Диагностика воспитательной возможности классного коллектива

Для диагностики первого показателя воспитательной возмож­ности классного коллектива (сплоченности) можно успешно при­менять две методики, предложенные в работе Л.М.Фридман, Т. А. Пушкиной и И. Я. Каплунович «Изучение личности учащего­ся и ученических коллективов» (М., 1988. -— С. 151 — 155).

Методика «Чтоважнее?»

Цель: определение ценностно-ориентационного единства клас­са (ЦОЕ).

Ход выполнения. Учащимся предлагается анкета, каждые пять качеств которой характеризуют отношения к учебе (1, 6, 16, 18, 25), стиль поведения и деятельности (3, 7, 9, 12, 27), знания (2, 5, 14, 21, 32), качества ума (4, 20, 30, 24, 34), учебно-органи­зационные умения (8, 13, 15, 22, 26), отношение к товарищам (11, 17, 23, 29, 33), отношение к себе (10, 19, 28, 31, 35). Школь­ники должны выбрать из этих 35 качеств только 5, которые, по их мнению, являются необходимыми и наиболее важными для ус­пешного выполнения совместной учебной работы.

Качества личности

1. Дисциплинированность.

2. Эрудированность.

3. Сознание общественного долга.

4. Сообразительность.

5. Начитанность.

6. Трудолюбие.

7. Идейная убежденность.

8. Умение контролировать работу.

9. Моральная воспитанность.

10.Самокритичность.

11.Отзывчивость.

12.Общественная активность.

13.Умение планировать работу.

14.Любознательность.

15.Умение работать с книгой.

16.Целеустремленность.

17.Коллективизм.

18.Прилежание.

19.Требовательность к себе.

20.Критичность.

21.Духовное богатство.

22.Умение объяснить задачу.

23.Честность.

24.Инициативность.

25.Внимательность.

26.Ответственность.

27.Принципиальность.

28.Самостоятельность.

29.Общительность.

30.Рассудительность.

31.Скромность.

32.Осведомленность.

33.Справедливость.

34.Оригинальность.

35.Уверенность в себе.

Обработка полученных данных. Учитель составляет Матрицу следующего вида. В каждой строке отмечаются те пять номеров (качеств), кото­рые выбрал данный ученик. Затем по столбцам подсчитывается количество выборов каждого качества. Коэффициент С, характе­ризующий степень ЦОЕ учащихся класса, вычисляется по следу­ющей формуле:

п +т N,

где п — среднее число выборов, приходящееся на одно из пяти качеств личности, получившее максимальное число выборов;

т — среднее число выборов, приходящееся на одно из осталь­ных качеств личности;

N — число учащихся, принявших участие в эксперименте.

Если наиболее весомые качества принадлежат одной группе свойств, значит, учащиеся связывают успех своей совместной дея­тельности с той сферой, которую эти качества характеризуют. На­пример, для приведенного примера наиболее ценными качествами оказались сознание общественного долга (3), идейная убежденность (7), моральная воспитанность (9), которые характеризуют стиль поведения и деятельности, а также дисциплинированность (1), тру­долюбие (6), характеризующие отношение к учебе. Следовательно, школьники этого класса связывают успех своей совместной дея­тельности прежде всего с собственным стилем поведения и дея­тельности, а также с положительным отношением к учебе.

Методика «Сколько голов, столько умов?»

Цель: определение уровня ЦОЕ класса.

Ход выполнения. Старшеклассникам дается следующая ин­струкция:

«Вам сейчас будут предложены известные пословицы и пого­ворки, которые были придуманы давно. Сейчас условия жизни изменились, изменились и представления людей. Это явление ес­тественное. Так что некоторые утверждения могут показаться вам неправильными. Подумайте хорошо над каждой пословицей и поставьте против ее номера знак «+», если вы согласны с ней, и знак «—», если не согласны».

Примеры пословиц

1. Бедность — не порок.

2. Еусь свинье не товарищ.

3. Время — деньги.

4. Всяк сверчок знай свой шесток.

5. Еоворить правду — терять дружбу.

6. Горбатого могила исправит.

