Диагностика структуры классного коллектива

Методика «Выбор»

Предназначена для диагностики межличностных отношений в коллективе и социометрического статуса школьника.

Изучение межличностных отношений проводится в следующей форме. Детям предлагается расселить по домикам – конвертам – всех учащихся класса (их имена и фамилии написаны на отдельных карточках). Домики разные: дворец (I выбор), квартира (II выбор), изба (III выбор), шалаш (IV выбор). После чего каждый ребёнок подписывает свои конверты (4 шт.) и даёт их экспериментатору. Последний заносит данные в таблицу, используя цифры (I, II, III, IV). После заполнения таблицы можно по специальной формуле подсчитать социометрический статус ребёнка (С).

С= (4 х ДI + 3 х КII + 2 х ИIII +1 х ШIV) : (N – 1),

где ДI – количество первых выборов (дворец); КII - количество вторых выборов (квартира); ИIII - количество третьих выборов (изба); ШIV- количество четвертых выборов (шалаш); N – количество учеников в классе.

Например, Алеша И. получил ДI – 4, КII – 5, ИIII – 2, ШIV – 3. В группе 15 учеников. Статус обследуемого равен: С= (4 х 4 + 3 х 5 + 2 х 2 + 1 х 3) : (15 – 1)= (16 + 15 +4 + 3) : 14 = 38 : 14 = 2,7

Что это означает? От 3,4 до 3 – лидер; от 2,9 до 2,5 – предпочитаемый; от 2,4 до 2 – принятый; от 1,9 до 1 – изолированный.

Таким образом, ученик, набравший 2,7 балла, имеет в своем классе положение предпочитаемого.

Можно предложить другую форму проведения теста. Каждому из школьников предлагается таблица, состоящая из 2-х частей. Левая часть заполняется фамилиями и именами школьников класса. Правая пустая. Задача школьников напротив каждой фамилии поставить условное обозначение – Д, К, И, Ш, т. е. тип домика, в который они селят своего одноклассника.

ФИ  
   

Приложение 7

Дифференциально-диагностический опросник (ДДО. Е.А. Климов)

Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е. А Климова. Можно использовать при профориентации подростков и взрослых. Шкалы: типы профессий - человек-человек, человек-техника, человек-знаковая система, человек-художественный образ, человек-природа. Лист ответов сделан так, чтобы можно было подсчитать число знаков «+» в каждом из 5-ти столбцов. За каждое совпадение с ключом начисляется один балл. Каждый из 5-ти столбцов соответствует определенному типу профессии. Испытуемому рекомендуется выбрать тот тип профессий, который получил максимальное число знаков «+». Время обследования не ограничивается. Хотя, испытуемого следует предупредить о том, что над вопросами не следует долго задумываться и обычно на выполнение задания требуется 20–30 мин. Возможно использование методики индивидуально и в группе. Экспериментатор может зачитывать вопросы группе испытуемых, но в этом случае ограничивается время ответа. Такой способ применяется, когда экспериментатор должен работать в ограниченном временном интервале.

Лист ответов

I II III IV V
   
   
     
10а     10б  
11а 11б 12а 12б 13а
13б 14а 14б 15а 15б
16а   16б   17а
  17б 18а   18б
  19а   19б  
20а     20б  

Инструкция.Предположим, что после соответствующего обучения Вы сможете выполнять любую работу из перечисленных ниже. Однако если бы Вам пришлось выбирать только из двух возможностей, то какой вид деятельности Вы бы предпочли?

Ниже предложено 20 пар утверждений, обозначенных индексами а и б, раскрывающих в краткой форме различные виды деятельности. Внимательно прочитав оба утверждения, знаком "+" отметьте то из них, которое привлекательно для Вас. Можно поставить два знака "+", что отражает еще большую привлекательность данного вида деятельности. Если же оцениваемая работа очень нравится Вам — поставьте три знака "+". Знаком "—" отметьте занятие, которое Вам не нравится. И в этом случае можно ставить два знака " —", а если вид деятельности очень не нравится —то три знака " —".

ТЕКСТ ОПРОСНИКА

Наши рекомендации