Социальных институтов коррекционно-компенсаторной направленности
Социально-педагогическая деятельность как система комплексной поддержки развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья – это разносторонняя, общественно значимая и педагогически ориентированная деятельность социальных институтов коррекционно-компенсаторной направленности по решению воспитательных и социальных проблем детей с ограниченным потенциалом жизнедеятельности в условиях конкретного микросоциума.
Конец XX ознаменовал собой Рубикон в изменении общественно-педагогического сознания – от «культуры полезности» к «культуре достоинства» (А.Г.Асмолов), к признанию безусловной ценности для общества любой человеческой личности независимо от степени её отдачи. Самым значимым достижением в этой области является изменение отношения к личности, развивающейся в условиях недостаточности.
Отклонения в развитии могут привести к возникновению значительных проблем в процессе социализации. Поэтому организация социально-педагогической деятельности в условиях нарушения развития приобретает специфический коррекционно-компенсаторной характер и является мощным адаптирующим фактором.
Особые потребности ребенка с отклонениями в развитии в процессе социализации определяют механизмы организации социально-педагогической деятельности путем построения образовательного пространства, которое предполагает:
– максимально раннее начало целенаправленного коррекционно-педагогического процесса (с момента определения нарушения в развитии ребенка);
– выдвижение специальных задач по профилактике вторичных нарушений развития (например, расширение коммуникативных возможностей за счет обучения невербальным средствам общения: жестовой речи);
– применение особых форм организации социально-педагогической среды (создание специальной инфраструктуры, обеспечение техническими средствами реабилитации и т.д.);
– расширение границ образовательного пространства за пределы образовательного учреждения;
– организация сопровождения ребенка в образовательном пространстве, пролонгированность этого процесса;
– активная позиция семьи в процессе социализации ребенка, включение членов семьи в социально-педагогическую деятельность и их особое обучение.
Важным аспектом социально-педагогической деятельности является социальная реабилитация, которая понимается как процесс восстановления основных социальных функций личности.
Показателем эффективной организации социально-педагогической деятельности в сфере социальных институтов коррекционно-компенсаторной направленности считается социальная интеграция – полное, равноправное включение данной личности во все необходимые сферы жизни социума, достойный социальный статус, достижение возможности полноценной независимой жизни и самореализации в обществе.
Объектом социально-педагогической деятельности в системе комплексной поддержке средствами специального образования являются несколько категорий людей, находящихся в особо трудных условиях жизнедеятельности ввиду врожденных или приобретенных нарушений психофизического и интеллектуального развития. Среди них в особую группу выделяются дети со значительными отклонениями в развитии умственной деятельности, речи, сенсорной, двигательной, эмоционально-волевой сфер. Эта категория детей называется «инвалид», «ребенок с ограниченными возможностями здоровья», «ребенок с особыми потребностями», «дети с отклонениями (нарушениями) в развитии».
Инвалидность – любое ограничение или отсутствие (в результате дефекта) способности осуществлять какую-либо деятельность таким образом или в таких рамках, которые считаются нормальными для человека. Закон российской Федерации «О социальной защите инвалидов» (от 24.11.1995 г.) вводит правовое понятие «инвалид».
Инвалид – это лицо, которое имеет нарушение здоровья, обусловленное: 1) заболеванием; 2) последствиями травм; 3) анатомическими дефектами. В законе вводится ещё один признак инвалидности – нуждаемость такого лица в социальной защите. До 18-летнего возраста правовой статус инвалидов – «дети-инвалиды». Признание лица инвалидом осуществляется Государственной службой медико-социальной экспертизы на основании заявления гражданина или его законного представителя или по направлению медицинского учреждения. При получении такого статуса дети-инвалиды имеют права на все льготы, обозначенные в законах.
Классификация нарушений развития, которая чаще других используется на практике:
– дети с сенсорными нарушениями (нарушения слуха и зрения);
– дети с интеллектуальными нарушениями (умственная отсталость и задержка психического развития);
– дети с нарушениями речи;
– дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
– дети с комплексными (комбинированными) дефектами развития;
– дети с искаженным (дисгармоничным) развитием.
Как свидетельствует мировой и отечественный опыт, число детей с отклонениями в развитии велико и неуклонно растет. По данным ЮНЕСКО, в мире насчитывается 200 млн детей с умственными и физическими недостатками, в Российской Федерации в настоящее время 1,6 млн таких детей.
Целью социально-педагогической деятельности институтов коррекционно-компенсаторной направленности являются обеспечение полной и полноценной социальной интеграции лицам с нарушениями развития и создание им адекватных условий для независимой жизни в обществе.
Социальные институты коррекционно-компенсаторной направленности представлены комплексом организаций, учреждений. Это организации образования, здравоохранения, социальной защиты населения, культуры и спорта, а также межведомственные структуры. Важнейшим звеном в системе социальных институтов коррекционно-компенсаторной направленности является семья.
Институты специального образования:
– специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей с отклонениями в развитии;
– специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным поведением;
– школы-интернаты и детские дома для детей-сирот и детей, оставшихся бех попечения родителей;
– медико-психолого-социальные и реабилитационные центры, психолого-медико-педагогические консультации.
