Тема 3: Особенности содержания и организации коррекционно- развивающей работы с детьми дошкольного возраста с трудностями в обучении.
План 1: Организация коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с трудностями в обучении.
- Организационные формы коррекционно-развивающей помощи дошкольникам с трудностями в обучении.
- Принципы организации коррекционно-педагогической работы с дошкольниками с задержкой психического развития.
- Диагностика как основа построения коррекционно-развивающего обучения детей с трудностями в обучении.
План 2: Содержание коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с трудностями в обучении.
- Направления коррекционной работы с дошкольниками с трудностями в обучении.
- Комплексный подход в системе коррекционно-педагогической работы с дошкольниками с трудностями в обучении, обусловленными ЗПР.
- Развитие общей и мелкой моторики у дошкольников с трудностями в обучении.
- Развитие сенсорно-перцептивной деятельности.
- Формирование предметной деятельности.
- Формирование коммуникативных навыков.
- Развитие речи детей дошкольного возраста с трудностями в обучении.
Литература:
- Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения / под ред. С.Г.Шевченко. – М.:АРКТИ, 2001.
- Кумарина, Г.Ф. Коррекционная педагогика в начальном образовании: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Г.Ф. Кумарина [и др.]; под общ. ред. Г.Ф. Кумариной. – М.: Академия, 2001.
- Шевченко, С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты / С.Г. Шевченко. – М.: Владос, 2001. – 136 с.
- Обучение детей с задержкой психического развития: пособие для учителей / под ред. В.И. Лубовского. – Смоленск: Изд-во ТОО «Россиянка», 1994. – 130 с.
- Слепович, Е.С. Формирование речи у дошкольников с задержкой психического развития: кн. для учителя. – Минск: Нар. асвета, 1989. – 64 с.
6. Лещинская, Т.Л. Дидактическое обеспечение занятий по сенсомоторному обучению /Т.Л. Лещинская // Дэфекталогiя. – 2006. – №1.
- Борякова, Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: учеб.-метод. пособие / Н.Ю. Борякова. – М.: «Гном-Пресс», 1999. – 56 с.
- Гладкая, В.В. Планирование коррекционной работы с учащимися с трудностями в обучении: метод. пособие для учителей-дефектологов / В.В. Гладкая. – Минск: Зорны верасень, 2008. – 112 с.
9. «Инструкция о порядке открытия и функционирования специальных классов (групп), классов (групп) интегрированного (совместного) обучения и воспитания» (постановление Министерства образования РБ от 28августа 2006 г.).
Вопрос
Организационные формы коррекционно-развивающей помощи
дошкольникам с трудностями в обучении.
Вопросы организации коррекционных занятий с детьми с трудностями в обучении дошкольного и школьного возрастов регламентированы в Республике Беларусь следующими нормативными документами:
- «Инструкция о порядке открытия и функционирования специальных классов (групп), классов (групп) интегрированного (совместного) обучения и воспитания» (2006).
- «Положение о пункте коррекционно-педагогической помощи» (2004).
Согласно «Положению о пункте коррекционно-педагогической помощи» показаниями к приему детей с трудностями в обучении на ПКПП являются нарушения психического развития, обусловленные задержкой или расстройством психического развития: смешанное расстройство учебных навыков (ЗПР психогенного происхождения), другие общие расстройства развития (ЗПР соматогенного происхождения)
Основной целью деятельности пункта является организация коррекционно-педагогической помощи детям, которые испытывают значительные стойкие или временные трудности в усвоении учебных программ.
На пункт принимаются дети после проведения психолого-педагогического обследования учителем-дефектологом пункта совместно со специалистами государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации и выявления необходимости оказания им коррекционно-педагогической помощи.
Прием детей на пункт осуществляется приказом руководителя учреждения образования, на базе которого открыт пункт, с согласия законных представителей на основании списка детей, нуждающихся в коррекционно-педагогической помощи, утвержденного директором государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.
Наполняемость групп детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) - 5-6 человек.
Комплектование групп пункта осуществляется в начале учебного года с 1 по 15 сентября. Выпуск детей из пункта проводится на протяжении учебного года на основании списка детей, которые исправили нарушения развития, утвержденного директоромгосударственного ЦКРОиР, после выполнения перспективных планов работы и исправления (компенсации) нарушений развития и (или) заключения ЦКРОиР.
Занятия по коррекции индивидуальных нарушений развития проводятся в период с 16 сентября по 20 мая. Организация работы с детьми осуществляется в форме групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий.
