Методическая разработка родительского собрания

Теория:

Родительское собрание – одна из основных универсальных форм взаимодействия образовательной организации с родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся, целю которой, является пропаганда психолого-педагогических знаний. Это «школа» повышения родительской компетентности в вопросах воспитания, обучения, развития и социализации обучающихся, формирующая родительское общественное мнение и родительский коллектив.

Типы и формы родительских собраний

Традиционные: собрания, конференции, консультации, беседы, встречи, собеседования и др.

Проблемные, тематические: родительские чтения, тематические вечера, дискуссии, диспуты, обмен мнениями, круглые столы и др.

Нетрадиционные: родительский практикум, родительский дневник, родительские тренинги, ринги, презентации, устный журнал, интернет-собрание и др.

Виды родительских собраний

Организационные. Аналитические. Комбинированные. Итоговые.

МЕТОДИКА:

Алгоритм подготовки родительского собрания (примерный)

  1. Подготовительная работа:

- изучение и анализ документации;

- проведение диагностического микроисследования (если нужно);

- определение вида, формы и этапов родительского собрания, способов и приемов организации деятельности его участников;

- за 2-3 недели следует объявить о родительском собрании обучающимся;

- запись в дневниках, обучающихся о теме и сроках собрания;

- пригласить родителей и других его участников;

- привлечение к его подготовке членов родительского комитета;

- оформление и оборудование места проведения собрания;

- составление конспекта просветительской части родительского собрания;

- выступление классного руководителя на родительском собрании должно быть заранее тщательно и хорошо подготовлено, эмоционально и доброжелательно.

  1. Выбор темы и формы проведения родительского собрания учитывает:

- возрастные особенности детей;

- преобладание типов семей;

- уровень образованности и заинтересованности родителей;

- проблемы классного коллектива;

- цели и задачи учебно-воспитательного процесса, стоящие перед классом и образовательной организацией.

  1. Формулирование цели и задач:

- Цель: расширение педагогического кругозора, стимулирование у родителей желания стать хорошими родителями для обеспечения совместных усилий с педагогами по достойному образованию детей.

- Задачи: анализ и демонстрация учебных и других достижений учащихся (речь должна идти не об отметках, а о качестве образования и мере усилий, соответствующих познавательной и нравственной мотивации учащегося).



  1. Родительское собрание:

- оно должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе;

- оно должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т.д.;

- оно не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся, педагогов, родителей

Алгоритм проведения родительского собрания (примерный)

  1. Информация общего характера: достижения и перспективы развития школы, изменение учебного плана, предстоящие мероприятия, планируемые расходы: зачем и почему? Отдельно – благодарность тем родителям, которые помогали классу и лицею.
  2. Анализ развития детей за определенный период:

­ личностные изменения (проблемы, возникающие между детьми; данные диагностик);

­ учебная деятельность (уровень мотивации, достижения, проблемы).

  1. Обсуждение конкретной проблемы:

­ просвещение и обучение родителей, повышение их психолого-педагогической компетентности.

- Психолого-педагогическая проблема;

Ø выделяется существующая (возникшая) проблема;

Ø определяются причины ее возникновения (чем больше вариантов, тем лучше; смотри на проблему с разных сторон);

Ø предпринимается попытка ее теоретического разрешения, обсуждаются любые варианты и оценивается их эффективность, реальность воплощения, прогнозируются возможные варианты (к чему это может привести);

Ø определяются участники (разрешения) данной проблемы и распределяется ответственностьмежду ними.

- Методическая проблема:

Ø выделяется характер затруднений (родителей, детей) при освоении учебного курса;

Ø анализируются причины затруднений;

Ø совместно обсуждаются: сбор информации (обращение к опыту родителей тех детей, у которых подобных затруднений нет);

Ø даются методические советы по коррекции образовательной деятельности детей (рекомендации по организации выполнения домашних заданий, требования к ведению тетрадей и т.д.);

Ø лучше взять одну, но конкретную проблему и проработать ее досконально!!!

  1. Принятие решения собрания.
  2. Индивидуальные консультации с родителями.
  3. Анализ проведенного родительского собрания:

– критическое осмысление каждого этапа работы;

– оценка активности родителей в процессе осуществления мероприятия;

– оценка собственной активности в ходе собрания.

Памятка
«Правила поведения классного руководителя на родительском собрании»

    1. Снять собственное напряжение перед встречей с родителями.
    2. Дать родителям почувствовать Ваше уважение и внимание к ним.
    3. Убедить родителей в том, что у школы и семьи одни проблемы, одни задачи, одни дети.
    4. Постараться понять родителей, правильно определить наиболее волнующие их проблемы.
    5. Словом и делом помочь родителям находить оптимальные пути и способы решения проблемных ситуаций, формировать у них уверенность в том, что в воспитании детей они всегда могут рассчитывать на Вашу поддержку и помощь других учителей школы.
    6. Разговаривайте с родителями спокойно, доброжелательно, заинтересованно. Важно, что родители всех учеников: и благополучных и «сложных», ушли с собрания с верой в своего ребенка.
    7. Уважайте! Помогайте! Объясняйте! Доверяйте! Учитесь! Спрашивайте! Благодарите!

ВАЖНО!!!

- Говорите о проблеме, а не о персоналиях.

- Отмечайте успехи и резервы. Никаких обсуждений конкретного ребенка! Если хвалите, то ВСЕХ – за что-нибудь.

- Классный руководитель не диктует правильное решение, а стимулирует к его поиску КОЛЛЕКТИВ родителей.

- Используйте наглядные примеры - как надо, как правильно.

- Не превращайте индивидуальную консультацию в показательную («с одним говорю – все стоят кругом и слушают»).

Приложение 3

Разработчик приложения 2: Калинина Н.В.,

к.п.н., доцент кафедры педагогики

Наши рекомендации