Фото 66. Узел грейпвайн на коротком плече компенсаторной петли, при перевороте станции, узел не будет мешать работать компенсаторной петле.

Фото 66. Узел грейпвайн на коротком плече компенсаторной петли, при перевороте станции, узел не будет мешать работать компенсаторной петле. - student2.ru

фото 67. Для петли с противоосадочными узлами есть смысл ставить узел грейпвайн с длинной стороны петли. При перевороте станции, он никак не помешает работе петли.
На длинную ветвь распределяется меньшая нагрузка от рывка. У нас эта ветвь ослаблена узлом грейпвайн.

Фото 66. Узел грейпвайн на коротком плече компенсаторной петли, при перевороте станции, узел не будет мешать работать компенсаторной петле. - student2.ru Фото 68. Очень большое расстояние между противоосадочными узлами. Теряется смысл самих узлов: ограничить размер перемещения мастер карабина по вертикали.

Фото 66. Узел грейпвайн на коротком плече компенсаторной петли, при перевороте станции, узел не будет мешать работать компенсаторной петле. - student2.ru Фото 69. Узлы завязаны с расстоянием между ними в 35-45 см, но не симметрично. В результате, левая точка страховки может быть выключена из работы станции при сильном рывке влево.

Опрокидывание («переворот») альпинистских станций.

Мы создали станцию на своих закладных элементах страховки, правильно установленных в монолитные вертикальные щели. Связи между точками страховки станции правильно согласованы. Станция по всем прикидкам выдержит нагрузку в 2000 кг.

Можно лезть на стену?

Рано!

Нам нужно рассмотреть ещё один нюанс: опрокидывание («переворот») станции от нагрузки, приходящей на станцию сверху.

Когда может возникнуть эта ситуация?

Этого не случится, если «лидер» выйдет выше станции и упадёт, не успев поставить первую точку страховки. В этом случае вектор рывка приложен к М-К станции и направлен вниз.

Это может случиться, если «лидер» вышел над мастер-карабином станции на двойную высоту станции 2 *hст., поставил, хотя бы одну надёжную точку страховки, а потом сорвался на большую глубину h=(l3+l3).

Давайте рассмотрим детальнее эту ситуацию на рис 1: Фото 66. Узел грейпвайн на коротком плече компенсаторной петли, при перевороте станции, узел не будет мешать работать компенсаторной петле. - student2.ru

«Лидер» вышел с организацией страховки над станцией на l1+l2= 5 метров. На следующем, после ТС2 отрезке длиной l3=7 метров, страховка не организовывалась физически. «Лидер» рискнул лезть этот участок без организации страховки, и в конце этого 7-и метрового отрезка упал. Глубина падения «лидера» h= =(l3 + l3) =7.0+7.0 = 14.0 метров. Сила рывка F, действующая на упавшего «лидера», равна F= P * h.

Р - сумма веса «лидера» + веса снаряжения, равная 80 кг.

Эта же сила рывка действует на ТС2. Эта (верхняя) точка страховки выдержала рывок от падения «лидера» N≥F+F1. Часть рывка F1 =2/3*F передалась по верёвке к «страховщику», на станцию. Рывок вверх, в виде реакции R в ответ на силу F1, был настолько сильным, что «страховщик» весом Р = (80кг + 15кг общего снаряжения) подлетел вверх на высоту hr = около четырёх метров. При этом он поднял вместе с собой мастер-карабин и локальные связи, соединяющие мастер-карабин станции с закладными элементами. Рывком вверх закладные элементы развернуло в щелях - станция была разрушена. Зона разрушения станции на схеме показана красной штриховкой.

Схема опрокидывания ("переворота") станции. Рис 2

Фото 66. Узел грейпвайн на коротком плече компенсаторной петли, при перевороте станции, узел не будет мешать работать компенсаторной петле. - student2.ru

Чтобы парировать этот рывок R, нужно использовать какую-то оппозиционную силу Т, равную силе R

В качестве такой силы Т могут выступать:

А) Оппозитная точка страховки, или система точек страховки

Б) Вес одного «страховщика» + вес общего снаряжения, подвешенного на станции.

или вес «страховщика» + нескольких участников, висящих на самостраховках на станции + вес общего снаряжения, подвешенного на станции.

В) Оппозитная точка страховки + пункт Б).

Г) Дозированное протравливание верёвки в страховочном устройстве.

Максимальный рывок R равен максимальной силе F1 =600 кг приходящей на станцию. Такой рывок возникнет при факторе падения близкому к f=2.0.

Чтобы парировать эту силу R, нужна оппозитная сила Т равная или большая, чем 600 кг.

В качестве такой силы могут выступать:

А) точка страховки с несущей способностью Y большей 600 кг. При условии, что вектор силы F1 и силы R действуют на одной прямой. Если между векторами имеется угол, нужно использовать закладку с большим значением несущей способности.

Б) «страховщик» или «страховщик» + группа людей висящих на станции.