Продолжительность занятий с группой - от 25 до 45 минут; с подгруппой - от 20 до 35 минут; индивидуальных - от 15 до 40 минут. Периодичность посещения занятий детьми 2-4 раза в неделю.
Содержание занятий с детьми на пункте определяется перспективными планами работы, которые разрабатываются учителем-дефектологом в соответствии с результатами психолого-педагогического обследования, утверждаются руководителем учреждения образования, на базе которого открыт пункт.
Организация коррекционных занятий в группе интегрированного (совместного) обучения и воспитания осуществляется согласно «Инструкция о порядке открытия и функционирования специальных классов (групп), классов (групп) интегрированного (совместного) обучения и воспитания».
Комплектование специальных групп, групп интегрированного (совместного) обучения и воспитания осуществляется с учетом основных показаний и противопоказаний, определенных к приему в специальные дошкольные учреждения (группы).
Наполняемость группы интегрированного (совместного) обучения и воспитания составляет: в возрасте до 3-х лет – 8-10 детей, в возрасте от 3 до 7 лет – 10-12 детей: 3-4 ребенка с нарушениями однородного характера (с психического развития (трудности в обучении)) или 2-3 ребенка с различными (не более двух) нарушениями развития: интеллектуальная недостаточность (умственная отсталость) и нарушения психического развития (трудности в обучении); нарушения психического развития (трудности в обучении) и тяжелые нарушения речи и другими.
В группе интегрированного (совместного) обучения и воспитания организуются коррекционно-педагогические занятия, которые проводит учитель-дефектолог:
- коррекционные занятия,
- занятия по отдельным образовательным областям государственного компонента специального учебного плана.
Коррекционно-педагогические занятия могут проводиться в форме индивидуальных и групповых занятий.
На проведение коррекционно-педагогических занятий в группе интегрированного (совместного) обучения и воспитания на одного ребенка с нарушениями психического развития –2,5 ч. в неделю.
Как путь решения проблемы организации коррекционно-педагогической помощи детям с трудностями в обучении дошкольного возраста в РБ рассматривается создание диагностико-коррекционных групп на пунктах коррекционно-педагогической помощи (Шинкаренко В.А.). Своевременно оказанная коррекционно-педагогическая помощь может позволить предупредить неуспеваемость детей с трудностями в обучении, обусловленными ЗПР и включить их в обучение с нормально развивающимися сверстниками. Показанием для зачисления в диагностико-коррекционные группы, по мнению белорусского исследователя В. А. Шинкаренко, могли бы быть стойкие трудности в усвоении программного материала при наличии установленных педагогами и психологами недостатков познавательной деятельности.
В РФ имеется опыт организации обучения и воспитания дошкольников с ЗПР в диагностико-коррекционных группах. Ведущим специалистом, осуществляющим коррекционную работу, является учитель-дефектолог, имеющий высшее дефектологическое образование. Помимо этого, в каждой группе работают два воспитателя, имеющие среднее или высшее педагогическое образование. Занятия организуются в форме групповых, подгрупповых и индивидуальных. Детей, слабо усваивающих программу, отличающихся резким снижением работоспособности, можно не включать в подгруппы и на начальных этапах обучения работать с ними индивидуально. Дефектолог проводит с детьми занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи, обучению грамоте и формированию элементарных математических представлений. Воспитатель и дефектолог проводят занятия параллельно, занимаясь каждый день. Также дефектолог проводит индивидуальную работу с детьми, а остальные дети с воспитателем находятся на прогулке до подготовки к обеду. Воспитатель в вечерний отрезок времени осуществляет индивидуальную работу по заданиям дефектолога и логопеда: работает над развитием внимания, памяти, восприятия, мышления, фонематического слуха, а также закрепляет умения и навыки детей, связанные с усвоением учебной программы.
Эффективность системы коррекционно-педагогического воздействия во многом зависит от четкой организации жизни и деятельности детей в период их пребывания в детском саду. Следует помнить о значительной нервно-психической нагрузке, которую желательно равномерно распределить в течение дня. Необходима преемственность в работе всех педагогов, работающих с детьми.
Вопрос
Принципы организации коррекционно-педагогической работы
с дошкольниками с задержкой психического развития.
Организация коррекционно-педагогической работы с дошкольниками с ЗПР базируется на следующих принципиальных позициях:
Ø Одним из исходных принципов коррекционно-педагогической работы в дошкольных учреждениях специального типа является принцип единства диагностики и коррекции. Наблюдения за динамикой развития ребенка в условиях целенаправленной коррекционной работы имеет важнейшее значение для определения путей, методов конкретного содержания ее на различных этапах обучения и воспитания.
