П.5.Ошибки при выборе профессии

Отождествление профессии со школьным предметом.Нет таких профессий, как физик, историк или литератор! Это области знания и направления, по которым можно продолжить образование, по отнюдь не сами профессии и тем более не должности. Кем может стать, например, человек, получивший образование по направлению «рус­ский язык и литература»? Учителем в школе? Литературным редак­тором? Писателем? Работником библиотеки? Корректором (работ­ником, ликвидирующим орфографические и грамматические ошибки в готовящихся к печати текстах)? Научным сотрудником в Институте лингвистических исследований? Преподавателем русского языка для иностранцев? Это все разные профессии, и все они не очень-то похожи на ту работу, которую выполняют па уроках литературы школьники. А такой должности, как, скажем, «географ», в современном обществе пет в принципе: можно быть геологом, картографом, геоде­зистом, учителем географии в школе, по не географом как таковым. Ведь это не профессия, а лишь область знаний и учебный предмет, которым нужно хорошо овладеть для получения некоторых про­фессий.

Даже если тебе очень правится какой-то школьный предмет, из этого еще не следует, что поправится и связанная с ним работа. Одно дело — эмоционально обсуждать па уроках поступки литературных героев, совсем другое — зарабатывать на жизнь тем, что читать каждый день сотню страниц текста готовящихся к печати книг, исправлять в них все орфографические ошибки и редактировать неудачные фразы.

Итак. Помни, что школьный предмет - это еще не профессия. Интерес к нему не обязательно говорит о том, что понравится и связанная с ним работа.

А еще часто бывает так, что стирается граница между интересом к учебному предмету и к человеку, который этот предмет преподает. Поправился какой-то учитель в школе (например, потому, что красиво и эмоционально преподносит материал, уважительно относится к уче­никам) — правится и предмет. Если такой интерес принимается за склонность к профессии — велик риск ошибки. Ведь начнет препода­ватькто-нибудь другой, занудный исердитый, — сфера этих знаний точно так же и разонравится. Симпатия или антипатия к преподава­телю еще не говорит об интересе, склонности или способности к пред­мету. Хотя встреча с талантливыми заинтересованным учителем иной раз может помочь в раскрытии способностей и формировании инте­реса к области знания.

Ориентация на мнение случайных людей,имеющих весьма смут­ные представления о той профессии, к выбору которой они тебя под­талкивают. Порой окружающие очень любят раздавать советы, кому и кем быть, даже если их собственные представления о мире профес­сий ограничиваются лишь бытовыми, стереотипными суждениями. В принципе, дать обоснованный совет, подходит ли человеку какая-либо профессия, может лишь тот, кто очень хорошо знает и ее саму (обладает опытом работы в этой сфере), и человека. Дельный совет призван давать тот, кто специально изучал мир профессий и принципы их выбора, как, например, психолог-профконсультант. Да и тот вряд ли возьмет па себя смелость предписывать конкретную профессию человеку, обратившемуся к нему за советом; скорее он ограничится рекомендацией обратить внимание па определенную их группу. Ведь как гласит народная мудрость, нельзя советовать в двух вопросах: с кемчеловеку быть и кем ему быть.

А как ты думаешь, чем руководствуются люди, любящие раздавать советь: о том, что предпочесть? Далеко не всегда это желание оказать реальную помощь, даже если тебе настоятельно советуют твои родст­венники или близкие друзья. Порой этопродиктовано стремлением реализовать через тебя какие-то свои амбиции. «Ну ладно, из меня спортсмен не получился, но уж сына-то я чемпионом сделаю!» Или, как ни печально, банальная человеческая зависть: «Как это— меня в художественное училище не взяли, а моя подружка туда поступит?! Уговорю-ка я ее учиться не на художника, а на маляра».

Итак. Вряд ли стоит прислушиваться к советам по поводу выбора профессии, исходящим от тех, кто толком не знает ни тебя, ни рекомендуемой профессии...

Выбор профессии по внешнему впечатлению о ней,без учета того, чем реально предстоит заниматься большую часть рабочего времени. Во многих видах деятельности на виду оказывается лишь «вершина айсберга», но не столь заметна гигантская подготовительная работа, которую приходится проделывать, чтобы на эту вершину попасть.

