Управление деятельностью учащихся на уроке физической культуры
Для эффективной работы учащихся на уроке ФизичсскойкУ ^ туры необходимо обеспечить максимальную занятость И дифференцировать нагрузку, осуществлять контроль за со5*пеЧц-ем учащихся на уроке, за выполнением упражнений, ° дцс-вать страховку и своевременно оказывать помощь, следить
ппиной и порядком, использовать адекватные методы органи-
иии учащихся. Урок начинается строго по расписанию и закан-за.„ается четко по звонку. Чтобы дети не уставали, на нем должно ^'достаточное количество игр, упражнений.
Не стоит рассчитывать, что в условиях специальной (коррек-шонной) школы VIII вида этот требуемый порядок и дисциплинарные правила будут сами собой осознаны учащимися, что они с желанием будут идти на урок. Детей надо учить всему, особенно q__ 1 —3-м классах: своевременно переодеваться, правильно складывать одежду, переходить к месту занятий строем, убирать после занятий инвентарь и оборудование; нужно учить сдавать рапорт, слушать команду, самим давать распоряжения. В зависимости от темы и задач урока в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида можно разделить учащихся на группы по уровню двигательных возможностей и уровню интеллекта, если в классах малая наполняемость (не более 12 человек). В 0—2-х классах деление на подгруппы более целесообразно потому, что дети этого возраста еще не обучены выполнять упражнения, а такая организация детей помогает учителю во время урока больше внимания уделять конкретному ученику, сравнить качество выполнения упражнений учащимися, их поведение, дифференцированно выбрать методы поощрения.
Во время урока учитель оценивает действия ученика, группы детей, дает каждому возможность оценить действия своего товарища.
Очень важно давать четкие задания, в начальной школе сочетать объяснение с показом и внимательно следить, как усвоили ученики инструкцию, понимают ли они ее.
Осознанность будет успешной, если:
- учитель хорошо знает возможности учащихся класса (физические, интеллектуальные);
-приучает детей к физкультурной терминологии.
Контроль за выполнением заданий в основном визуальный.
Деятельность учащихся при разучивании, закреплении упражнений организуется различными способами, хо рЯонтальный способ используется при выполнении ходьбы, бега, общеразвивающих и коррекционных упражнений.
от способ предполагает выполнение одного и того же упражнения Всеми Учащимися одновременно. Преимущество этого способа в том, что все учащиеся выполняют упражнение Поста° Уровн.я' синхронно — сразу видно, кто не справляется с Постп^16""0" задачеи- Этот способ используют при выполнении тами °ения' пеРестроения, ходьбы, бега, упражнений с предме-Мо п' Имнастических упражнений на осанку. Учителю необходи-еСТь деНИТЬ' ЧТ° В спеииальнои (коррекционной) школе VIIIвида ти, которые по состоянию здоровья не могут наравне с
другими выполнять упражнения. Таким детям даются индивидуальные задания.
Часто на уроках физкультуры в коррекционной школе используется поточный способ выполнения упражнений. Суть этого способа заключается в том, что ученики выполняют упражнения последовательно друг за другом. Один ученик еще не закончил выполнять упражнение, а второй — уже приступает к выполнению. Это могут быть упражнения с продвижением вперед, передачей предметов, броски и ловля мяча, упражнения в равновесии Доминирует этот метод в старших классах специальной (коррекционной) школы VIIIвида, когда осуществляется совершенствование двигательных умений и навыков.
Посменный способ организации деятельности учащихся на уроках физической культуры заключается в том, что они выполняют упражнения сменами по нескольку человек одновременно (от двух и больше). В начале обучения, когда учитель обязан контролировать действия каждого ученика, упражнения выполняются сменами по два-три ученика. По мере овладения навыками выполнения упражнений количество учащихся может увеличиваться, если обучение протекает медленно — уменьшаться. На уроках физкультуры в специальной школе учащихся делят на смены из-за их разных возможностей. Например, сильные ученики (4 — 5 человек) выполняют упражнение с обручами на гимнастической скамейке; в это же время более слабые ученики (4— 5 человек) выполняют на такой же гимнастической скамейке более простое в координационном отношении упражнение с гимнастической палкой.