Ø При анализе нарушений на первый план выступает этиопатогенетический подход к анализу нарушений. Необходимо определить этиологию и механизмы, определяющие структуру дефекта при том или ином варианте задержки психического развития. Глубокое всестороннее изучение ребенка является основой для выбора оптимального варианта коррекционной работы.
Ø Дифференциальная диагностика выстраивается с позиции системного подхода. Сложность структуры дефекта всегда определяется взаимодействием внутрисистемных и межсистемных нарушений. Так, недостатки в развитии сенсорной сферы у детей с ЗПР проявляются не только в недостатках сенсорно-перцептивной деятельности. Трудности усвоения эталонных представлений о цвете, форме, величине, недостаточность пространственных и временных ориентировок не обеспечивают должной чувственной базы для развития мышления и речи. С другой стороны, незрелость внутриречевых механизмов, слабость словесной регуляции не позволяют ребенку на должном уровне обобщать сенсорный опыт, использовать его в деятельности.
Ø Важным принципом диагностики и коррекции является принцип комплексного подхода. Специфика развития психики в дошкольном возрасте такова, что при различной локализации нарушений могут наблюдаться сходные проявления. К примеру, "безречевым", неговорящим в возрасте 3-х лет может оказаться ребенок с нарушенным слухом, умственной отсталостью, ребёнок-ала-лик, ребёнок с задержкой психического развития церебрально-органического генеза. Только всестороннее комплексное изучение соматического состояния, слуховых и зрительных функций, двигательной сферы, познавательной деятельности, личности, выявление уровня развития речи, сформированности знаний, умений и навыков позволяют правильно квалифицировать состояние ребенка, прогнозировать его дальнейшее развитие в условиях адекватной педагогической коррекции.
Ø Диагностика в свою очередь опирается на принцип динамического изучения (согласно концепции Л. С. Выготского о двух уровнях умственного развития ребенка — актуальном и потенциальном, т. е. о зонах актуального и ближайшего развития). Характер сотрудничества ребенка со взрослым при усвоении новых способов действий позволяет определить зону ближайшего развития, а значит, и обучаемость ребенка. Именно обучаемость выступает в качестве основного дифференциально-диагностического критерия при разграничении задержки психического развития и сходных состояний (умственной отсталости, первичной речевой патологии, "чистой" педагогической запущенности).
Ø Важнейшим диагностическим принципом является принцип качественного анализа результатов обследования. Качественный анализ включает в себя особенности отношения ребенка к заданию (т. е. особенности мотивации деятельности), способы ориентировки в условиях задания, понимание и осознание инструкции, способность действовать в соответствии с определенным образцом или инструкцией, особенности программирования деятельности, способы решения предложенной задачи, особенности операционального компонента деятельности, умение контролировать себя, замечать и исправлять ошибки, оценивать результат (особенности саморегуляции), характер сотрудничества со взрослым (обучаемость).
Коррекционная работа базируется на следующих принципах:
ü Принцип ранней коррекции отклонений в развитии предполагает как можно более раннее выявление проблем ребенка и организацию коррекционной работы с ним в сензитивные сроки. В этот период закладывается чувственная база познания, развивается ориентировочно-исследовательская деятельность, формируются механизмы памяти и наглядного мышления. Это период формирования коммуникативных навыков и развития речи. При более позднем начале коррекционной работы сензитивный период в какой-то мере оказывается упущенным, усложняется структура дефекта, и возможности компенсации задержки психического развития значительно снижаются. До сегодняшнего дня дошкольные диагностико-коррекционные группы открываются для детей 6-7лет. При таком подходе многие проблем ребенка не удается преодолеть, с ними он приходит в школу.
ü Ребенок с ЗПР проходит в своем развитии те же этапы, что и нормально развивающийся ребенок, поэтому необходим учет закономерностей онтогенетического развития при организации коррекционной работы. Важно выявить качественное своеобразие психического развития ребенка с ЗПР, определить его уровень, который можно зафиксировать как стартовый, исходный.
ü Принцип коммуникативной направленности обучения и воспитания означает необходимость специального внимания к развитию речи как основного средства коммуникации, а также целенаправленного формирования навыков общения со взрослыми и со сверстниками.
ü Припцип реализации деятельностного подхода к воспитанию и обучению детей с задержкой психического развития следует рассматривать в трёх аспектах:
— Успехов в коррекционной работе можно достичь только при условии опоры на ведущую деятельность возраста Для дошкольников это предметно-операциональная деятельность и затем сюжетно-ролевая игра. Поэтому учить и воспитывать детей с задержкой психического развития следует, играя с ними. Особое место в системе коррекции должны занимать сюжетно-ролевая игра и развивающие дидактические игры.
