Методическая разработка родительского собрания
Теория:
Родительское собрание – одна из основных универсальных форм взаимодействия образовательной организации с родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся, целю которой, является пропаганда психолого-педагогических знаний. Это «школа» повышения родительской компетентности в вопросах воспитания, обучения, развития и социализации обучающихся, формирующая родительское общественное мнение и родительский коллектив.
Типы и формы родительских собраний
Традиционные: собрания, конференции, консультации, беседы, встречи, собеседования и др.
Проблемные, тематические: родительские чтения, тематические вечера, дискуссии, диспуты, обмен мнениями, круглые столы и др.
Нетрадиционные: родительский практикум, родительский дневник, родительские тренинги, ринги, презентации, устный журнал, интернет-собрание и др.
Виды родительских собраний
Организационные. Аналитические. Комбинированные. Итоговые.
МЕТОДИКА:
Алгоритм подготовки родительского собрания (примерный)
- Подготовительная работа:
- изучение и анализ документации;
- проведение диагностического микроисследования (если нужно);
- определение вида, формы и этапов родительского собрания, способов и приемов организации деятельности его участников;
- за 2-3 недели следует объявить о родительском собрании обучающимся;
- запись в дневниках, обучающихся о теме и сроках собрания;
- пригласить родителей и других его участников;
- привлечение к его подготовке членов родительского комитета;
- оформление и оборудование места проведения собрания;
- составление конспекта просветительской части родительского собрания;
- выступление классного руководителя на родительском собрании должно быть заранее тщательно и хорошо подготовлено, эмоционально и доброжелательно.
- Выбор темы и формы проведения родительского собрания учитывает:
- возрастные особенности детей;
- преобладание типов семей;
- уровень образованности и заинтересованности родителей;
- проблемы классного коллектива;
- цели и задачи учебно-воспитательного процесса, стоящие перед классом и образовательной организацией.
- Формулирование цели и задач:
- Цель: расширение педагогического кругозора, стимулирование у родителей желания стать хорошими родителями для обеспечения совместных усилий с педагогами по достойному образованию детей.
- Задачи: анализ и демонстрация учебных и других достижений учащихся (речь должна идти не об отметках, а о качестве образования и мере усилий, соответствующих познавательной и нравственной мотивации учащегося).
- Родительское собрание:
- оно должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе;
- оно должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т.д.;
- оно не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся, педагогов, родителей
Алгоритм проведения родительского собрания (примерный)
- Информация общего характера: достижения и перспективы развития школы, изменение учебного плана, предстоящие мероприятия, планируемые расходы: зачем и почему? Отдельно – благодарность тем родителям, которые помогали классу и лицею.
- Анализ развития детей за определенный период:
личностные изменения (проблемы, возникающие между детьми; данные диагностик);
учебная деятельность (уровень мотивации, достижения, проблемы).
- Обсуждение конкретной проблемы:
просвещение и обучение родителей, повышение их психолого-педагогической компетентности.
- Психолого-педагогическая проблема;
Ø выделяется существующая (возникшая) проблема;
Ø определяются причины ее возникновения (чем больше вариантов, тем лучше; смотри на проблему с разных сторон);
Ø предпринимается попытка ее теоретического разрешения, обсуждаются любые варианты и оценивается их эффективность, реальность воплощения, прогнозируются возможные варианты (к чему это может привести);
Ø определяются участники (разрешения) данной проблемы и распределяется ответственностьмежду ними.
- Методическая проблема:
Ø выделяется характер затруднений (родителей, детей) при освоении учебного курса;
Ø анализируются причины затруднений;
Ø совместно обсуждаются: сбор информации (обращение к опыту родителей тех детей, у которых подобных затруднений нет);
Ø даются методические советы по коррекции образовательной деятельности детей (рекомендации по организации выполнения домашних заданий, требования к ведению тетрадей и т.д.);
Ø лучше взять одну, но конкретную проблему и проработать ее досконально!!!
- Принятие решения собрания.
- Индивидуальные консультации с родителями.
- Анализ проведенного родительского собрания:
– критическое осмысление каждого этапа работы;
– оценка активности родителей в процессе осуществления мероприятия;
– оценка собственной активности в ходе собрания.
Памятка
«Правила поведения классного руководителя на родительском собрании»
- Снять собственное напряжение перед встречей с родителями.
- Дать родителям почувствовать Ваше уважение и внимание к ним.
- Убедить родителей в том, что у школы и семьи одни проблемы, одни задачи, одни дети.
- Постараться понять родителей, правильно определить наиболее волнующие их проблемы.
- Словом и делом помочь родителям находить оптимальные пути и способы решения проблемных ситуаций, формировать у них уверенность в том, что в воспитании детей они всегда могут рассчитывать на Вашу поддержку и помощь других учителей школы.
- Разговаривайте с родителями спокойно, доброжелательно, заинтересованно. Важно, что родители всех учеников: и благополучных и «сложных», ушли с собрания с верой в своего ребенка.
- Уважайте! Помогайте! Объясняйте! Доверяйте! Учитесь! Спрашивайте! Благодарите!
ВАЖНО!!!
- Говорите о проблеме, а не о персоналиях.
- Отмечайте успехи и резервы. Никаких обсуждений конкретного ребенка! Если хвалите, то ВСЕХ – за что-нибудь.
- Классный руководитель не диктует правильное решение, а стимулирует к его поиску КОЛЛЕКТИВ родителей.
- Используйте наглядные примеры - как надо, как правильно.
- Не превращайте индивидуальную консультацию в показательную («с одним говорю – все стоят кругом и слушают»).
Приложение 3
Разработчик приложения 2: Калинина Н.В.,
к.п.н., доцент кафедры педагогики