Роль наследственности и природных задатков ребенка в выборе будущей профессии
Для оптимальной реализации возможностей информационной работы в школе необходима стройная научно обоснованная система, которая обеспечивала бы, во-первых, активное формирование профессиональной направленности личности школьника в соответствии с особенностями ее психического, физического и социального развития и требованиями, предъявляемыми той профессией, которую он выбирает; во-вторых, реальное направление пока еще учащегося школы в следующую ступень профессионального образования или на производство по избранной им специальности, где бы повседневная трудовая деятельность имела максимальную общественную значимость и давала личную и профессиональную удовлетворенность за счет нормального развития необходимых способностей и мастерства. Педагогу, решившему строить такую систему и разработать научно обоснованные рекомендации по выбору профессии для каждого школьника, нужно обладать современными представлениями о наследственных признаках и природных задатках ребенка.
Наследственность как природное явление — это свойство живой материи передавать потомству признаки и особенности развития родителей. Она обеспечивает преемственность морфологической, физиологической и биохимической организации живых существ в ряду поколений. Человеческая наследственность определяет анатомическое строение человеческого организма, присущий ему обмен веществ, стадии его созревания, физические признаки, пол, цвет кожи, некоторые индивидуально-психические особенности и др.
Материальные носители наследственности — гены — участки Молекулы дезоксирибонуклеиновой кислоты, которая входит в состав хромосом всех клеток организма, являясь наследственным фактором, полученным им от родительского поколения. Законы Перекомбинирования родительского наследственного материала слиянии двух половых клеток таковы, что генотип каждого человека оказывается уникальным; за исключением монозиготных (однояйцовых) близнецов на Земле практически нет людей с полностью идентичными генотипами. Таким образом, уникальность каждого человека заложена уже в его наследственности.
Однако любой ген активизируется только при наличии соответствующей ему среды. Без нее активность может либо не проявляться вообще, либо резко снижаться (на этом основано даже предупреждение некоторых наследственных заболеваний). Именно взаимодействие генотипа и среды дает фенотип — конкретное выражение внешне наблюдаемого признака — анатомического, физиологического и т.д. Сосредоточьте воздействия, значимые для формирования индивидуальных особенностей психики, для каждого человека специфичны. Находясь формально в одинаковой среде (например, в одном школьном классе), каждый ребенок выбирает в качестве актуальных для себя разные ее компоненты. Этот выбор происходит непроизвольно на основании и генетически обусловленных особенностей (например, свойств темперамента), и всего предшествующего опыта.
Поскольку конкретное, фенотипическое значение признака у конкретного человека обязательно есть результат взаимодействия генотипа и среды, то, измерив его (например, объем памяти), нельзя считать, что это и есть наследственно данная величина; она с равной вероятностью может быть и результатом средовых влияний. По наследству передается не данное конкретное выраахами признака, а некоторая «норма реакции» — вид реакции данного генотипа на данную среду, поэтому ее реализация существенным образом зависит от негенетических факторов. Различия между людьми по многим психологическим особенностям в определенной мере зависят от факторов наследственности. Однако есть основания считать, что все, относящееся к собственно личностным особенностям — мировоззрение человека, нравственные и этические ценности и т.д., — наследственно прямо не определяется. Духовное развитие не записывается в генах. Оно формируется в социальной программе, которая передается путем воспитания. Однако само воспитание должно учитывать и те особенности организма, которые могут быть и наследственно обусловлены. В профориентационной работе педагог должен обращать внимание на эти особенности в психическом развитии учащегося, особенно на природные задатки ребенка.
Задатки — генетически детерминированные анатомо-физиоло-гические особенности нервной, сердечно-сосудистой, мышечной и эндокринной систем, являющиеся индивидуально-природной предпосылкой сложного процесса формирования и развития способностей. Задатки могут быть различными. Есть задатки, которые связаны с общими и специальными способностями, центральные и периферические, сенсорные и двигательные. К задаткам интеллектуальных способностей относятся следующие: 1) типологические свойства нервной системы (сила, подвижность, динамичность, лабильность и уравновешенность); парциональные свойства, характеризующие работу разных анализаторов, разных областей коры головного мозга, от которых зависят скорость образования временных нервных связей, их прочность, легкость дйфференцировок, сила сосредоточенного внимания, генерализация связей и отношений, умственная работоспособность и т.д.; 2) индивидуальные способности строения и функционирования анализаторов, отдельных областей коры головного мозга; 3) соотношение двух сигнальных систем отражения действительности; 4) кровоснабжение головного мозга и др.