В соответствии с «Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии», утвержденным постановлением Правительством РФ № 228 от 12 марта 1997 г., организуется учебно-воспитательная деятельность образовательных учреждений по обучению и реабилитации в рамках реализуемых образовательных программ в каждом виде образовательного учреждения:
1-й вид – специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучения и воспитания неслышащих (глухих) детей;
2-й вид – специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучения и воспитания слабослышащих детей;
3-й вид – специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучения и воспитания незрячих (слепых) детей;
4-й вид – специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучения и воспитания слабовидящих детей;
5-й вид – специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучения и воспитания детей с тяжелой речевой патологией;
6-й вид – специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (с двигательными нарушениями различной этиологии и степени выраженности);
7-й вид – специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучения и воспитания детей с задержкой психофизического развития;
8-й вид – специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучения и воспитания детей с умственной отсталостью.
В системе Министерства здравоохранения РФ действуют:
– дома ребенка для детей раннего и младшего дошкольного возраста;
– дошкольные образовательные учреждения – центры восстановительного лечения для детей от 1.5 до 3-4 лет;
– школы при санаторно-курортных учреждениях;
– реабилитационные центры для детей-инвалидов.
В системе министерства труда и социального развития РФ существует сеть реабилитационных центров и интернатных учреждений:
– стационарные психоневрологического дома-интернаты для детей с глубокой умственной отсталостью и тяжелыми физическими отклонениями;
– реабилитационные центры для инвалидов;
– специальные профессионально-технические училища.
В последние годы появляются учреждения нового типа, осуществляющие социально-педагогическую деятельность на межведомственной основе:
– реабилитационные и медико-психолого-социальные центры, осуществляющие раннюю диагностику нарушений развития и раннюю психолого-педагогическую помощь ребенку в условиях семьи, комплексное индивидуальное сопровождение развития ребенка;
– дошкольные группы для кратковременного пребывания детей;
– школы надомного обучения для детей-инвалидов и т.п.
Постановлением Правительством РФ № 867 от 31 июля 1998 г., принято положение «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи». Такие учреждения работают на междисциплинарной основе.
Психолого-медико-педагогическая консультация (ПМПК) является диагностико-коррекционным учреждением. Это межведомственная структура. Основные задачи заключаются в выявлении, комплексном обследовании детей с отклонениями в развитии и «группы риска», в разработке индивидуальных реабилитационных программ, в рекомендации форм обучения и воспитания. ПМПК разрабатывают и реализуют на практике комплекс мер психолого-медико-педагогического содействия развитию личности, социально-педагогической помощи по абилитации, реабилитации и социальной адаптации лиц с различными формами отклонений.
Медико-психолого-социальные центры – многофункциональные учреждения, включающие диагностические, развивающие, коррекционные и оздоровительные комплексы. Важнейшим направлением деятельности является организация процесса сопровождения ребенка.
В системе Министерства труда и социального развития РФ существует сеть специальных учреждений для детей и взрослых с инвалидностью. Это дома-интернаты для детей и взрослых с глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми физическими отклонениями и др. В этих учреждениях помимо медицинской реабилитации вводятся программы развития познавательных возможностей детей, привития им трудовых и социально-бытовых навыков и умений, развития навыков самообслуживания, бытовой ориентации, формирование элементов нравственного и эстетического воспитания.
Социально-педагогическая помощь детям с врожденными и рано приобретенными нарушениями развития начинается с профилактики социального сиротства этих детей (предотвращения отказов от детей) и психологической поддержки их родителей в преодолении первоначального шока.
Социальный педагог должен будет координировать связь между родителями и различными представителями социальных, медицинских, образовательных учреждений; организовывать встречи со специалистами различного профиля.
Родители должны получить на этих встречах полноценную информацию о диагнозе и полное описание проблемы. Социальный педагог должен предоставить родителям специальную литературу, детально разъясняющую состояние ребенка, связанное с конкретным нарушением развития, дать точную информацию о специальных услугах, которые существуют по месту жительства и будут предоставлены семье.
Также социальный педагог должен составить индивидуальный план комплексной помощи семье и ребенку. Он включает: базовую информацию о наличии лечебных, психолого-педагогических и социальных учреждениях; организацию групп взаимопомощи из числа родителей; организацию семейного патронажа; подача в местный отдел соцобеспечения документов на получение пособия.
По прошествии периода адаптации семьи к новым жизненным условиям социальный педагог активизирует оказание ранней помощи ребенку.
Социально-педагогическая деятельность в специальной (коррекционной) школе направлена на оказание помощи в становлении взаимодействия между личностью, развивающейся в условиях недостаточности, и обществом для содействия обеспечению независимой жизни и повышению уровня социальной адаптации детей и подростков. Для этого социальный педагог устанавливает контакт с различными учреждениями и службами.
Содержание работы социального педагога включает следующие направления:
– формирование гуманных отношений в социуме;
– содействие саморазвитию личности ребенка;
– оказание в социальной адаптации и реабилитации воспитанников;
– оздоровление и нормализация отношений в семье;
– решение личных и социальных проблем учащихся;
– выявление и разрешение конфликтных ситуаций;
– патронаж детей и др.
Социальному педагогу необходимо знать порядок воспитания и обучения детей-инвалидов на дому. На основании перечня заболеваний медицинское лечебно-профилактическое учреждение выдает заключение о необходимости обучения ребенка на дому. В функции социального педагога, сопровождающего процесс надомного обучения входит не только защита его прав на предоставление указанных условий и льгот, но и обеспечение максимально возможной интеграции такого ребенка в общество: содействие в организации школьных мероприятий, организация досуга и дополнительного образования.