Вопрос №54. Методика обучения рассказыванию по картине. Особенности восприятия и понимания детьми предметных и сюжетных картин

К рассказыванию по картине дети младшего возраста подводятся постепенно. Для этого используются различные дидактические игры с предметными картинками (малыш должен подобрать пару к указанной картинке, назвать предмет, сказать, какой он, что с ним делают). Примерная тематика картин: «Кошка с котятами», «Собака со щенятами», «Корова с теленком», «Наша Таня». Основной вид занятия - беседа. У детей постепенно формируют умение связно, последовательно рассказывать о содержании картины с помощью вопросов воспитателя, его дополнений, вместе с ним по логической схеме. Занятие заканчивается небольшим обобщающим рассказом воспитателя, который объединяет детские высказывания. Потешки, загадки, стихи могут быть использованы вбеседа по картине. Важно мотивировать речевую деятельность детей: показать картину и рассказать о ней кукле, новой девочке, маме и т.д.

Средний дошкольный возраст характеризуется становлением монологической речи. Рассматриваются и описываются предметные картинки, проводится сравнение изображенных на картине предметов и животных, взрослых животных и их детенышей. Проводятся беседы по сюжетным картинам, заканчивающиеся обобщением, которое делает воспитатель или дети. Постепенно дети подводятся к связному описанию сюжетной картины, в основе которого лежит подражание речевому образцу.

Для рассказывания предлагаются картины, которые использовались в младшей группе, и новые, более сложные по содержанию («Медвежата», «Вгости к бабушке»).

Следующий этап работы - рассказывание по серии сюжетных картин (не более 3). Рассматривается и описывается каждая картина из серии, затем высказывания детей объединяются в один сюжет воспитателем или детьми. В процессе рассматривания выделяются начало, середина и конец сюжета.

В старшем дошкольном возрасте задачи обучения усложняются. Дети должны связно, последовательно описывать всех персонажей, их взаимоотношения, обстановку, используя разнообразные языковые средства, сложные грамматические конструкции. Основное требование - большая самостоятельность в рассказах. Картины: «Шар улетел», «Новенькая», «У пристани», «Лошадь с жеребенком», «Ежи», «Белки». Детей обучают следующим типам высказываний:

- описанию и сравнению предметных картин;

- описанию сюжетных картин;

- повествованию по серии сюжетных картин.

В старшей группе продолжается обучение построению рассказа по серии сюжетных картин:

- на доске выставляют набор картинок с заведомо нарушенной последовательностью. Дети находят ошибку, исправляют ее, придумывают название рассказа и содержание по всем картинкам;

- вся серия картинок находится на доске, первая картинка открыта, остальные закрыты. После описания первой открывают по порядку следующую, каждая картинка описывается. В конце дети дают название серии;Рассказы по серии сюжетных картин подготавливают детей к творческому рассказыванию по картине, к придумыванию начала и конца к изображенному эпизоду.

Структура занятия по обучению рассказыванию по картине:

в младшем возрасте:

1) Предварительная беседа (напоминание) + потешки, стихи, сюрпризные моменты.

2) Рассматривание картины, небольшая пауза

3) Вопросы (Кто это? Что это? Что делают?). Вопросы ставятся от основного объекта к второстепенным, раскрывая связи между ними.

4) Обобщающий рассказ педагога (2-3 пр) После занятия картина остается еще в группе.

В среднем возрасте:

1) Вводная беседа

2) Рассматривание

3) Анализ картины по вопросам

4)Образец рассказа воспитателя (Послушайте, как я расскажу, а потом вы мне расскажете). Может быть использован частичный образец (Я начну, а вы будете продолжать). Может быть использован приём совместной деятельности - совместный рассказ, рассказ по аналогии. В составлении сюжетного рассказа по картине может использоваться коллективное составление; составление рассказа по частям, в конце - обобщающий рассказ.

5)Предложение детям самостоятельно рассказать (к концу года до 5-6 предложений)

В старшем возрасте структура такая же, но добавляются в анализ продуктивные вопросы, также детей стимулируют самих задавать вопросы по картине. Используется прием рассказа по плану.

Наши рекомендации