Ход родительского собрания

Здравствуйте, уважаемые родители. Сегодня мы собрались с Вами, чтобы проанализировать такую поистине угрожающую миру и человеку проблему – подростковая наркомания.

Наркомания – болезненное пристрастие человека к наркотическим, психотропным веществам. Заболеть может каждый человек, любого возраста. В последнее время наркомания быстро распространяется и приобретает характер эпидемии.

Причем уровень заболеваемости среди несовершеннолетних в 15 раз больше, чем среди взрослого населения, количество зарегистрированных наркоманов возрастает с каждым годом.

Что же толкает детей к употреблению наркотиков?

Причин, конечно много, среди них часто встречаются:

r употребление из любопытства.

Человек по своей природе любопытен, а подросток особенно. Ему хочется новых ощущений, рассказы взрослых об опасности их не только пугают, но и привлекают. «Чем опаснее, тем заманчивее».

r употребление ради удовольствия;

r протест против родителей (при гиперопеке);

r употребление, чтобы снять напряжение;

r желание не быть «белой вороной»;

r проблемы в жизни.

Об этом же говорят и результаты анонимного анкетирования учащихся, проведенного в конце прошлого года. Анкетирование проводилось с учащимися 9–11-х классов.

И вот что ответили наши дети:

r проблемы в жизни – треть детей;

r любопытство – более трети;

r эффект толпы – шестая часть;

r от нечего делать – каждый двенадцатый.

На вопрос «Как вы относитесь к наркоманам?» ответы следующие:

r с жалостью – почти 70%;

r с непониманием – каждый 5-й;

r с презрением – каждый 15-й.

На вопрос «Пробовали ли вы наркотики?» ответ такой:

r каждый десятый ответил «да».

Не секрет, что чаще всего наркотики распространяются в развлекательных заведениях, игровых клубах и наши дети это знают. Поэтому рекомендуется знать, куда Ваш ребенок собирается, где будет проводить свое свободное время и с кем.

Отрадно, что дети считают полезной информацию, которую им предлагают в школе, дома, специалисты различных служб по профилактике правонарушений среди молодежи. Значит, проблемы алкоголизма, наркомании волнуют не только нас, родителей, учителей, но и самих подростков, которые задумываются о своем будущем.

Что же должны рассказывать ребенку родители об алкоголизме, наркомании, табакокурении.

В первую очередь, нужно правильно подобрать момент для беседы. Например, когда при совместном просмотре TV показывают сцены употребления алкоголя, курения или наркотиков, чем в ситуации, когда подросток поздно пришел домой, а вы почувствовали запах сигарет, алкоголя и т.д. Вы тут же начинаете «учить его жизни». В таких ситуациях он не станет даже слушать, потому что будет настроен к Вам негативно, это может спровоцировать его уход из дома. Много информации подростки получают через СМИ, часто у них создается привлекательный образ людей, употребляющих алкоголь, курят и т.д. Но в реальном мире таких супергероев мало.

Пример: Ковбой, рекламирующий «Мальборо». На экране он супергерой, пыхтит сигаретой, говорит, что они безвредны для организма. А в конце своей жизни подает на компанию, выпускающую сигареты в суд, из-за того, что его здоровью нанесен непоправимый вред, он заработал рак гортани.

Употребление алкоголя, наркотиков, сигарет притупляет разум, нарушает координацию движения, поэтому не способствуют быстрому решению проблем. Тем более что употребление алкоголя, наркотиков и даже курение – это нарушение закона, и дети должны это осознавать.

Вы должны помочь ребенку утвердиться в мысли, что отсутствие пристрастия к алкоголю, курению, наркотикам помогает найти хороших преданных друзей, занять лучшее положение в обществе. А для этого дети должны научиться общаться, уметь работать в коллективе, выбирать друзей, не имеющих зависимости от чего-либо.

Ученые доказали, что взгляды большинства взрослых людей на употребление спиртных напитков, наркотиков сходны с взглядами их родителей. Следовательно, если подросток видит, как отец или мать пьет, курит, то и сам скорее всего начинает вести такой образ жизни.

Иногда непьющие родители ошибочно считают излишним объяснять детям свои принципы, отношение к вредным привычкам, но часто одного личного примера оказывается недостаточно.

Используя некоторые приемы, вы можете дать подросткам хорошие модели поведения на вечеринках или семейном празднике.

v Никогда не фиксируйте внимание гостей на алкогольных напитках и их употреблении.

v Не заставляйте принимать спиртные напитки.

v Не предлагайте их тем, кто находится за рулем.

Поговорим о том, как надо разговаривать с ребенком, чтобы повысить его самоуважение, помочь сказать «НЕТ» алкоголю и наркотикам.

Дети всех возрастов готовы говорить с родителями, которые могут рассказать им об алкоголе, табаке, наркотиках. Это - определенный вид родительского искусства общения: умение давать советы, помогать выбрать верное решение, отвечать на поставленные вопросы, не блокируя доверительного общения. Выслушать – более эффективная тактика, чем запретить высказываться. Существует 5 приемов, которые помогают родителям лучше понимать собственных детей. Их применение может помочь и в общении с взрослыми.