Тип нервной деятельности оказывает существенное влияние на развитие способностей человека. Так, сила нервных процессов в сочетании с уравновешенностью и подвижностью («живой тип») благоприятствует образованию многих волевых и коммуникативных свойств, которые особенно важны для становления организаторских способностей. Слабая нервная система, обладающая, по данным В.Д.Небылицына, высокой чувствительностью, может благоприятствовать развитию художественных способностей. Каждый тип высшей нервной деятельности имеет свои достоинства и недостатки. В условиях, например, монотонной работы лучшие результаты показывают люди со слабым типом нервной системы, а при переходе к работе, связанной с большими и неожиданными нагрузками, напротив, — люди с сильной нервной системой.
Преобладание проявлений первой или второй сигнальной системы с присущим им отражением действительности позволяет выделить три типа, обозначенные И. П. Павловым как художественный (преобладание первой сигнальной системы), мыслительный (преобладание второй сигнальной системы) и средний (равное представительство обеих систем). Основные отличия художественного типа от мыслительного проявляются в сфере восприятия, где для «художника» характерно целостное восприятие, а для «мыслителя» — дробление ее на отдельные части. В сфере воображения и мышления у «художников» отмечается преобладание образного мышления и воображения, в то время как для «мыслителей» характернее абстрактное, теоретическое мышление. В эмоциональной сфере лица художественного типа отличаются повышенной эмоциональностью, а для мыслительного типа более свойственны рассудочные, интеллектуальные реакции на события. Пред-ставители среднего типа сочетают в себе черты художественного и Мыслительного типов, что становится предпосылкой проявления сПособностей в разных сферах человеческого знания.
Исследования показали тесную связь обеих типологий. Люди с Преобладанием первой сигнальной системы обычно имеют более сильную и лабильную нервную систему, тогда как лица с преобладанием второй сигнальной системы чаще оказываются более слабыми и инертными.
Способности отличаются от задатков, на основе которых они формируются. Без соответствующих задатков хорошие способности невозможны, но задатки — это вовсе не всегда гарантия того, что у человека обязательно разовьются хорошие способности. Для того чтобы способности человека ускоренно формировались и развивались на базе его задатков, необходим ряд условий: человек должен иметь хорошие задатки; хотеть развить у себя соответствующие способности; быть достаточно волевым, целеустремленным и настойчивым; активно включаться в те виды деятельности, в которых лучше всего эти способности развиваются. Кроме того, нужны рациональные программы, средства и методы обучения; необходимы высококвалифицированные, способные педагоги, знающие, как сформировать соответствующие способности. Исходные природные различия между людьми являются различиями не в готовых способностях, а именно в задатках.
Между задатками и способностями пролегает весь путь развития личности. Значение задатков для развития различных способностей неодинаково. Так, оно отчетливо обнаруживается в музыкальных способностях, существенной предпосылкой которых является тонкий слух. Но строение периферического (слухового) и центрального нервного аппарата — это именно задатки для развития музыкальных способностей, предпосылки их развития. Сами же музыкальные способности в подлинном смысле слова — это свойства и данные, необходимые для музыкальной деятельности. Строение мозга не предусматривает, какие профессии, специальности, связанные с музыкальным слухом, сложатся в человеческом обществе, хотя сами способности и специальности являются продуктом исторического разделения труда людей. Не предусмотрено и то, какую область деятельности изберет для себя человек и какие возможности будут предоставлены ему для развития данных задатков. Насколько и как оформятся задатки, зависит от условий индивидуального развития. По результатам этого развития, т.е. по наличной способности, нельзя сказать, каков был «вклад» задатков в развитие данной способности. Не существует пока способов определить меру участия генотипического фактора в развитии способностей.
Развитие задатков — социально обусловленный процесс, и если в обществе возникла потребность в таких профессиях, где нужен тонкий, музыкальный слух, и если данный конкретный человек имеет соответствующие врожденные задатки, то ему легче, чем кому-либо другому, развить соответствующие способности. Именно сочетание этих факторов, вероятно, позволило семейству Бахов реализовывать задатки музыкальных способностей своих членов столь длительное время — в результате в течение многих десятилетий в Европе всех музыкантов называли ахами. Но сказать про любого представителя этой семьи: «Он — прирожденный музыкант» — можно лишь условно, так как мозг его не содержит полного предопределения жизненного пути, профессии, способностей. Задатки не специфичны по отношению к конкретному содержанию и конкретным формам деятельности. Они многозначны: на основе одних и тех же задатков могут развиваться различные способности в зависимости от характера требований, предъявляемых деятельностью. Так, человек, обладающий хорошим слухом и чувством ритма, может стать музыкальным исполнителем, дирижером, танцором, певцом, музыкальным критиком, композитором и т.д. Вместе с тем нельзя считать, что влияние задатков совсем нейтрально по отношению к будущим способностям. Так, особенности развития слухового анализатора скажутся на способностях, требующих участия именно этого анализатора. Таким образом, индивидуальные задатки в какой-то мере избирательны и неодинаковы по отношению к разным видам деятельности.