Формирование мотивационной готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения
Переход от условий воспитания в семье и дошкольных учреждениях к качественно иной атмосфере школьного обучения, состоящий из совокупности умственных, эмоциональных и физических нагрузок, предъявляет новые, более сложные требования к личности ребенка и его возможностям.
На протяжение первых семи лет жизни ребенок из беспомощного существа, полностью зависящего от взрослого, не умеющего даже говорить и самостоятельно есть, превращается в подлинного субъекта деятельности, обладающего чувством собственного достоинства, переживающего богатый спектр эмоциональных процессов, сознательно выполняющего нравственные нормы и правила поведения в обществе.
К 6 годам у ребенка впервые появляются представления о себе как о члене общества, осознание своей индивидуальной значимости. Данные преобразования в психике ребенка приводят к смене главных противоречий психического развития. На первое место выдвигается несоответствие между старым "дошкольным" образом жизни и новыми возможностями детей, уже опередившими его.
К 7 годам меняется социальная ситуация развития, характеризующая переход к младшему школьному возрасту. Ребенок стремится к более важной, значимой с точки зрения общества, социально одобряемой и оцениваемой деятельности (Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин). Специфически "дошкольные" виды деятельности теряют для него свою привлекательность. Ребенок осознает себя дошкольником и хочет стать школьником. Л.И. Божович отмечала, что готовность к школе складывается из таких факторов как определенный уровень развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, произвольности регуляции деятельности и готовности принять социальную позицию школьника.
Вопросы мотивационной готовности освещались в трудах Л.И. Божович, Л.А. Венгера, В.Г. Каменской, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина и др. Учебная деятельность детей побуждается не одним, а целой системой разнообразных мотивов. Совокупность сформированных мотивов познания и достижения говорит о сформированности учебной мотивации.
Дефект зрения, затрудняя чувственное познание, вызывает особенности формирования познавательной, эмоционально-волевой и мотивационной сферы ребенка, что в целом снижает уровень готовности к обучению в школе данной категории детей, в том числе и мотивационной. Следовательно, необходимо проведение коррекционной работы по формированию данной готовности у детей с нарушениями зрения.
В нашем исследовании была использована диагностическая методика ДУМ (Н.Н Мельникова, Д.М. Полев), цель которой – определение структуры мотивации и устойчивости мотивов участников эксперимента. Критерием сформированности мотивационной готовности являлось выявление в качестве ведущих – мотива познания и мотива достижения, а также наличие их устойчивости не ниже среднего уровня.
В контрольном эксперименте участвовали 3 ребенка старшего дошкольного возраста. Анализ состояния зрения показал, что все дети имели остроту зрения в пределах от 0,5 до 0,7. Из зрительных заболеваний преобладала гиперметропия, в некоторых случаях осложненная астигматизмом или амблиопией.
Были получены следующие результаты. Двое участников выбрали в качестве ведущего мотив достижения. Само по себе наличие данного мотива не обеспечивает успешности обучения. Потребность быть лучшим может реализоваться в различных сферах и во многом зависит от других мотивов, которые также значимы для ребенка. Один ребенок в качестве ведущего выбрал мотив общения. У двоих детей выявлен низкий уровень устойчивости мотивов, и лишь у одного ребенка – средний уровень. Все это свидетельствует о недостаточной сформированности мотивационной готовности участников эксперимента.
По результатам исследования нами были выделены несколько направлений коррекционной работы по формированию мотивационной готовности старших дошкольников с нарушением зрения.
В первом направлении реализация содержания работы была представлена нами в виде экскурсий в школу, в школьную библиотеку, в школьный класс, знакомство с учительницей и школьниками, обсуждение полученной информации. Второе направление коррекционной работы было направлено на формирование мотива познанияу детей с нарушениями зрения. Были подобраны игры, упражнения, задания, направленные на повышение познавательной активности детей. Третье направление коррекционной работы по формированию мотива достижения включало в себя все виды деятельности ребенка, которые позволяли оценить результаты работы детей.
После проведения коррекционных занятий у двоих детей стал преобладать мотив познания, у одного ребенка – мотив достижения. Преобладание мотива познания говорит о том, что дети стремятся к получению новых знаний, заинтересованы в учебном процессе. Один ребенок в качестве ведущего выбрал мотив достижения. В норме, в течение первого года обучения у успешных детей происходит постепенная переориентация с мотивации достижения на познавательную, при сохранении потребности в достижении в качестве вспомогательной. По результатам исследования у всех троих детей выявлен средний уровень устойчивости мотивов. Все это свидетельствует о хороших тенденциях в развитии мотивационной готовности, что доказывает значимость данной работы.