Каковы специфические признаки нравственных ценностей?

3. Каково содержание личностного характера нравственных ценностей?

Почему важнейшей предпосылкой нравственных ценностей выступает свобода воли личности?

Как проявляется связь нравственных ценностей с ответственностью личности?

Какие критерии положены а основу иерархии моральных ценностей?

Чем комплиментарные нравственные ценности отличаются от альтернативных? Почему их важно разделять в деловой сфере?

Перечислите категории, определяющие наиболее общие принципы морали.

Какие категории этики выражают всеобщие нравственные основания личности?

С помощью каких категорий выражаются отрицательные значения принципов морали?

Объясните, в чем состоит для человека нравственная ценность добра?

Как взаимосвязаны добро и зло?

Каково соотношение добра и пользы?

В чем сходство и различие нравственных свойств профессиональной чести и достоинства?

Какие должны быть созданы условия в организации для проявления взаимосвязи профессиональной чести и достоинства?

Каково влияние взаимосвязи чести и достоинства на самооценку человека?

Перечислите ступени нравственной свободы. Какова ее связь с ответственностью?

Какие существуют виды выбора между различными типами нравственного поведения?

Какова структура морального выбора в профессиональной деятельности?

+

ЛЕКЦИЯ 5. НОРМАТИВНАЯ ЭТИКА. ДЕОНТОЛОГИЯ ДЕЛОВОЙ МОРАЛИ.

Деонтология деловой морали

Нравственность и этикет в системе нормативного регулирования поведения.

Основные принципы этикета и его место в деловых отношениях.

Нравственные и этикетные аспекты деловых бесед и переговоров

Деонтология деловой морали – это раздел этики, в которой ставятся и решаются проблемы смысла жизни, назначения человека, содержания нравственного долга человека, обосновываются определенные моральные принципы и нормы, которые базируются на высших моральных ценностях и обязывают человека к определенным правилам поведения при общении и взаимодействии с другими людьми. Понятие «деонтология» происходит от греческих слов: «deontos» - должное, надлежащее и « logos» - знание, учение, наука. Понятие «деонтология» было введено в науку английским социологом и юристом 19 века Бентамом для обозначения учения о проблемах морали и нравственности. На начальных этапах основное внимание деонтологии было направлено на исследование и обоснование норм и принципов медицинской этики, тех правил и норм, которые должны регулировать взаимоотношения врача и больного. В дальнейшем сфера применения деонтологии существенно расширяется, и она становится важнейшим разделом этики различных профессий.

Деловая деонтология представляет собой неразрывное единство норм и принципов профессиональной морали. Данные нравственно-этические принципы опираются на общие моральные нормы и конкретизируют их применительно к определенной профессии. Важно понять, что система норм и принципов деловой этики переводит ценностные основы профессии на уровень должного. При этом необходимо видеть различие аксиологического и нормативного среза деловой морали. Так, аксиологическое ее измерение фиксирует ценностную направленность деловой морали, нормативное – отражает ценностное содержание деловой морали в форме норм, требований, предписаний. Нормы могут быть восприняты человеком как оптимально соответствующие его ценностным установкам, следовательно, необходимые, и в таком качестве стать внутренними побуждениями. В этом случае соблюдение профессиональные нормы становится долгом, т.е. личной задачей человека, его обязанностью. Итак, деонтология включает в себя: а) моральные принципы, моральные нормы, моральные ценности, нравственный идеал.

· Моральные принципы – основные фундаментальные представления о должном поведении человека, через которые раскрывается сущность морали (гуманизм, коллективизм, индивидуализм, альтруизм, эгоизм, толерантность).

· Моральные нормы – конкретные правила поведения, определяющие, как человек должен вести себя по отношению к обществу, другим людям, самому себе: а) требования-запреты (не лги, не воруй, не убивай и т.д.); требования-образцы (будь ответственным, сохраняй профессиональную честь и достоинство, уважай других людей, выполняй работу на совесть и т.д.).

· Моральные ценности – общественные установки и императивы, выражающие в форме нормативных представлений о добре и зле, справедливом и несправедливом, о смысле жизни и назначении человека с точки зрения их моральной значимости.

· Нравственный идеал – целостный образец нравственного поведения, к которому стремиться человек, считая его наиболее совершенным воплощением добра и справедливости.

Понятие «профессиональный долг» является исходным и в то же время ключевым понятием деловой дентологии. Профессиональный долг как категория деловой этики — это нравственная форма осознания необходимости действия. Человек совершает должный поступок добровольно, из уважения к идеалу, закону (моральному) и к себе. Важной характеристикой долга является его связь с волевыми качествами человека. Чтобы исполнить свой долг, ему часто приходится преодолевать многочисленные трудности как во внешнем мире, так и в мире внутреннем (например, чувство страха и т.п.).

Свойства профессионального долга как нравственной нормы: а) глубокая личная заинтересованность в исполнении профессиональных обязанностей, добровольное принятие и осознание их необходимости, связанное с осознанием места и роли данной профессии в жизни общества; б) добровольность – от выполнения по принуждению или из-за страха общественного мнения до следования долгу по внутренней потребности как осознание профессиональное совести, чести и достоинства; в) иерархичность – долг перед обществом, перед коллективом, перед семьей и перед самим собой.

Осознание долга играет важную роль в личной и общественной жизни. Способность человека понимать, критически оценивать и эмоционально переживать несоответствие своего поведения должному характеризуется понятием совесть. Профессиональная совесть— это своеобразный нравственно-психологический механизм самоконтроля в выполнении трудовых обязанностей, действующий и в том случае, когда контроль извне отсутствует. Ответственность за соблюдение нравственных требований есть главная характеристика совести личности.

Сложность и противоречивость общественного бытия проявляется в наличии множества идеалов и соответственно стратегий поведения. Предпочтение человеком одного нравственного стандарта другому фиксируется в понятии выбора. Возможность выбора указывает на важнейшую характеристику человеческого бытия — свободу воли. Категория свободы является ключевой в этике, так как нравственная реальность основывается на способности человека к самостоятельным поступкам. Совершенное под принуждением деяние не может считаться ни добрым, ни злым. Оно вообще вне сферы нравственности. В результате за вынужденный поступок человек фактически не несет никакой моральной ответственности. И наоборот, за свободно совершенное действие он ответствен в полной мере. Иными словами, свобода есть неотъемлемое качество субъекта нравственности.

Важным понятием деловой этики выступает профессиональная компетентность, основными компонентами нравственного содержания которой являются: а) знания человеком норм, принципов и ценностей морали; б) владение приемами профессионального общения и поведения; в) способность к самостоятельному решению профессиональных задач и оценке результатов своего труда.

Наши рекомендации