способах выполнения научной деятельности); опыттворческой деятельности (умения видеть проблему и соотносить с ней фактический материал), определять цель, выдвигать принципы, обосновывать методы научно-педагогического исследования, формулировать и творчески решать педагогические задачи, осуществлять самоанализ.
Обычно выделяют следующие функции методологической культуры педагога:
1. Познавательную (гносеологическую), реализация которой позволяет осваивать систему новых знаний.
2. Критическую – ее реализация способствует осознанию необходимости преобразования педагогической действительности, обеспечивает сознательный выбор той или иной концепции образования.
3. Рефлексивную, способствующую самопознанию его деятельности, поиску новых смыслов педагогических знаний
4. Технологическую, проявляющуюся в умении педагога корректно применять на практике систему методов научно-педагогического исследования.
Методологическая культура является частью профессиональной культуры педагога, которая включает также и другие виды культуры: умственного труда, общения, речи, внешнего вида и т.д.
Необходимость овладения педагогами методологической культурой обусловлена следующими явлениями педагогической действительности:
• Появление множества разнообразных образовательных программ, учебных планов, учебников, методик и технологий воспитания и обучения. Многие педагоги-практики не могут сориентироваться в их многообразии, выстроить целостную концепцию своей деятельности, начиная от теоретического обоснования и заканчивая конкретными методиками и педагогическими технологиями;
• Возникновение инновационных учебных заведений разных типов. Работа в них требует от педагога не просто овладения новыми методами обучения и воспитания, а переосмысления и перестройки всей системы деятельности на теоретико-методологическом уровне;
• Включением в систему аттестации педагогических работников исследовательского компонента (разработка авторской образовательной программы, проведение собственного научного исследования), что предполагает не только владение методами научно-педагогического исследования, но и знание основных научных подходов к анализу педагогической действительности, выработку собственного отношения к ним и т.д.
• Повышением требований к качеству научно-педагогических исследований, связанным с усложнением педагогической действительности, необходимостью в исследованиях междисциплинарного характера, необходимостью тщательной проверки жизненности и результативности той или иной педагогической концепции, теории и т.д.
Основные компоненты научно-педагогического исследования
1. Тема исследования - лаконичное и четкое ограничение аспектов исследуемой области. Тема должна быть актуальной, т. е. ее разработка должна вызываться объективными требованиями времени. Изучаемый вопрос не должен иметь уже разработанного ответа в науке.
2. Объект исследования - сфера (область) поиска. Объектами педагогического исследования могут быть педагогические системы, явления, процессы (воспитание, образование, развитие, формирование личности, коллектива).
3. Предмет исследования - ограниченный аспект сферы поиска внутри объекта; процессы протекания или реализации изучаемых явлений, совокупность элементов, связей, отношений.
4. Проблема исследования - тот вопрос, который возникает, на который надо ответить; это формулировка того, что неизвестно в изучаемом явлении.
5. Цель исследования - выявление причинно-следственных связей и закономерностей, разработка теорий и методик.
6. Задачи исследования - конкретизация целей исследования: изучить, определить, выявить, обобщить, проверить в опытной работе (апробировать) и т. п.
7. Гипотеза исследования - предположительный ответ на возникающий вопрос, разработанный на основе всестороннего изучения теоретического и практического состояния проблемы. Гипотеза формулируется таким образом, чтобы автор исследования давал новое видение или понимание того, что он исследует.
Следует различать понятия "методология", "методика" и "метод".
Понятие "метод" применяется в узком смысле слова. Чаще всего оно означает специальные пути, способы и приемы научной дисциплины. Например, в педагогике используются метод научного наблюдения, метод опроса, метод моделирования и т. п. То есть методика – это есть техника.
Термином "методика" обозначаются различные конкретные формы и совокупность способов организации и регуляции педагогического исследования, порядок их применения и интерпретации полученных результатов при достижении определенной научной цели.
Термин "методология" связан с учением о принципах постижения, формах и способах научно-познавательной педагогической деятельности.
Схема связи понятий: метод, методика, методология.