Задачи по преодолению недостатков в развитии содержательных компонентов нравственных ценностей
Компонент НЦ | Основная задача | Содержание деятельности |
Когнитивный (информационный) | Формирование целостных представлений о нравственных ценностях | Освоение понятий: щедрость, сострадание, честность |
Эмоциональный (рефлексивный) | Расширение и уточнение опыта ценностно-эмоциональных переживаний на основе знакомства и обсуждения литературных произведений и детского кинематографа | Понимание своих эмоциональных состояний и их причин; Называние (обозначение словами) своих эмоциональных состояний; Выражение своего отношения к нравственным ценностям |
Поведенческий (деятельностный) | Выработка умений и привычек нравственного поведения | Отработка навыков нравственных действий и поступков, устойчивости их проявлений; Формирование умения делать нравственный выбор в процессе разнообразной деятельности и общения; Выражение сопереживания, сострадания, желания быть щедрым (не жадничать), поступать честно |
Разработанный комплекс коррекционно-педагогических мероприятий был организован в форме «Игры-путешествия по стране Добра». Организация работы осуществлялась в три тематические недели, каждая из которых направлена на формирование одной из нравственных ценностей: щедрость, сострадание и честность. Комплекс мероприятий основан на совместной педагогической работе классного руководителя и семей учащихся.
Нами был определен регламент коррекционной работы. В начале недели (понедельник) определялась тема – формируемая ценность. Для детей – это название города, в который совершается путешествие. Каждая неделя включала в себя пять тематических занятий, на которых дети учились работать в коллективе, развивать умения рассуждать и высказывать свою точку зрения, обсуждать и анализировать художественную литературу, мультфильмы. Деятельность детей была организованна индивидуально и в группах. Структура занятия включала следующие этапы: актуализация ранее полученных знаний (проверка домашнего задания); изучение нового материала (просмотр и обсуждение мультфильмов, чтение и анализ литературных произведений); выполнение практических упражнений; творческая деятельность; объяснение домашнего задания. Выполнение домашних заданий требовало необходимой поддержки и участия родителей. Заканчивалась каждая тематическая неделя прибытием в определенный город страны Добра, обсуждением полученных во время путешествия знаний и выполнением совместного творческого задания. На последнем заключительном занятии дети делились впечатлениями и подводились итоги.
Результаты контрольного эксперимента после завершения коррекционной работы показали, что количество детей с низким уровнем уменьшилась на 25%, со средним – увеличилась на 15,6%, а с высоким – увеличилась на 3,1%. Это подтверждает эффективность коррекционной работы.
Список литературы
1. Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли [Текст]: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.; под ред. А. Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008. – 151 с.
2. Бородина, В. А. Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья: педагогические технологии [Текст]: учебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений / В. А. Бородина. – Челябинск: Цицеро, 2012. – 216 с.
3. Шитякова, Н. П. Особенности духовно-нравственного воспитания школьников в современных условиях [Текст]: Курс лекций для студентов, обучающихся по специальностям педагогического образования / Н. П. Шитякова. – Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2004. – 158 с.
В. А. Бородина, И. Л. Загуменнова
ФОРМИРОВАНИЕ ЖИЗНЕННЫХ ПЛАНОВ У ШКОЛЬНИКОВ
С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
Важной основой адаптации выпускников специальных (коррекционных) образовательных учреждений, является формирование жизненных планов, что традиционно обеспечивается в рамках трудовой подготовки школьников и комплекса психолого-педагогических мероприятий.
В педагогике и психологии проблема становления жизненных планов отражена в работах: Абульхановой-Славской К.А., Мудрика А.В., Головахи Е.И., Кона И.С, Макаренко А. С. Исследователи отмечают, что становление жизненных планов предполагает усвоение ценностей и убеждений, осознание собственных возможностей и требований общества. В связи с этим, выделяют основные виды жизненных планов: планы, касающиеся профессиональной деятельности; планы, связанные с областью социальных взаимоотношений; планы в сфере моральных и нравственных ценностей; планы в области материально-бытового благополучия.
