Своеобразие процесса овладения речью у детей с нарушениями слуха.

И у слышащих, и у глухих детей в одинаковом возрасте появляется гуление. Но, в отличие живых интонаций и певучего гуления слышащих, гуление глухих детей монотонно. Так как глухой ребенок не слышит своего гуления, оно, как и всякие неподкрепленные реакции, быстро сокращается и исчезает. К 7-8 месяцам у нормально развивающегося ребенка появляется лепет, который развивается благодаря тому, что ребенок его слышит. Вначале слышащий ребенок, играя вторит, своему лепету, который служит ему образцом для подражания. Затем он начинает подражать речи взрослых, к которой прислушивается и пытается подравняться, как к мерке.

У глухого ребенка, в отличие от слышащего, не возникает потребности в общении словесной речью, так как он её не воспринимает. По имеющимся наблюдениям, у него не появляется лепет и не формируется собственная речь, так как он не располагает образцами для подражания.

На протяжении первого года жизни у глухого ребенка, несмотря на наличие исторически фиксированных предпосылок, задерживается развитие устной речи. Развитие познавательной деятельности глухого ребенка также задерживается, так как в её формировании значительная роль принадлежит словесному общению со взрослым, разъяснениям и указаниям, которые он дает ребенку.

Наблюдения показывают, что различия между глухими и слышащими детьми, проявившиеся уже на первом году жизни, резко нарастают в раннем детстве. Одной из наиболее существенных особенностей развития слышащего ребёнка в этом возрасте является быстрое и интенсивное овладение речью: у глухого речь не появляется. Слышащий ребёнок к трём годам делает громадные успехи в усвоении фонетики, словаря и грамматического строя языка, начинает широко, многообразно и правильно пользоваться речью в различных функциях, у него значительно расширяется мотивация речи. Поэтому различия между слышащим и глухим ребенком к концу раннего возраста очень значительны. Они нарастают, если в дошкольном возрасте глухим детям не создают благоприятных условий для овладения словесной речью.

Слышащий ребенок к 3 годам владеет достаточно сложной фразовой речью. Глухой ребёнок, если воспитывается в среде слышащих, обычно пользуется в общении естественными жестами, произносит несколько лепетных слов, относя их к достаточно широкому кругу предметов и явлений. Только в тех случаях, когда с глухим ребёнком с самого раннего детства проводится всесторонняя педагогическая работа специалистами-сурдологами, которая предполагает развитие остатков слуха у ребёнка. Глухой ребёнок к 3 годам может овладеть отдельными словами для общения и обозначения предметов и явлений ближайшего окружения (но со значительными неточностями в произношении слов, с ошибками в их звуковом составе).

По показателям развития речи у глухих детей наблюдается большое своеобразие. Для них характерно существенное недоразвитие обычной бытовой фразовой речи, которой слышащие дети, развивающиеся нормально, уже овладевают к двум годам и значительно её совершенствуют в среднем и старшем дошкольном возрасте.

Речь глухих детей 6-7 лет бедна по словарю, по способам высказывания. Поэтому у глухих детей наблюдается заметное снижение словесной памяти по сравнению с тем, сто отмечается у слышащих сверстников.

Механизмы чтения с губ.

Словесная речь имеет 2 стороны:

1. Экспрессивная (произносительная) сторона речи.

2. Имрессивная (восприятие речи).

Восприятие речи осуществляется у глухих детей по чтению с губ. Иногда употребляется термин чтение с лица. Чтение с губ – это сложный процесс зрительного восприятия уст-ной речи по видимым движениям речевых органов. Он возможен то-гда, когда звуки русского языка соответствуют зрительному образу фонемы. Т.е. каждый звук можно увидеть на губах человека.

Чтение с губ включает в себя 3 компонента:

1. зрительный

2. речедвигательный

3. мыслительный

1. Зрительный компонент – это зрительное восприятие звуков речи. Возникают различные трудности при зрительном восприятии звука:

· Не все фонемы видны на губах человека: х, г, к и т.д.

· Многие фонемы походи друг на друга: п, м, б; к, г, х. Существует всего 12-15 групп видимых фонем.

· Фонемы выглядят по-разному в зависимости от их места в слове: сена – сушка. По чтению с губ трудно увидеть словесные ударения: зАмок - замОк.

· Темп устной речи такой, что в секунду произносится 12-15 артикулем.

· Затрудняет чтение с губ индивидуальные особенности произ-ношения. Зрительное восприятие фонем осуществляется за счет того, что в словах русского языка обязательно присутствуют гласные звуки

2. Речедвигательный компонент – это отраженное сопряженное проговаривание вслед за говорящим человеком. Имеет огромное значение.

При зрительном восприятии фонем актуализируются речедвигательные образы слов, которые совпадая со зрительным образом приводит к пониманию материала. Актуализация речедвигательных образов позволяет правильно понимать воспринимаемый материал. Поэтому на уроках в школе дети всегда проговаривают вместе с учителем: сопряженно и отраженно. Успешность чтения с губ определяется речевым словарным запасом детей, уровнем сформированности грамматического строя языка.

Помогают опознанию слова осмысленное сочетание фонем. Т.о. успешность зрительного восприятия речи во многом определяется степенью сжатия участия речедвигательного анализатора и уровнем сформированности экспрессивной формы речи.

3. Мыслительный компонент – осмысление воспринимаемого материала за счет включения механизмов коррекции и прогнозирования и за счет учета ситуации и контекста разговора.

Коррекция – исправление воспринятого материала за счет понимания последующего.

Прогнозирование – когда предыдущая информация позволяет предугадывать появление последующей. Контекст разговора позволяет максимально точно понимать материал. На уроке в школе учитель все время создает ситуацию контекста, т.е. все время дает детям установки. Все три компонента (зрительный, речедвигательный, мыслительный) осуществляются одномоментно.

У глухих восприятие речи осуществляется путем чтения с губ; у слабослышащих в зависимости от степени нарушения слуха восприятие может быть слухо-зрительным или зрительно-слуховым; у позднооглохших чтение с губ нужно специально формировать.

Глухонемые люди не могут читать с губ, т.к. у них не сформирована речь, в то же время глухонемой человек может воспринимать некоторые слова и фразы знакомые ему, часто повторяющиеся (напр. Его собственное имя) с помощью целостного восприятия рисунка.

Чтение с губ наиболее успешно в ситуации со знакомым человеком и в ситуации знакомого контекста. Соответственно чтение с губ наиболее успешно в бытовых ситуациях. Для успешного чтения с губ необходимы определенные условия: внешние и внутренние.

Внешние:

1. достаточная освещенность; лицо говорящего человека должно находится на уровне глаз читающего.

2. профиль искажает артикуляцию.

3. нужно учитывать организацию внимания ребенка, т.е. ребенок должен не отвлекаться при чтении с губ.

4. артикуляция говорящего человека должна быть четкой, немного замедленной, плавной.

5. нельзя утрировать артикуляцию, т.к. это искажает артикулему и слово.

6. нельзя слова произносить по слогам.

7. Лицо должно быть достаточно эмоциональным, но не должен постоянно кивать головой; должно быть естественное выражение.

Внутренние: для материала по чтению с губ необходимо учитывать уровень сформированности словесной речи, т.е. словарный запас ученика, степень владения им грамматическим строем языка.

Наши рекомендации