Например, для спортсмена успешное выступление па соревновании — момент триумфа. Он становится известным, ему аплодируют, именно в этот момент его запечатлевают телекамеры. Однако зрители куда реже видят всю ту гигантскую «черновую» тренировочную работу, которую нужно было проделать, чтобы попасть па эту вершину. Типич­ный рабочий день спортсмена — это не выступление на Олимпиаде, а многочасовые утренняя и вечерняя тренировки, порой очень изнури­тельные. Соревнования в реальности занимают не более 10% рабочего времени спортсмена, однако, если судить только по телевизионным кадрам, может показаться, будто они только и делают, что соревнуются. Подобная же картина наблюдается и во многих других специаль­ностях. Даже у учителя па виду проходит всего половина рабочего времени, остальное — это подготовка к занятиям, проверка работ учеников, заполнение журнала, педагогические советы, работа с лите­ратурой и тому подобные моменты, которых ученики обычно не видят. И если девушка выбирает эту профессию, мечтая, что она все рабочее время будет проводить с детьми, — разочарования ей не избежать. Бывают и более курьезные варианты: например, поступает молодой человек в институт радиоинженеров, будучи уверенным, что станет ди-джеем, ведущим в прямом эфире передачи па «Русском радио». И сильно удивляется, когда из него начинают готовить не радиове­дущего, а сугубо технического специалиста по средствам связи. А куда ты поступал, дружок? На радиоинженера. Вот инженера из тебя и готовят, а не артиста разговорного жанра.

Итак. Выбирая профессию, нельзя обращать внимание только на ее внешнюю, привлекательную сторону, нужно узнать как можно больше о содержании mpyдa.

Выбор профессии «за компанию».Это весьма распространенная ситуация. Многие люди руководствуются принципом: «Мой друг хочет получить определенную профессию — значит, и мне нужно». Иногда этот выбор может оказаться удачным — ведь дружат и соби­раются в компании, как правило, люди с более или менее схожими способностями и интересами. Однако чаще все же получается иначе: выбранная таким образом профессия более или менее подходит тому, кто оказывается инициатором (ведь для пего это сознательный выбор), а вот их компаньонам — не очень.

Кстати, часто выбор профессии «за компанию» связан с тем, что молодой человек недостаточно уверен в себе, не готов взять па себя ответственность за свой шаг. Неопределенность жизненной перспек­тивы вызывает тревогу, а принимать какое-либо решение все равно приходится. И в такой ситуации хочется быть рядом с тем, кто в себе уверен, кто уже все решил и убежден в правильности намеченного. А дальше все зависит от удачи: если повезло и избранная ради ком­пании профессия отвечает интересам и способностям человека, то все складывается хорошо, а если нет — уже через год-полтора учебы в вузе, техникуме или колледже возникает разочарование, недовольство, желание «начать все с белого листа»,

Итак. Если профессия нравится твоему другу - из этого еще не следует, что она понравится и тебе.

Недостаточный учет своих способностей.Великий русский бас­нописец И.А. Крылов в басне «Скворец» говаривал так:

У всякого талант есть свой;

Но часто, на успех прельщаяся чужой,

Хватается за то иной,

В чем oн совсем не годен.

А помнишь «Моцарта и Сальери» А. С Пушкина? Сальери музы­кальными талантами неблистал, но«усильем, напряженным посто­янством... сделался ремесленник» и даже получил на этом поприще известность. Но при встрече с действительно талантливым Моцартом oir почувствовал свою полную несостоятельность, испытал жгучую зависть и не нашел ничего лучшего, чем отравить своего конкурента. Конечно, этот литературный пример в историческом смысле нето­чен, легенда об отравлении Моцарта, по данным современной пауки, подтверждения не находит. Однако описанная ситуация противоре­чия упорства и таланта в том или ином виде встречается в жизни многих людей. При огромном желании, потратив много времени и колоссальные силы, можно стать специалистом даже в том, к чему у тебя способностей пет совершенно (в конце концов Сальери тоже стал композитором!). Вот только весьма посредственным. А будь эти усилия приложены к тому, что соответствует способностям, достиг­нутые результаты оказались бы куда лучше. Говоря языком физики, чем больше твои способности к какому-либо виду деятельности, тем выше у тебя будет коэффициент полезного действия при обучении и работе по соответствующей специальности. Мы еще поговорим о том, что такое способности, какие они бывают и как их в себе обна­ружить.

Итак. Делать своей профессией целесообразно то, что у тебя хорошо получается. Это звучит банально, но почему-то иногда упускается из видy.

Наши рекомендации