Исследованием данной проблемы у школьников с нарушением интеллекта занимались: Шипицына Л.М., Щербакова А.М., Москоленко Н.В., которые отмечают, что учащиеся с нарушением интеллекта не имеют устойчивого представления о содержании своей самостоятельной жизни в будущем. Обнаруживается значительный разрыв между наличием у детей жизненных планов на период после окончания школы и ближайших планов на жизнь во время обучения в школе. Необходима специально организованная педагогическая работа, содействующая максимальному приближению учащихся к актуальным событиям реальной жизни.
Учитывая выше изложенное, нами была организована коррекционная работа по формированию жизненных планов школьников с нарушением интеллекта (5 класс) в форме проектной деятельности школьников. При определении содержания и форм коррекционной работы, мы учитывали: во-первых, необходимость развития ценностных ориентаций школьников, в частности: уверенности в себе, исполнительности, самоконтроля, ответственности; во-вторых, необходимость уточнения социальной идентичности личности, а именно – характеристик социальных статусов и ролей школьников в будущем; в-третьих, необходимость проведения работы по повышению школьной мотивации.
Опираясь на научно-методические подходы авторов: Москоленко Н.В. и Щербаковой А.М., Бородиной В.А. и Кузнецовой К.М., нами была определена последовательность и содержание коррекционной работы, направленной на формирование умений и навыков по конкретизации жизненных планов. Для этого были поставлены задачи, представленные в таблице 1.
Таблица 1
Задачи коррекционной работы
Задачи коррекционной работы | Формулировка задач для детей (алгоритм планирования) | Ожидаемый результат (продукт) реализации задач |
Формирование умений и навыков по конкретизации образа конечного (желаемого) результата | Что хотим получить? | -устроить праздник; -получить подарки; -пригласить гостей. |
Обучение составлению плана последовательности действий | Что для этого нужно сделать? | -оформить «Летопись класса» -придумать сценарий праздника -подготовить реквизит для праздника -сделать подарки |
Обучение временной составляющей планирования | В какие сроки делаем? | -календарь подготовки к празднику (алгоритм № 1) |
Воспитание ответственности | Кто за что отвечает? | -распределение обязанностей и ответственности (алгоритм № 2) |
Идея проекта: празднование окончания учебного года в форме «Дня рождения» классного коллектива. Для этого готовится сценарий праздника; большой альбом о событиях жизни классного коллектива «Летопись класса» (основная задача – моделирования образа прошлого и будущего в социальном опыте детей). На праздник приглашаются гости (родители, педагоги, ребята из других классов), для них готовятся: развлечения («Сюрпризы»); угощение к чаепитию; подарки детей друг другу, педагогам («Секреты»).
Проектная деятельность осуществлялась на специальных занятиях -«Штаб подготовки к Дню рождения нашего класса», которые проводились два раза в неделю в течении четырех недель. Занятия имели последовательные этапы; деятельности учащихся была организована в парах и микро-группах; коррекционная работа по обучению школьников планированию на короткий и длительный сроки проводилась с использованием специально разработанных алгоритмов. На занятиях школьники учились организовывать и планировать свою деятельность; совершенствовали умения и навыки работы в коллективе; развивали умения точно и корректно высказывать свое мнение, обсуждать вопросы в дискуссии; анализировать и обсуждать мультфильмы и фрагменты фильмов по теме занятия.
Работа в рамках проектной деятельности вызвала большой интерес у учащихся и их родителей. Коррекционная работа способствовала формированию у учащихся с нарушением интеллекта навыков построения реальных жизненных планов через осознание прошлого, моделирования будущего, через развитие чувства времени, и применения этого навыка в практической деятельности.
Список литературы
1. Бородина, В. А. Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья: педагогические технологии: учебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений [Текст] / В. А. Бородина. – Челябинск: Цицеро, 2012. – 216 с.
2. Щербакова, А. М. Формирование социальной компетентности у учащихся старших классов специальных образовательных учреждений VIII вида [Текст] / А. М Щербакова, Н. В. Москоленко // Дефектология. – 2001. – №№ 3,4.
3. Шипицына, Л. М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе [Текст] / Л. М.Шипицына. – С-Пб, 2002. – 259 с.