Прием №1: Постарайтесь показать вашему ребенку, что вы его понимаете.

Иногда этот прием называют «отраженным выслушиванием». Он включает в себя следующие пункты:

r демонстрируйте ребенку, что вы слышите то, что он говорит (например, словами «да», «угу», вопросами «А что потом?», «И что же?» и т.д.);

r позволяйте ребенку выражать его собственные чувства;

r докажите ребенку, что правильно поняли его рассказ или сообщение (например, коротко пересказав его).

Прием № 2: Внимательно следите за лицом ребенка и «языком» его тела.

Часто ребенок уверен, что успешно скрывает свои эмоции (грусть, досаду, нетерпение и пр.) Но дрожащий подбородок или блеск глаз скажут вам иное. Когда слова не соответствуют «языку тела», всегда полагайтесь на «язык тела».

Прием № 3: Выражайте свою поддержку и поощрение не только словами.

Это могут быть ваши улыбка, похлопывание по плечу, кивок головой, взгляд в глаза, прикосновение к детской руке.

Прием № 4: Выбирайте правильный тон для ваших ответов.

Помните, что тон голоса связан со смыслом ваших слов, выбирайте верный тон и не отвечайте безапелляционно или саркастично – дети могут расценить это как пренебрежение к своей личности.

Прием № 5: Используйте одобрительные фразы для поддержания разговора и показывайте вашу заинтересованность в нем.

Для этого подойдут короткие фразы, показывающие ваше эмоциональное отношение к обсуждаемой теме, например: «Вот это да!», «Да ну, не верю!» и т.д.

Вы сами можете спровоцировать своих детей к употреблению алкоголя и наркотиков, если:

1. Никогда не сидите за совместной трапезой всей семьей.

2. Никогда не организуете семейные поездки (еженедельно, ежемесячно, ежегодно), которых дети ждали бы с нетерпением, как семейной встречи.

3. Говорите с детьми, не слушая их.

4. Наказываете детей в присутствии других и никогда не хвалите их, чтобы подкрепить их хорошее поведение.

5. Всегда решаете проблемы ваших детей или принимаете решения за них.

6. Возложили ответственность за нравственное и духовное обучение детей на школу.

7. Никогда не позволяете своим детям испытывать холод, усталость, фрустрацию, разочарование и т.д.

8. Угрожаете своим детям таким образом: «Если ты когда-нибудь попробуешь алкоголь или наркотик, то я накажу тебя».

9. Ожидаете, что ваш ребенок всегда будет учиться на «отлично» по всем предметам.

10. Всегда помогаете ему выпутываться из сложных ситуаций и не способствуете тому, чтобы он принимал ответственность на себя.

11. Не поощряете детей к выражению своих чувств (высказыванию своих эмоций), например, злости, грусти, страха и т.д.

12. Чрезмерно опекаете и не учите их значению слова «последствия».

13. Заставляете детей чувствовать, что их ошибки – это непоправимые грехи.

14. Никогда не доверяете своим детям.

Вы, наверное, поняли, что я сегодня не случайно затрагиваю тему употребления алкоголя. Потому что, пристрастившись к пиву, которое все считают безобидным, подростки переходят к более крепким напиткам. А там, где выпивка, скорее всего появятся и наркотики.

При анкетировании на вопрос «Как часто вы употребляете спиртное, пиво» учащиеся ответили:

v По праздникам – половина опрошенных детей.

v Не употребляю – каждый седьмой.

Эти цифры заставляют задуматься.

Как узнать, болен ли ваш ребенок?

Самые первые признаки болезни проявляются в изменении поведения ребенка. Вдруг снижается успеваемость, интерес к учебе, школьной жизни. Большую часть времени ребенок проводит вне дома, с новыми, неизвестными вам друзьями. Ваш ребенок начинает лгать и скрывать, где он бывает. Меняются отношения с родителями; вместо добрых, ровных взаимоотношений возникает злоба, раздражение, агрессия. Ваш ребенок перестает выполнять домашние обязанности, стремится любыми путями уйти из дома в свою компанию. Попытки удержать дома приводят к побегам и даже отсутствию дома в течение нескольких дней.

Появляются странности психики: приступы неадекватной веселости, дурашливости, двигательная активность вдруг заменяется безразличием, сонливостью, заторможенностью и может переходить в состояние озлобленности, раздражительности, замкнутости. Такие колебания настроения могут отмечаться по несколько раз на протяжении суток.

Вас должно насторожить:

r всегда длинные рукава одежды, независимо от погоды, обстановки;

r неряшливый вид, сухие волосы, отекшие кисти рук;

r неестественно узкие и расширенные зрачки глаз, независимо от освещения;

r невнятная, растянутая речь, неуклюжие движения при отсутствии запаха алкоголя изо рта (иногда запах присутствует, но его интенсивность не соответствует степени опьянения);

r стремление избегать встреч со старшими членами семьи;

r раздражительность, порой циничност, в разговорах с вами;

r исчезновение вещей или денег из дома.

