Раннего возраста группы риска
Развитие речи детей раннего возраста стало актуальной проблемой в современном мире, по причине того, что повысился процент рождаемости детей с неблагополучным здоровьем. Исходя из положения Л.С. Выготского о том, что первичное нарушение непосредственно вытекает из биологического характера болезни, можно предположить, что дети с осложненным медицинским анамнезом составляют резерв коррекционной работы дефектологов, психологов, логопедов [4, 78].
Данные специальной психологии свидетельствуют о том, что среди различных форм аномалий психики в раннем онтогенезе в настоящее время наиболее распространенными являются речевые нарушения. Речь – это сложный психический процесс, который формируется в первые годы жизни. Процесс становления речи очень индивидуален и зависит от многих факторов: социальная среда, пол ребенка, психологический контакт с матерью, физиологическое развитие, функционирование головного мозга и т.д.
В настоящее время в логопедии нет единой системы определений речевых нарушений, особенно для детей раннего возраста. В специальной литературе встречаются следующие группы речевых нарушений у детей в возрасте 2-4 лет: задержка речевого развития, нарушение речевого развития, недоразвитие речи, которые по своим проявлениям во многом схожи.
Задержка речевого развития (ЗРР) у ребёнка – это отставание от возрастной нормы речевого развития в возрасте до 4 лет. Дети с задержкой речевого развития овладевают навыками речи так же, как и другие дети, однако возрастные рамки значительно сдвинуты.
Возраст от 2-3 мес. характеризуется формированием активного гуления, появлением «комплекса оживления», зрительного и слухового сосредоточения, формированием примитивных эмоциональных реакций. В этот период особо значимыми признаками будущих речевых расстройств является отсутствие гуления, сохраняющиеся бульбарные нарушения или формирование псевдобульбарных расстройств, отсутствие реакций фиксации взора и прослеживания за объектом, отсутствие адекватных двигательных и мимических реакций на обращенную речь и ее эмоциональную окраску.
Период 4-6 месяцев в норме характеризуется появлением истинного гуления, отличающегося от предыдущего этапа большим разнообразием звуков, интонацией, появлением в конце периода сочетания губных звуков с гласными («ба», « па»). Данный период является начальным этапом перехода от гуления к лепету.
При перинатальных поражениях ЦНС возможна задержка развития данного периода, сочетающаяся с задержкой темпов психомоторного развития. У детей в первую очередь снижены коммуникативные функции – зрительное и слуховое сосредоточение, низок интерес к окружающему, задержано статико-моторное развитие, гуление и лепет монотонные, тихие, без модуляции и интонаций. При отсутствии нарушений черепно-мозговой иннервации, зрительного и слухового анализаторов дети должны быть отнесены в группу риска по речевой задержке.
Кроме выраженной задержки психомоторного развития, выявляются нарушения иннервации мимических, речевых мышц. Прогрессируют трофические расстройства в мышцах языка, глотки при бульбарных нарушениях, проявляющиеся, как афонией, так и носовым оттенком вокализации (ринофония). Активация рефлексов оральной группы, которые к этому периоду должны практически угаснуть, наблюдается при формировании детского церебрального паралича. Нарушения, наблюдаемые при этом, проявляются в виде спастичности мышц рта, языка, неправильного положения языка в полости рта и его гиперкинезов, распространенных оральных синкинезий препятствуют появлению гуления. Дети данной возрастной группы с такими нарушениями относят в группу высокого риска по формированию грубых речевых расстройств, вплоть до анартрии, алалии и дизартрии.
У детей, перенесших тяжёлое перинатальное поражение ЦНС, к 6-9 месяцам обычно формируются выраженные двигательные нарушения, характерные для разных форм ДЦП, при которых отчетливо проявляются нарушения тонуса в мышцах языка, губ, оральные гиперкинезы, оральные синкинезии. У детей возникают проблемы с жеванием, глотанием, они поперхиваются при еде и питье, не могут пить из чашки. Гуление может быть рудиментарным или отсутствовать, лепета нет, нарушена синхронизация дыхания и голосовых реакций, если они есть, дыхания и еды. Эти дети также составляют группу высокого риска по формированию тяжелых речевых расстройств.
Следующие периоды речевого развития (6-9 и 9-12 месяцев) характеризуются формированием лепета, а к концу 11-12месяцев – слогов и односложных слов. Лепет является закономерным продолжением истинного гуления и проявляется в норме соединением отдельных артикуляционных движений в линейную последовательность. Этот этап характеризуется также усовершенствованием движений губ, языка, мягкого нёба, совершенствуется функция дыхания, удлиняется произвольный выдох, ребёнок регулирует громкость и высоту голоса в зависимости от ситуации.
При общей задержке психомоторного развития без грубых симптомов поражения нервной системы в эти периоды может сохраняться примитивное гуление или рудиментарный лепет в виде однообразия, монотонности голосовых реакций, невозможности произвольного контроля громкости и высоты голоса. Кроме того, обычно имеет место слабость слуховых реакций (недостаточность слухового внимания, затруднение определения источника звука в пространстве, нарушение дифференцировки восприятия голоса и его тембра). Это является одним из главных факторов в задержке развития начального понимания обращённой или сенсорной речи. Такие дети представляют группу риска по задержке речевых функций [1, 56].
Начиная с раннего детства, с профилактической целью, а также с целью коррекции, необходимо проводить специальную гимнастику, направленную на укрепление мышц, выработку полноценных движений, определенных положением органов артикуляционного аппарата. Лучше всего использовать игру как основную деятельность детей [2, 23].
Таким образом, если стимулировать развитие всех органов чувств, развивать мелкую и общую моторику ребёнка, учить его прислушиваться к окружающим звукам, любить его и быть ласковым и терпеливым – у ребёнка значительно раньше сформируются предпосылки речевого развития.
Список литературы
1. Акименко, В. М. Речевые нарушения у детей / В. М. Акименко. – Ростов н/Д. : Феникс, 2008. – 141 с.
2. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. – М. : Лабиринт, 2008. – 352 с.
3. Филичева, Т. Б. Речь как явление физиологическое, социальное, психолого-педагогическое / Т. Б. Филичева // Логопедия. – 2008. –№3. – С. 5-9.
4.Эльконин, Б. Д. Психология развития / Б. Д. Эльконин. – 4-е изд. – М. : Академия, 2008. – 114 с.