1)Один «страховщик весом в 95 кг (80 кг + 15 вес снаряжения) не может противостоять рывку R =600 кг. Этой силой его подбросит на hR= 6.31 метра. 600 / 95 = на 6.31 метра.

hR= 6.31 метра ≥ 2*hст =2 * 1.10=2.20 м.

При таком рывке станцию, собранную из закладных элементов снесёт.

2) «Страховщика» + два человека, висящих на станции на самостраховках, сила R подбросит на меньшую высоту h

hR = 2.1 метра. 600 / 3 * 95 =2.10 метра.

hR = 2.1 метра ≤ 2*hст.=2.20

Станция не будет разрушена. Смотри рис.1.2

В) Совместная работа оппозитной точки страховки и веса страхующего или группы людей висящих на станции.

Оппозитная точка страховки в 515 кг + Р (вес «страховщика» со снаряжением) парируют силу R

Г) Перевод энергии силы R в тепло, за счёт дозированного протравливания верёвки в страховочном устройстве.

-Это отдельная тема для разговора. Если в двух словах, то без регулярной тренировки этого приёма, мы не сможем применить его в критической ситуации. Хотя неосознанное протравливание верёвки в СУ под действием силы R, превышающей мультипликационные возможности СУ, происходят довольно часто.

Рывок R, приложенный к мастер карабину станции, может быть направлен не только вверх, но и в сторону.

Оппозитная точка страховки должна устанавливаться так, чтобы парировать направление конкретного рывка. Например: оппозитная сила Т (на фото4) является нормальной реакцией на силу R. Эта сила Т должна переварить любое направление силы R=600 кг в секторе зелёного сектора штрихования. И наоборот, для вертикальной силы R, силу Т желательно располагать в секторе сиреневого штрихования.

Для силы R1 оппозитную точку страховки нужно размещать в секторе голубого штрихования.

Естественно, в этом случае всю станцию нужно перенастроить. Для компенсаторной петли это сделать не трудно. Для других вариантов станции нужно менять длины связей между МК и точками страховки станции. Рис. 4.

Если для рывка R1 оставить закладку так, как она стоит на фотографии, в зоне сиреневого штрихования, то реакция Т получится значительно больше, чем вам кажется – оппозитная точка может вылететь или разрушиться. Смотри рис.5

Фото 66. Узел грейпвайн на коротком плече компенсаторной петли, при перевороте станции, узел не будет мешать работать компенсаторной петле. - student2.ru Фото 3. "Растянутая"станция с центральным узлом. В качестве оппозитной точки тросовая закладка Yз= 800 кг.

Фото 66. Узел грейпвайн на коротком плече компенсаторной петли, при перевороте станции, узел не будет мешать работать компенсаторной петле. - student2.ru Фото 4. Секторы возможного размещения оппозиционной силы Т, для векторов силы R.

Фото 66. Узел грейпвайн на коротком плече компенсаторной петли, при перевороте станции, узел не будет мешать работать компенсаторной петле. - student2.ru Фото 5. Косой рывок для оппозитной точки станции.

Оппозитная сила Т должна противостоять силам Vверт. и Rверт1.

Rверт.- это вертикальная составляющая от R1, косого рывка приходящего на станцию

Vверт. зависит от Rгор. Эта проекция на горизонталь R1, косого рывка, приходящего на станцию.

Чем меньше угол β, тем больше горизонтальная проекция Rгор.1.

Как вы понимаете, при угле έ равном 85-87 градусов сила Vверт. будет достаточно большой, чтобы пострадала оппозитная закладка.

А)Оппозитная точка страховки станции.

В каких случаях применяется оппозитная точка?

1)Если страховка осуществляется через СУ, пристёгнутое к мастер-карабину станции, в этом случае станция изначально используется с оппозитной точкой страховки.

Пункты А)Б)В) Г) сохраняют актуальность и для этого случая. Но факторы падения, а значит и рывки на станцию F возрастают.

2.Для ограничения слишком большого свободного хода М-К станции.

Рассмотрим в качестве примера станцию, в которой точки страховки объединены компенсаторной петлёй. Нам важно, чтобы станция сохранила какую-то частичную компенсаторность. Но в тоже время, и переворот такой станции очень опасен, - ведь в качестве элементов страховки использованы закладные элементы френды.

В этом случае оппозитная точка страховки прикрепляется к мастер карабину станции свободно, без натяжения.

В итоге: и волки сыты и овцы целы - часть конструктивной компенсаторности станции сохраняется, а переворот станции отменяется наличием оппозитного якоря.

Обратите внимание: оппозитная точка расположена прямо под мастер карабином станции или при небольшом смещении по горизонтали (в зоне сиреневой штриховки).

Фото 6.

Фото 66. Узел грейпвайн на коротком плече компенсаторной петли, при перевороте станции, узел не будет мешать работать компенсаторной петле. - student2.ru

Наши рекомендации