Iii.1.4. особенности развития познавательной сферы у детей с нарушениями слуха

Преимущественной координатой нарушений развития в дан­ном случае является координата «снизу вверх». Асинхрония про­является в разной степени недоразвития одних систем восприя­тия при сохранности других. Нарушение деятельности органов слуха способствует возникновению явлений изоляции.

Рассмотрим, как выделенные общие и специфические законо­мерности психического развития детей с нарушениями слуха про­являются в процессе становления конкретных познавательных про­цессов.

Внимание

В дошкольном возрасте у детей с нарушениями слуха, так же как у их слышащих сверстников, ведущим видом внимания явля­ется внимание непроизвольное. Оно вызывается интересными, но­выми и необычными для ребенка предметами и явлениями. Ус­тойчивость внимания с возрастом меняется: если поначалу ребе­нок не может заниматься каким-либо делом более 3 мин, то к концу дошкольного возраста это время измеряется уже 10—12 мин, а при смене заданий в конце данного периода это уже может быть 40 мин.

В школьном возрасте происходит становление произвольного внимания, оно становится сознательным и контролируемым, вы­рабатываются такие его свойства, как устойчивость, распределе­ние, переключаемость.

У детей с нарушенным слухом гораздо большее значение, чем в норме, имеют зрительные раздражители, а значит, основная на­грузка по переработке поступающей информации ложится на зри­тельный анализатор. Например, восприятие словесной речи посред­ством считывания с губ требует полной сосредоточенности на лице говорящего человека. Ежесекундная фиксация мимики лица и поло-

жения губ говорящего требует напряжения внимания, что ведет к утомлению и потере устойчивости внимания. У глухих детей отмечаются трудности переключения внимания, больше време­ни им требуется на «врабатывание». Это приводит к снижению скорости выполняемой деятельности, увеличению количества ошибок.

Продуктивность внимания у глухих школьников в большой сте­пени зависит от изобразительных качеств воспринимаемого мате­риала. Чем они выразительнее, тем легче дети выделяют инфор­мативные признаки объектов, делают меньше ошибок (А. В. Гого­лева). В связи с этим при обучении детей с нарушенным слухом широко используются средства наглядности разной степени абст­рактности: одни из них рассчитаны на привлечение непроизволь­ного внимания (яркая картина, например), другие — на развитие внимания произвольного (схемы, таблицы).

Наибольший темп развития произвольного внимания приходится у детей с нарушенным слухом на подростковый возраст (у слыша­щих оно формируется на 3—4 года раньше). Более позднее станов­ление высшей формы внимания связано и с отставанием в разви­тии речи. Первоначально произвольное внимание ребенка опосре­довано общением со взрослыми. Указательный жест, затем речевая инструкция взрослого выделяют из окружающих предметов вещь, на которую направляется внимание ребенка. Постепенно ребенок начинает управлять своим поведением на основе самоинструкций (сначала развернутых, с внешними опорами, затем — совершаю­щихся во внутреннем плане). У ребенка с нарушенным слухом эти переходы совершаются в более поздние сроки.

Ощущения и восприятие

Важнейшими свойствами восприятия как сложного познава­тельного процесса являются активность, историчность, т. е. обус­ловленность прошлым опытом, предметность, которая реализу­ется через целостность, константность и осмысленность. В разви­тии всех видов восприятия у детей с нарушениями слуха имеются определенные особенности.

Зрительное восприятие

Большое значение для компенсации нарушений слуха имеет развитие зрительного восприятия. Вопрос о зрительном восприя­тии следует рассматривать применительно к этапам его развития в детском возрасте. Как уже отмечалось выше, у детей с нарушения­ми слуха наблюдается замедленное по сравнению со слышащими сверстниками узнавание предметов. В более сложных случаях (на­пример, при узнавании перевернутых изображений) отставание

i

детей с нарушенным слухом еще более заметно. Можно сказать, что у глухих детей аналитический тип восприятия преобладает над синтетическим.

Зрительному восприятию формы предметов способствует прак­тическая предметно-манипулятивная деятельность детей при од­новременном овладении соответствующими словесными обозна­чениями. У глухих детей дошкольного возраста формируется це­лостный образ предметов, что дает им возможность справляться со складыванием разрезных картинок из 2 —5 частей. Способ­ность складывать разрезную картинку указывает на наличие ана­лиза и синтеза в процессе зрительного восприятия. Половине детей четвертого года жизни, по данным А.А.Венгера, Г.Л.Выгодской и Э.И.Леонгард, удается сложить картинку из двух-трех частей, из пяти частей — половине детей старше шести лет. Кроме того, исследование восприятия формы показало, что глухие дети 7 — 8 лет без знания какой-либо формы речи плохо различали пред­меты по форме, дети со знанием словесной речи практически не отличались по результатам от слышащих сверстников (А. И. Дьяч­ков). Эти результаты свидетельствуют о возможности развития у детей с нарушенным слухом (при специальном обучении в до­школьном возрасте) такого свойства восприятия, как осмыс­ленность.