При групповом способе учащиеся распределяются на группы (по усмотрению учителя) и каждая группа по его заданию занимается на том или ином снаряде. Одна группа выполняет лазанье по гимнастической стенке, другая — упражнения на равновесие. Затем группы меняются местами. Но в специальной (коррекционной) школе VIIIвида при этой форме организации занятий очень трудно держать в поле внимания всех учеников, так как многие ученики не всегда правильно понимают двигательную установку.
Круговой способ предполагает выполнение учащимися
упражнений на различных снарядах друг за другом. Например
следовательно ученики выполняют сначала опорный прыжок,
тем упражнения в равновесии и переходят к ходьбе по ориентирам. После этого порядок выполнения предложенных упр.
повторяется.
Учитель должен владеть всеми этими способами и всегда использовать тот, который, по его мнению, наиболее рационален При любом способе организации учащихся надо размещать в зале или на площадке таким образом, чтобы они могли
использовать показ упражнений учителем, но и выполнение этого упражнения другими учащимися.
По сравнению с указанными способами проведения занятий Физической культуре со здоровыми детьми в специальных (коррекционных) школах VIIIвида значительно большее значение рСК.ет индивидуальная работа с учениками. При индивидуальных особенностях ведения занятий можно оперативно определить ошибки и помочь устранить их. Кроме этого, появляется воз-в жНОсть больше внимания уделять учащимся со слабой двигательной подготовленностью, помочь им в выполнении упражнений-
Последнее время в специальных (коррекционных) школах
VIII вида для детей с нарушениями интеллекта все чаще стал использоваться дифференцированный способ ведения занятий (А.С.Самыличев, 1984; Н.Г.Лиманов, 1986; Н.В.Астафьева, 1996; и др.)- Однако следует помнить, что в основе дифференцированного обучения лежит клинический подход к слабоумию, т.е. один и тот же ученик по одному учебному предмету может быть в сильной группе, а по другому — в средней или слабой.
На уроках физкультуры такие группы можно создавать только водном случае — при выполнении упражнений на формирование двигательных качеств (силы, выносливости, скорости, гибкости).
Ритмика, ее назначение
Вспециальной (коррекционной) школе VIIIвида ритмика как средство преодоления отклонений в психологическом и физическом развитии всегда включалась в учебный план. До 1962 г. для учащихся начальных классов она заменяла уроки физкультуры и проводилась два раза в неделю. И только в 1963/64 учебном году (РД.Бабенкова, 1961; Н.А.Козленко, 1962) в 1 —3-х классах появляется предмет «физическая культура», а ритмика становится отдельным предметом.
Содержанием работы на уроках ритмики является музыкально-
тмическая деятельность, в результате которой учащиеся приоб-
Ни^°ГСЯ К мУзыке и выражают себя, свое Я через движения. Усвое-
н Несложных музыкальных форм, выполнение под музыку раз
ных Разных Движений — бега, прыжков, подскоков, танцеваль-
Ван и гимнастических упражнений — способствуют совершенство-
ечтиг? У Учащихся Двигательных навыков, пространственной ори-
Нопм кооРдинаиии движений. Ритмика — хорошее средство
изации поведения, эмоционального состояния ученика.
1) г^амма по ритмике включает 4 раздела:
2) п Ражнения на ориентировку в пространстве;
тмико-гимнастические упражнения;
3) игры под музыку;
4) танцевальные упражнения.
В программе (см.: Программы подготовительного 0-го и 1 -_л классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида М., 1999) определены основные требования к знаниям, уменияи и навыкам учащихся.
Для физического развития детей наибольшее значение имеют первые два раздела программы по ритмике.
Ритмико-гимнастические упражнения способствуют развитию у детей координации движений. Учащиеся должны научиться согласовывать движения рук, головы, туловища, ног и выполнять их синхронно. Движения под музыку помогают не только коррекции недостатков физического развития, но и совершенствованию всех психических процессов.