Тема: Значение двигательной сферы для овладения речью детьми с нарушениями слуха

Рецепторный аппарат двигательного анализатора, заложенный в мышцах, сухожилиях, связках и суставных поверхностях, имеет значение для анализа и точной координации движений. Рецепторный аппарат мышц и сухожилий является периферическим звеном двигательного анализатора, центральный отдел которого находится в коре головного мозга.

Сокращения мышц являются специфическими раздражителями рецепторов двигательного анализатора. В процессе управления положением тела в пространстве и движениями его частей большое значение имеют не только раздражения, возникающие в мышцах при их сокращении, в сухожилиях и суставах, но и раздражения, которые возникают в коже, так как каждое движение в большей или меньшей степени сопровождается ее деформацией.

Двигательные реакции человека являются чрезвычайно разнообразными, что находится в непосредственной связи со сложным строением двигательного анализатора, особенно его коркового отдела. Функция двигательного анализатора значительно корректируется в результате постоянного соучастия других анализаторов (кожного, зрительного и др.). Это соучастие выражено в такой степени, что при различных поражениях двигательного анализатора функция его может быть частично заменена другими анализаторами.

Речевое поведение включает в себя выработку целостной системы определенных действий, которая строится на базе целенаправленных произвольных движений. На первом году жизни имеются непроизвольные рефлекторные движения (чихание, позевывание). Способы развития движений, действий постепенно усложняются от одного возрастного этапа к другому. В начале, на протяжении раннего детства преобладают пассивные действия, когда взрослый своей рукой накрывает руку ребенка. В младшем и среднем дошкольном возрасте основные движения и действия ребенок учится выполнять по подражанию, которое следует специально поддерживать и стимулировать.

В старшем дошкольном возрасте ребенок может выполнять действия по словесному сигналу, по инструкции. За планомерным развитием всех произвольных движений и действий у не слышащих детей сурдопедагогу приходится следить постоянно, так как они являются необходимым компонентом языковой способности, важной предпосылкой в развитии речевой моторики.

Движения и действия, которые

нуждаются в систематическом развитии

1. Позы – активная тоническая напряженность мышц при сидении, стоянии, лежании. Надо чаще менять позы.

2. Локомоции – действия, связанные с передвижением. Надо формировать походку, осанку детей.

3. Мимика, пантомимика - выразительные движения лица, частей тела.

4. Семантические движения – используются для определения значения обобщенного смыслового содержания (пр. человек пожал плечами).

5. Речевые движения – носитель семантики словесной речи (артикуляционные движения, движения фонетической ритмики, движения пальцев при дактилологии).

6. Орудийные действия и рабочие движения – формируются в процессе манипулятивной деятельности ребенка, совершенствуются при овладении простейшими трудовыми операциями.

Все эти движения, действия способствуют развитию речи в двух планах: моторном и семантическом, т.е. имеют выход в развитие самих трудовых операций и в развитие языковой способности. Педагог должен следить за совершенствованием основных свойств движений (скорость, сила, темп, ритм, координация, точность).

Развитие движений происходит в процессе музыкальных и физических занятий, в разных видах деятельности, в ходе режимных моментов. Особую роль в развитии языковой способности играют соотнесение практических действий с речевыми и развитие подражания. Педагог дает предварительные инструкции, дети выполняют действие, дают подробный рассказ о выполненных движениях, затем педагог дает оценку. Ускоренному развитию подражания способствует речевое сопровождение.

Задание. Обоснуйте следующий тезис: двигательная сфера играет важную роль в развитии у детей словесной речи.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание. Заполните таблицу: возможности использования различных движений на занятиях по развитию речи.

Движения Способы использования на занятиях по развитию речи
     
     
     
     
     
     

Наши рекомендации