В карманах одежды, в мусорном ведре вы можете обнаружить:

r шприцы с жидкостями и пустые, а также инъекционные иглы;

r десертную или чайную ложку для приготовления раствора (как правило, с обломанной ручкой);

r марганцовку;

r прозрачную бесцветную или желтого цвета жидкость с резким «уксусным» запахом;

r различные лекарственные препараты (димедрол, теофедрин, бронхолитин, солутан), порошки и ампулы;

r измельченное вещество зеленого цвета с пряным запахом (марихуана), смолообразное, либо в виде комочков, брусочков вещество зеленовато-коричневого цвета с пряным запахом (гашиш); эти наркотики могут находиться в сигаретах и папиросах;

r обожженные купюры (используемые как мундштук при курении марихуаны);

r смолообразное вещество коричневого цвета с запахом сырого мака (опий);

r отрезки прозрачной пленки (чаще всего прямоугольные размером 5х5 см) с наслоением коричневого вещества и без наслоений;

r химическую посуду для проведения опытов (если раньше ваш ребенок ненавидел химию);

r коробочки мака целиком и измельченные – вещество светло-коричневого цвета;

r органические растворители.

В среде наркоманов принят определенный сленг. Прислушайтесь, о чем говорит ребенок с друзьями по телефону и дома. Слова: «закинулся, ширнулся, травка, план, дурь, анаша, опилки, химка, ханка, соломка, чек, чека, султыга, терьяк, морфии, кока, марафет, экстази, крэк, кислота, лошадка, винт, айс, коктейль Джеф, эфенди, мулька, космос» – из словаря наркомана.

Если Вы обнаружили, что Ваш ребенок использует наркотики или растворители, сохраняйте спокойствие и не паникуйте.

Остановитесь и подумайте, прежде чем предпринимать что-либо:

v Что Вы можете сделать, чтобы в большей степени помочь Вашему ребенку?

v Уверены ли Вы, что Ваши факты достоверны?

v Как Вы можете сохранять и поддерживать доверительный контакт с Вашим ребенком?

v Является ли употребление наркотиков повторяющимся или это был однократный «эксперимент»?

Если это случилось лишь раз, Вам, может быть, нужно просто поговорить с Вашим ребенком. Будьте заботливыми, любящими, но покажите свое неодобрение. Приведите основания необходимости отказа от употребления: что это незаконно и может привести к конфликту с законом; что употребление наркотиков может повлиять на их здоровье сейчас или в будущем.

Если вы понимаете причины, по которым ваш ребенок обращается к употреблению наркотиков или растворителей, то можете попытаться помочь устранить, прежде всего их, нежели следствие.

Если здоровье или поведение вашего ребенка свидетельствует о реальном употреблении им наркотиков, не падайте духом, потому что по-прежнему есть много такого, что возможно сделать.

Вы можете предпринять следующие действия:

v Оказывать поддержку вашему ребенку – для него это жизненно необходимо, какими бы ни были обстоятельства.

v Показывайте и говорите что вы его (ее) любите!

v Обратитесь за помощью – для себя и вашего ребенка.

v Рассчитывайте и планируйте постепенные изменения.

За помощью нужно обратиться к медикам.

Закончить свое выступление я хочу прочитав вам стихотворение нашей ученицы.

«Я призываю матерей»

Япризываю матерей

Спасем младое поколенье!

Чума идет и сыновей

Все меньше... каждое мгновенье

Мы чувствуем, что это зло

Сужается в кольцо и давит.

Кто умер так, не повезло,

А кто-то жив и умирает.

Лежит в подвале, чуть дыша,

Мать рядом с дозой и с пакетом.

И плачет детская душа

Одна лишь смерть следит за этим.

А кто-то кошелек набив,

Другим «полет дает бесплатно».

Ребенок их, конечно, жив

А наших не вернешь обратно.

Рецепт счастья в заключение нашей встречи: возьмите чашу терпения, влейте в неё полное сердце любви, добавьте две горсти щедрости, посыпьте добротой, плесните немного юмора и добавьте как можно больше веры. Всё это хорошо перемешайте. Намажьте на кусок отпущенной Вам жизни и предложите каждому, кого встретите на своем пути!

 
  Ход родительского собрания - student2.ru

Немцева О.А.,

д.п.н.. зав. каф. социальной. педагогики

Тубинская школа, п. Тубинский, Иркутская область

РОДИТЕЛЬСКИЙ УРОК

«О БЕДЕ, КОТОРАЯ РЯДОМ»

Цель:помочь родителям получить достоверную информацию о наркотических веществах и их влиянии на личность, способствовать формированию у родителей понимания значимости данной проблемы в обществе, среди подростков и молодёжи, желание предупреждать проблему.

Оборудование:компьютер, фильм «Моя жизнь в моих руках», магнитофон, кассета со спокойной музыкой, рисунки детей, плакаты, памятки, анкета.

На доске высказывание: «Люди вместе могут то, чего не в силах сделать в одиночку: единение умов и рук, сосредоточение сил может стать почти всемогущим» (Д. Уэсбстер).