— Научные исследования и практика показывают, что у детей рассматриваемой группы наблюдается специфика в формировании и смене ведущих видов деятельности. Отсюда вытекает необходимость целенаправленного педагогического воздействия, обеспечения условий для формирования предметной и игровой деятельности, а позднее - предпосылок к овладению учебной деятельностью.
— В условиях задержки психического развития затруднен процесс формирования ребенка как субъекта деятельности (У. Б. Ульенкова, 1994), что проявляется в несформированности всех ее структурных компонентов: мотивационного, ориентировочно-операционального, регуляционного. Каждый из этих компонентов требует внимания педагога во всех ситуациях общения с ребенком и совместной работе при выполнении заданий учебного типа.
Вопрос
Диагностика как основа построения коррекционно-развивающего обучения детей с трудностями в обучении.
В структуре деятельности коррекционных дошкольных групп можно выделить следующие блоки: диагностический, коррекционно-развивающий, образовательный, воспитательный, лечебно-профилактический. Каждая структурная единица имеет свои цели, задачи, методы.
Диагностический блок включает в себя медицинское, психологическое, педагогическое изучение каждого ребенка.
Медицинское изучение осуществляется врачами-специалистами. Педагоги тщательно изучают данные медицинского обследования, анализируют анамнестические сведения, самые важные из них заносятся в диагностическую карту ребенка.
Дефектолог изучает микросоциальные условия, производит всестороннее изучение психологических особенностей каждого ребенка: познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, ведущей деятельности возраста.
Дефектолог и воспитатель на основе анализа "Программы воспитания и обучения" в детском саду общего типа составляют протоколы для исследования уровня обученности каждого ребенка. Анализируются основные разделы программы предыдущей возрастной группы, что позволяет выявить реальный объем знаний, умений и навыков.
Воспитатель исследует конструктивную, изобразительную и игровую деятельность. Обследование по остальным разделам программы проводит дефектолог.
Первичное обследование ребенка проходит на ПМПК. У заведующей ДОУ находится журнал регистрации детей и протоколы обследования детей. Родители знакомятся с решением комиссии и расписываются в соответствующей графе протокола.
При поступлении в группу диагностическое обследование проводится на протяжении трех этапов:
Первый этап (сентябрь) проводится обследование с целью выявления особенностей психического развития каждого воспитанника (познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, ведущей деятельности). Необходимо определить и уровень обученности детей, степень сформированности знаний, умений, навыков в объеме "Программы детского сада" общего типа предыдущей возрастной группы.Помимо этого собираются анамнестические сведения о развитии ребенка, изучаются микросоциальные условия воспитания в семье. На основе медицинского обследования выявляются особенности соматического состояния, функциональные нарушения со стороны ЦНС.
Анализ результатов позволяет сформировать подгруппы детей для проведения коррекционной работы, выстроить своеобразные "уровневые" программы обучения, воспитания, развития.
Второй этап (две недели января). Основная цель обследования— выявить особенности динамики развития.Тревожным симптомом является отсутствие положительной динамики. Такие дети могут быть вторично направлены на ПМПК с целью уточнения диагноза.На данном этапе дополняются сведения, полученные в начале учебного года. Динамическое диагностическое исследование позволяет оценить правильность выбранных путей, методов, содержания коррекционной работы с каждым ребенком и с группой в целом. В программу вносятся коррективы, определяются цели и задачи коррекционно-педагогической работы в следующем полугодии.
Третий этап (две педели мая) Цель — определить динамику и результаты работы за год, а также составить прогноз относительно дальнейшего развития ребенка. На основе результатов обследования осуществляется перевод ребенка в следующую возрастную группу или выпуск в школу. Возможны следующие варианты:
¾ ребенок переводится в группу следующего года обучения для детей с задержкой психического развития;
¾ выводится в детский сад общего типа в следующую возрастную группу, если выявляется значительная динамика в развитии. Преимущественно это педагогически запущенные дети, у которых в процессе интенсивной коррекционной работы удается в значительной мере компенсировать недостатки и восполнить пробелы в знаниях;
¾ осуществляется перевод в другое дошкольное учреждение специального типа, если в ходе коррекционной работы выявляются показания (первичный характер речевых нарушений, умственная отсталость, нарушения со стороны анализаторов);
¾ может быть рекомендовано повторное прохождение программы.
Решение о типе школы рекомендуемой каждому ребенку, принимается на ПМПК, родители получают соответствующее заключение.
Содержание коррекционно-развивающей работы