7. Дают — бери, бьют — беги.

8. Две собаки грызутся — третья не приставай.

9. Дела не делает, а от дела не бегает.

10. Дело не волк — в лес не уйдет.

11. Дружба — дружбой, а служба — службой.

12. Друзья познаются в беде.

13. Золото и в грязи блестит.

14. Лучше синица в руке, чем журавль в небе.

15. Моя хата с краю, ничего не знаю.

16. Не в деньгах счастье.

17. Не в свои сани не садись.

18. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

19. Не место красит человека, а человек — место.

20. Правда в огне не горит и в воде не тонет.

21. Правда — хорошо, а счастье — лучше.

22. Простота хуже воровства.

23. Работа дураков любит.

24. Риск — благородное дело.

25. Рыба ищет где глубже, а человек — где лучше.

26. С волками жить — по-волчьи выть.

27. Своя рубашка ближе к телу.

28. Скупость — не глупость.

29. Старый друг лучше новых двух.

30. Стыд — не дым, глаза не выест.

31. С кем поведешься, от того и наберешься.

32. Руби дерево по себе.

33. Худой мир лучше доброй ссоры.

34. Что наша честь, если нечего есть.

35. Чужое добро впрок нейдет.

36. Яблоко от яблони недалеко падает.

37. От трудов праведных не наживешь палат каменных.

38. Закон — что дышло: куда повернул, туда и вышло.

Обработка полученных данных. Ответы учащихся сво­дятся в общую таблицу. В строку «Итого» записывается максимальное число совпадений мнений учащихся о справедли­вости каждой из предложенных пословиц. Например, если по первому суждению (пословице) из 30 учащихся 12 ответили «да» и 18 «нет», то в итоговый результат записывается число 18. По­казателем ЦОЕ является степень совпадения оценок, даваемых учащимися класса различным суждениям. Оно высокое, когда в каждой колонке значения чисел близки к максимуму (числу оп­рашиваемых). Это означает, что мнения, этические суждения школьников совпадают.

Для определения ориентировочного уровня ЦОЕ надо вычис­лить процент совпадения мнений по каждому суждению (посло­вице) по формуле:

где к — количество совпавших мнений по данному суждению (из строки «Итого»); р — число опрашиваемых.

Далее все значения из последней строки таблицы складывают­ся, и полученная сумма делится на количество суждений (в на­шем случае — на 38). Получаем показатель ЦОЕ — С. Минималь­ное значение С = 50% (очень низкий уровень сплоченности), мак­симальное — 100 % (очень высокая степень сплоченности). Если определять уровень ЦОЕ несколько раз, то можно наблюдать ди­намику развития сплоченности класса (ее увеличение или умень­шение за определенный период времени).

Для диагностики второго показателя воспитательной возмож­ности классного коллектива (нравственной направленности) мож­но использовать тест «Размышляем о жизненном пути», предло­женный Н. Е. Щурковой1. Цель предлагаемого теста — выявить нрав­ственную воспитанность как отдельных учащихся, так и нравствен­ную направленность классного коллектива.

Проведение тестирования требует обязательных, строго испол­няемых условий.

1. Оно проводится в абсолютной тишине, когда не раздается ни одного голоса, никто не высказывает своего отношения к вопросам, тем более исключается громкое произнесение ответов на вопросы.

2. Тестирование анонимно, школьники не подписывают своих имен и фамилий, но могут указать лишь половую принадлежность, поставив в углу листа букву ю или д (юноша, девушка).

3. Предварительно приготавливаются листы бумаги, они могут быть разлинованы в целях удобства подсчета, но можно предложить школьникам самим под наблюдением педагога заготовить таблицу для обсчета результатов.

4. Важно, чтобы тональность организуемого с учащимися общения при тестировании содействовала искренности, откровенности и сосредоточенности школьника.

5. В том случае, если содержание тестов не может быть представлено для каждого школьника, вопросы поочередно зачитывают ровным монотонным голосом, так, чтобы интонационная насыщенность не повлияла на выбор ответа.

6. Ответы собираются немедленно после произведенного выбора.

Наши рекомендации