Ход урока:

I. Игра «Знакомство»(родители усаживаются, образуя круг):

r назвать своё имя и качество характера,которое бы начиналось на первую букву в имени;

r поменяться местами с теми, у кого 2 детей;

r поменяться местами с теми, у кого сегодня хорошее настроение;

r поменяться местами с теми, кто сегодня сказал ласковые слова и дал добрый совет своему ребёнку;

r поменяться местами тем, у кого не возникло сегодня конфликтной ситуации с ребёнком.

II. Вопросы и обсуждение:

1) Что вы испытали, когда получили приглашение и прочитали тему встречи? Не ужаснулись, не удивились? Как вы думаете, можно ли эту проблему оставить без внимания и не говорить о ней вслух?

Сегодня мы с вами будем вести речь о наркомании, об этой страшной болезни и её последствиях.

Наркотики и дети. Два этих слова, само сочетание которых кажется противоестественным. Сегодня их часто произносят вместе. Наркомания – одно из наиболее тяжёлых и трудноизлечимых психических заболеваний. Она с катастрофической быстротой распространяется среди подростков и молодёжи и является глобальной проблемой для жителей городов, сёл и деревень. Наркомания стала бедой, кошмаром XXI века, так как искалечено миллионы судеб, загублено тысячи молодых людей. На почве наркомании совершаются преступления, она отрицательно влияет на потомство. Человек деградирует как личность (имеет низкий уровень интеллектуального развития, у него отсутствуют нравственные и духовные ценности и т.д.).

Очень страшно, что этим недугом, болезнью страдают молодые люди, а ещё страшнее, когда это подростки. Подростковый возраст самый критический, но наиболее важный в формировании личности. Подросток ещё плохо знает окружающий мир, самого себя. Он торопится жить, войти в мир взрослых. Всё хочет попробовать, испытать. И если учесть, что многие ребята не имеют увлечений, у них нет интереса, цели в жизни, они не могут правильно организовать свой досуг, то это может стать причиной поиска новых, острых ощущений.

2) Родителям предлагается заполнить анкету (звучит спокойная музыка):

v Ваш ребёнок делится с вами своими проблемами, конфликтами?

v Ваш ребёнок часто хитрит, обманывает вас?

v Замечали ли вы в поведении вашего ребёнка отклонения, которые вас насторожили?

v Ваш ребёнок испытывает чувство одиночества?

v Замечаете ли вы у своего ребёнка пренебрежение к своему будущему, обучению, будущей профессии?

v Внешний вид вашего ребёнка чаще соответствует:

r виду здорового человека;

r виду нездорового человека.

v Пропадали ли у вас дома вещи, деньги?

v Доводилось ли вам находить у ребёнка неизвестные таблетки, порошки, травы?

v Даёте ли вы своим детям полную свободу в отношении наркотиков?

v Есть ли у ваших детей друзья наркоманы?

v Проживают ли в нашем посёлке наркоманы?

v Продаются ли в посёлке наркотические вещества, есть ли «наркоточки»?

3) Знакомство родителей со статистическими данными (по Иркутской области):

r по данным ФСКН, Иркутская область занимает второе место в Сибирском федеральном округе по числу лиц, зависимых от наркотиков (после г. Кемерово);

r на 01.01.07 года официально в области зарегистрировано 12890 наркоманов;

r реально их количество в 5–8 раз больше;

r средний возраст приобщения к наркотикам снизился с 16 до 14 лет;

r за 5 лет число детей, больных наркоманией увеличилось в 19,3 раза; токсикоманией – в 15,7;

r в 2006 году умерли от наркотиков 298 человек, в 2007 – 107 человек.

Ребёнок-наркоман – это очень страшно для родителей.

4) Давайте с вами выделим основные причины употребления психотропных веществ.

Это может быть неудовлетворённость жизнью, собой, разочарование в друзьях, в людях, личные трудности, неорганизованный досуг, влияние «среды» и семьи, неустроенность быта, неудачи в учёбе, желание выделиться, любопытство, неосведомлённость и т.д.

III. Выступление медработникао влиянии наркотических веществ на организм подростков и последствиях употребления их.

Употребление наркотиков, стимуляторов уже с самых начальных этапов оказывает значительное влияние на психику и весь духовный облик человека. Ни о какой учёбе или работе речь уже не идёт. Наркоманы теряют интерес ко всему: семье, увлечениям. Всё своё свободное время, помыслы заняты либо приёмом препаратов, либо добыванием денег, наркотика. Люди, употребляющие наркотики, становятся злобными, эгоистичными, подозрительными. Наркотики подавляют их способность к каким-либо длительным волевым усилиям. Происходит резкое снижение интеллектуального уровня. При умственной работе наркоманы быстро устают, не могут сосредоточиться, начинают отвлекаться. Ухудшается запоминание нового материала и воспроизведение старого. В течение 1,5–2 лет происходит опустошение психики. Мышление и все психические процессы – замедленные. Речь вялая, бедная, с малым запасом слов и монотонная. Наркоманы бездеятельны, апатичны, не хотят и не могут ничем заниматься. Они грязны, неряшливы, неделями не моются и не меняют нижнее бельё. Все наркоманы выглядят старше своих лет. Лица невыразительны, безжизненны. Кожа бледная, сухая и дряблая, волосы и ногти ломкие. Любые ранки и повреждения долго не заживают. Руки и ногти синюшные, холодные. У человека изменяется структура клеток головного мозга, в значительной степени страдает сердечнососудистая система. Через несколько лет после приёма наркотиков-стимуляторов человек становится полным инвалидом, если до того не погибнет от передозировки.