Особенности становления осмысленного восприятия отчетли­во проявляются при анализе восприятия изображений, картин. По­скольку на картине изображается какая-то часть действительно­сти, то подбирая картинки, показывая их детям разного возраста, мы получаем возможность судить о тех ступенях, через которые ребенок проходит в восприятии действительности.

Отметим некоторые специфические особенности восприятия изображений: глухие дети испытывают трудности в восприятии и понимании перспективных изображений, пространственно-вре­менных отношений между предметами; не всегда понимают изобра­женное движение предметов; у них возникают трудности с вос­приятием предметов в необычном ракурсе, при восприятии кон­турных изображений предметов; дети могут не узнать предмет, если он частично закрыт другим.

Зрительное восприятие для ребенка с нарушением слуха — это главный источник представлений об окружающем мире; кроме того, зрительное восприятие имеет большое значение для разви­тия возможностей глухих детей общаться с людьми. Общение пред­полагает при использовании дактильной речи тонкое и диффе­ренцированное восприятие мимики и жестов, изменения поло­жений пальцев руки; движений губ, лица и головы — при вос­приятии устной речи. Следовательно, необходимо раннее разви­тие зрительного восприятия у детей с нарушениями слуха в един­стве с обучением речи.

Iii.1.4. особенности развития познавательной сферы у детей с нарушениями слуха - student2.ru Кинестетические ощущения и восприятия

Многие дети, имеющие нарушения слуха, отстают от нормально слышащих детей по развитию движений. По данным А. А. Венге-ра, Г.Л.Выгодской и Э.И.Леонгард, 70% таких детей позже сро­ка начинают держать голову, позднее, чем положено, начинают сидеть, стоять и ходить. Задержка самостоятельной ходьбы отме­чается у 50% детей. Некоторая неустойчивость, трудности со­хранения равновесия, недостаточная координация движений сохраняются у многих на протяжении всего дошкольного возра­ста. У большинства детей имеется отставание в развитии мелких движений пальцев рук, артикуляционного аппарата. Трудности со­хранения статического и динамического равновесия проявляются в школьном возрасте. Так, при ходьбе с открытыми глазами глу­хие держатся так же, как и слышащие. При ходьбе с закрытыми глазами у 45 % глухих младших школьников наблюдаются расстрой­ства равновесия, которые ощущаются до 12 — 14 лет, в более по­зднем возрасте различия уменьшаются. Отмечена замедленная, по сравнению со слышащими, скорость выполнения отдельных дви­жений, что влияет на темп деятельности в целом. Это объясняется тем, что потеря слуха делает менее полным процесс отражения выполняемых действий и менее точной и быстрой их корректи­ровку, что влияет на скорость выполнения действий. Для таких детей характерно более медленное овладение двигательными на­выками.

Особенности развития моторики проявляются как в передви­жении, так и в действиях с предметами. В.Флери писал: «Их по­ступь вообще неловка и тяжка, они своими ногами не ступают на землю, но как бы только ударяют оную или тащат их небрежно». Потеря слуха создает более сложные условия для развития двига­тельной чувствительности. Слуховой контроль помогает выработ­ке четких, плавных и размеренных движений, его отсутствие при­водит к трудностям их формирования. У детей с нарушениями слуха компенсация отсутствующего слухового контроля может совершаться за счет увеличения роли зрительного, тактильно-виб­рационного и двигательного восприятий, для чего нужно забо­титься о развитии у таких детей двигательного контроля за каче­ством своих движений. Особенности развития речи у детей с нару­шениями слуха накладывают определенный отпечаток на станов­ление их движений, в частности — на высшие формы регуляции движений. Развитие произвольных движений начинается с того, что ребенок учится подчинять свои движения словесно сформу­лированным требованиям окружающих. Затем слово становится средством организации движений, упорядочивает их, делает бо­лее организованными и дифференцированными. Двигательные навыки, складывающиеся у детей в условиях развернутой речевой

деятельности, имеют более обобщенный характер, легче перено­сятся в новые условия (А. В. Запорожец). У детей с нарушениями слуха вследствие более позднего формирования словесной речи развитие произвольной регуляции движений задерживается.

Наши рекомендации