Дети в подростковом возрасте часто непредсказуемы, от них разного можно ожидать. Поэтому насторожить вас должно всё необычное, что вы заметите в своём ребёнке.

Родителям раздаются памятки «Отклонения в поведении подростков, употребляющих наркотики».

Ваш ребёнок ещё с вами? Или уже там?

«Отклонения» в поведении подростков, употребляющих наркотики:

v Резкие и частые изменения настроения вне зависимости от ситуации.

v Заторможенность (до сонливого состояния) или излишняя бодрость, двигательная активность, говорливость.

v Нарушение ритма сна и бодрствования (позднее засыпание – позднее пробуждение).

v Всевозрастающая скрытность (перестаёт интересоваться внутрисемейными проблемами).

v Равнодушие, заметное падение интереса к учёбе и прежним увлечениям, прогулы в школе.

v Стремление к уединению.

v Нарастающая лживость.

v Изменение аппетита (отсутствие, вспышка прожорливости).

v Постоянный поиск денег, исчезновение денег или вещей из дома.

v Появление новых, подозрительных друзей, общение с которыми происходит в основном наедине непонятными, «закодированными» фразами, потеря контакта с родителями.

v Изменение размера зрачков (от суженных в точку до расширенных с «исчезновением» радужки, которая зависит от освещённости).

v Уход из дома.

v Нарушения координации, когда движения становятся неуклюжими и порывистыми.

v Повышенная активность.

v Позитивные высказывания о наркотиках, специфический жаргон.

Как утверждают специалисты из Российской наркологической ассоциации, если у вашего ребёнка наличествует хотя бы 5 из этих признаков, то вы можете всерьёз опасаться самого страшного.

Родителям задаются вопросы:

Беседуете ли вы с детьми о наркомании? В каких ситуациях? Считаете ли вы, что вашего ребёнка можно склонить к употреблению наркотиков? Необходима ли легализация наркотиков?

IV. Обсуждение «мифов» о наркомании.

r Наркотики употребляют в основном сильные и талантливые люди;

r наркомания не болезнь, а следствие распущенности.

V. Назовите ассоциации со словом наркотики(зависимость, боль, сострадание, падение, грусть, отчаяние, нищета, зло, смерть, ненависть, трусость, замкнутость, бесцельность и др.).

VI. Просмотр фильма «Моя жизнь в моих руках».

Какие чувства и эмоции вызвал у вас данный фильм?

VII. Выводы, подведение итогов работы:

Жизнь наркомана примитивна, сера, без будущего, часто заканчивающаяся в одиночестве и самоубийством. У нас с вами общие цели: вырастить сильных духом, физически развитых, целеустремлённых детей. Лучшим противодействием всех социально негативных явлений является физкультура и спорт. Вовлекайте своих детей в объединения дополнительного образования, наполняйте их души, так как душа не терпит пустоты, а если она пуста, то в ней поселится дьявол. Любите своих детей, почаще общайтесь с ними, беседуйте, помогайте им, будьте терпимее. Давайте будем вместе отсекать в наших детях всё «ненужное», чтобы они выросли «парящими орлами».

Дети – это чудо света, я увидел это сам. Что нужно матери для счастья?

И причислил чудо это к самым чудным чудесам.

Мы пред будущим в ответе.

Наша радость, боль и грусть,

Наше будущее – дети,

Трудно сними, ну и пусть.

.

VIII. Чаепитие.

 
  Ход родительского собрания - student2.ru

Шитикова И.В.,

школа № 28, г. Пятигорск,

Чаплиева В.В.,

школа № 28, г. Пятигорск,

Ильина Н.И.,

школа № 28, г. Пятигорск,

Гордиенко Н.В.,

школа № 28, г. Пятигорск,

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

«НАРКОМАНИЯ: ПРИЗНАКИ,

ПРИЧИНЫ, ПОСЛЕДСТВИЯ»

Цели:показать родителям, что наркомания – дело не личное. Формировать установки на здоровый образ жизни, культуру понимания проблемы наркомании и тяжелых последствий наркотической зависимости; обсудить причины, приводящие подростков к употреблению наркотиков, познакомить родителей с основными признаками и симптомами употребления ПАВ, возможными способами выхода из возникшей ситуации химической зависимости.

Участники:родители учащихся 7–10-х классов, классные руководители, администрация школы, психолог, социальный педагог, специалисты районного наркологического кабинета, инспектор ЦДНРОВД.

Оформление:плакаты: «Наркомания – дело не личное», «Средний возраст вовлечения в наркотическую зависимость – 13–14 лет», «Средняя продолжительность жизни наркомана после того, как он «сел на иглу», – 5–7 лет».

Выставка рисунков и плакатов детей «Мы выбираем жизнь», лучших сочинений на тему: «Что я рассказал бы другу, чтобы предостеречь его от наркотиков».

Подготовительный этап.

1. Социально-психологическое исследование по проблеме наркомании.

2. Анкетирование детей по проблеме собрания.

3. Разработка рекомендаций и памяток для родителей «Что вы должны знать о наркотиках».

4. Подготовка мультимедийного сопровождения родительского собрания.

5. Подготовка выставки детского рисунка и плаката «Мы выбираем жизнь».

6. Проведение конкурса школьных сочинений «Что я рассказал бы другу, чтобы предостеречь его от наркотиков».

7. Перед началом собрания родителям раздаются памятки «Что вы должны знать о наркотиках».

Ход собрания:

I. Выступление заместителя директора «Наркомания - дело не личное».

Наша страна стоит перед лицом опасного и безжалостного врага, имя которого – наркомания. В России около 4 миллионов потребителей наркотиков, преимущественно это молодые люди, которые только делают первые шаги в самостоятельной жизни.

Наркомания – прямая угроза нашей национальной безопасности, поскольку напрямую связана с такими явлениями, как преступность, терроризм, неуправляемая миграция, безработица, рас­пространение СПИДа. Грязные деньги, вырученные от продажи наркотиков, идут на грязные цели. Наркобизнес – это терроризм и бандформирования, нестабильность на наших границах, где служат наши дети, захваты заложников, взрывы домов. Наркобизнес – это горе тысяч российских семей, чьи родные попали в сети страшной и жестокой болезни. Наша страна стала колоссальным потребителем наркозелья. По официальным данным, на учете состоит около 500 тысяч больных наркоманией. Реальные цифры много выше – около 4 миллионов. Расширяется социальная база наркомании, которая проникла во все слои общества, что привело к обвальному распространению СПИДа. По оценкам экспертов, 90% ВИЧ-инфицированных заражаются именно в результате инъекционного приема наркотиков. Растет собственное (российское) производство наркотиков, в том числе синтетических, дешевых, дающих моментальную зависимость.

«Средний возраст» впервые попробовавших наркотики не превышает 14 лет. На протяжении последних трех лет в областной наркологический реабилитационный центр с тяжелыми случаями отравления химическими веществами и передозировки попадает 40 % детей в возрасте до 17 лет от общего количества пациентов, самым младшим из них 8–9 лет.

Средняя продолжительность жизни наркомана, если речь идет об употреблении наркотиков внутривенно, составляет примерно 7–10 лет. Конечно, есть наркоманы, живущие пятнадцать, двадцать и более лет. Но есть и такие, которые погибают из-за наркотиков через 6–8 месяцев после начала регулярного приема.

II. Выступление социального педагога«Что такое наркотики и наркомания».

Выступление социального педагога необходимо обеспечить мультимедийной поддержкой. Яркие слайды с понятийным аппаратом и схемами помогут лучшему восприятию родителями ин­формации.

Наркотики– это химические вещества, которые изменяют сознание человека (чувства, мысли, ощущения, настроение и поведение) и вызывают психическую и физиологическую зависимость. Наркотики принято делить на легальные (разрешенные к употреблению в ряде стран) и нелегальные.

Легальные наркотики.К ним относится ряд лекарств, например транквилизаторы, которые выписываются строго по назначению врача и применяются лишь в период болезни.

Табак тоже относится к легальным наркотикам. Вызывая психическую и физиологическую зависимость, табак сильно влияет на здоровье человека, способствуя развитию хронического бронхита, рака легких, желудочных заболеваний.

Алкоголь – наиболее опасное средство из легально разрешенных наркотиков, так как формирует не только психическую и физиологическую зависимость, но и значительно изменяет состояние человека, вплоть до клинических форм безумного и безрассудного поведения. Зачастую алкоголизм приводит к распаду психики и алкогольному слабоумию.

Запрещенные наркотики. Их особенность в том, что они очень быстро формируют психическую и физиологическую зависимость от их применения. Зависимость от запрещенного наркотика такова, что человеческий организм просто не может нормально функционировать без его приема. В этих случаях наркотик необходим человеку, как воздух, и он стремится достать его любой ценой. Даже ценой человеческой жизни.

Наркомания– смертельное заболевание; при этом хроническое, прогрессирующее влечение к наркотику настолько сильно, что без лечения прекратить его невозможно. К сожалению, часто уже невозможно вылечить это заболевание. Болезненное пристрастие к наркотику возникает потому, что он изменяет химическое равновесие в организме внутренних гормонов настроения (эндорфинов).

Физиологическая зависимость. При систематическом употреблении наркотиков организм нуждается в постоянной дозе для нормальной жизнедеятельности, иначе наступает абстиненция (ломка).

Психическая зависимость. Ситуация, когда для поддержки нормального психического самочувствия человеку постоянно требуется прибегать к употреблению наркотиков. Даже при отсутствии физиологической зависимости наркоману кажется, что без наркотиков ему сегодня не обойтись.

Существует мнение, что психическую зависимость вызывают лишь сильные наркотики (например, героин). Однако в зависимость можно попасть даже от «травки».

///. Выступление инспектора ОДН «Как дети достают деньги на наркотики».

Наркотики и преступление - понятия нераздельные. Во время употребления наркотиков у наркомана пропадают не только социальные рефлексы, но и инстинкт самосохранения, притупляется мораль, появляется полное безразличие к окружающим, человек ради очередной дозы готов на самый грязный и отвратительный поступок. Наркоман примитивен и эгоистичен. Единственный стимул – стремление к одурманиванию и страх перед «ломкой». Спектр преступлений, в которых участвуют наркоманы, очень широк: продажа наркотиков, кражи со взломом, грабеж, воровство, нападение, убийство, проституция.

Расскажу о нескольких наиболее частых методах, к которым прибегают подростки, чтобы достать деньги на «дозу». Зачастую родители не обращают на это внимания, безоговорочно доверяя своим детям, не задумываясь над тем, правдивы ли их любимые чада.

Воровство.Воровать в первую очередь начинают у родителей, а потом у всех подряд. Деньги стараются воровать из толстых пачек, чтобы это не было заметно. Самое удивительное, что очень часто родители действительно не замечают систематических пропаж небольших денежных сумм.

Манипулирование.Это простейшие формы поведения, направленные на то, чтобы выманить из родных и близких деньги, не прибегая к воровству.

«Шантаж» – выпрашивание денег под предлогом того, что случилось что-то страшное как с самим подростком, так и с его друзьями. Самый частый прием шантажа - рассказ о собственных долгах и угрозах для жизни, с ними связанных.

«Динамомашина». Эта стратегия поведения направлена на то, чтобы выпросить деньги с помощью невыполнимых обещаний. «Я буду каждый день убирать квартиру, но сегодня мне нужны деньги», «Я поздравлю бабушку с днем рождения, но мне нужно для этого 500 рублей». Родители, как правило, не контролируют выполнение обещаний. Их успокаивают слова-обещания сами по себе. Таким образом, подростку проще всего добиться денег от родителя или знакомого противоположного пола. Папы легче верят обещаниям дочек, а мамы – сыновей.

«Игра на понижение». Тактика поведения, направленная на выпрашивание маленьких денежных сумм под предлогом необходимой большой суммы. «Мама, дай 500 рублей, моей знакомой срочно надо купить лекарства... Ну не можешь дать 500, дай хотя бы 100 рублей». Мысль, что большую сумму отдавать не надо, приносит родителям и знакомым облегчение, и они легко расстаются с маленькой суммой.

«Разделяйи властвуй». Чаще всего истории, которые подростки рассказывают родителям с целью получить от них деньги, подразделяются на истории для пап и истории для мам. Польщенные «доверием» ребенка, мамы и папы ничего не рассказывают друг другу ни о «тайнах», ни о выданных ребенку деньгах.

IV. Выступление врача-нарколога «Вы должны знать, что...»(врач-нарколог рассказывает об основных признаках употребления наркотиков, последствиях и осложнениях после употребления ПАВ).

1. Внешние признаки употребления наркотиков:

r неестественно расширенные или суженные зрачки;

r покрасневшие или мутные глаза, замедленная невнятная речь;

r состояние опьянения без запаха алкоголя;

r плохая координация движений;

r заторможенность, погружение в себя или суперактивность;

r бледность кожи;

r хронический кашель.

2. Очевидные признаки употребления наркотиков:

r следы от уколов, порезы, синяки;

r свернутые в трубочку бумажки, фольга;

r маленькие ложечки, капсулы, бутылки;

r неизвестные таблетки, порошки.

3. Изменения в поведении:

r нарастающее безразличие, потеря интереса к участию в делах семьи;

r уходы из дома и прогулы в школе;

r ухудшение памяти, невозможность сосредоточиться;

r бессонница, чередующаяся с сонливостью;

r сверхболезненная реакция на критику, немотивированная агрессивность;

r частая и резкая смена настроения;

r участившиеся просьбы дать денег или появление сумм неизвестного происхождения;

r пропажа из дома ценностей, книг, одежды и других вещей или предметов;

r частые необъяснимые звонки, резко изменившийся круг друзей;

r вранье по любому поводу (но обманывает как-то лениво, не тратит усилий на то, чтобы ложь была правдоподобной).

4. Последствия и осложнения:

r похудение (дефицит веса составляет до 30–40 кг);

r снижение иммунитета (смерть может наступить от любой инфекции);

r выпадение зубов, волос, ломка ногтей;

r телесные повреждения: нагноения, рубцы;

r энергетическое снижение: вялость, утомляемость;

r эгоцентризм, пренебрежение интересами самых близких людей;

r психическая опустошенность;

r рассеянность, затруднение концентрации внимания, нарастающие расстройства мышления, памяти.

V. Выступление психолога (психолог дает рекомендации родителям о том, как уберечь детей от этого зла и что делать, если возникли подозрения, что ребенок употребляет наркотики).

Сегодня алкоголь и наркотики часто становятся частью молодежной субкультуры. Это реальность, в которой живут наши дети. Изолировать их от этой реальности, просто запретив гулять в непо­ложенных местах, посещать дискотеки, дружить с теми, кто вам не нравится, невозможно. Как уберечь детей от этого зла?

v Учитесь видеть мир их глазами, чаще вспоминайте о том, как вы были детьми.

v Учитесь слушать. Чаще выслушивайте своего ребенка, не отталкивайте его, общайтесь с ним.

v Говорите о себе, чтобы и ребенку было проще говорить о себе.

v Не запрещайте чего-либо безапелляционно. Выражайте свое мнение, задавайте вопросы.

v Присматривайтесь к друзьям своего ребенка, проявляйте к ним интерес, старайтесь, чтобы ребенок стремился познакомить вас со своими друзьями.

v Разделяйте проблемы ребенка и оказывайте ему помощь и поддержку.

v Учите ребенка решать проблемы, а не избегать их. Если у него не получается решить их самостоятельно, помогите ему.

v Предоставьте ребенку все необходимые сведения о наркотиках (как отрицательные, так и положительные моменты). Помогите сделать правильный выбор между кратким мигом удовольствия и необратимыми последствиями для здоровья и жизни.

v Научите ребенка говорить «нет», чтобы ему легче было противостоять давлению сверстников.

Если вы подозреваете, что ваш ребенок все-таки употребляет наркотики:

v Не отметайте ваши подозрения. Разберитесь в ситуации. Не паникуйте, если ваш ребенок даже попробовал наркотик, это не значит, что он наркоман.

v Поговорите с ребенком честно и доверительно. Не начинайте разговор, пока не справитесь со своими чувствами.

v Не читайте мораль, ни в коем случае не угрожайте и не наказывайте ребенка

v Поддержите вашего ребенка, проявите понимание и заботу.

v Обратитесь к специалисту. Химическая зависимость не проходит сама собой. Она только усугубляется. Вы можете обратиться в анонимную консультацию; если ваш ребенок отказывается идти с вами, придите сами.

v Оставайтесь открытым для своего ребенка. Оказывайте ему поддержку.

VI. Анкета.

Родителям предлагается небольшая анкета, которая поможет им понять, можно ли считать их отношения с детьми благополучными или необходимо что-то срочно изменить, чтобы избежать беды.

Допустимые ответы: «да», нет», «отчасти», «иногда» За каждое «да» – 2 балла, «отчасти», «иногда» – 1 балл. «Нет» – 0 баллов.

1. Считаете ли вы, что у вас в семье есть взаимопонимание с детьми?

2. Говорят ли с вами дети «по душам», советуются ли «по личным делам»?

3. Интересуются ли они вашей работой?

4. Знаете ли вы друзей ваших детей?

5. Участвуют ли дети вместе с вами в хозяйственных делах?

6. Проверяете ли вы, как они готовят домашние задания по предметам?

7. Есть ли у вас с ними общие занятия и увлечения?

8. Участвуют ли дети в подготовке семейных праздников?

9. Хотят ли ребята, чтобы вы были с ними на «детских праздниках», или предпочитают проводить их без взрослых?

10. Обсуждаете ли вы с детьми прочитанные книги, газеты, журналы?

11.Обсуждаются ли в семье с участием детей телевизионные передачи и фильмы?

12.Бываете ли вы с детьми в театрах, музеях, на выставках и концертах?

13. Совершаете ли вы совместные с детьми прогулки, ходите ли в туристические походы?

14. Стремитесь ли вы проводить отпуск вместе с детьми?

Более 20 баллов. Ваши отношения с детьми можно считать благополучными.

От 10 до 20 баллов. Отношения можно оценить как удовлетворительные, но недостаточно многосторонние.

Менее 10 баллов. Контактов с детьми явно не хватает, необходимо принимать срочные меры для их увеличения.

VII. «Где искать помощи и поддержки?»

Знакомство родителей с информацией о службах системы профилактики наркомании (телефоны, адреса):

r городской наркологический кабинет;

r краевой наркологический диспансер;

r городской центр социальной помощи семье и детям.

VIII. Ответы специалистов на вопросы родителей (по необходимости –индивидуальные консультации).

IX. Итог собрания.

Уважаемые родители! Мы предоставили вам сегодня информацию, которую, надеемся, вы обсудите со своими детьми. И помните, что близкие, теплые, доверительные отношения между родителями и детьми – лучшая защита от наркотиков. И самое главное правило – старайтесь быть для ребенка образцом для подражания.

 
  Ход родительского собрания - student2.ru

Ход родительского собрания - student2.ru ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РОСТ СОЦИАЛЬНОГО

ПЕДАГОГА

Есипова Н.Д., психолог, к.п.н., доцент кафедры

социальной психологии и акмеологии ОГУ, г. Орел

КОНСУЛЬТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА:

Наши рекомендации