Ю 1. Использование средств физического воспитания в системе физического развития
Забота о здоровье детей — это государственная проблема. Здоровые дети — здоровое общество. Однако физическая культура как слагаемое здоровья не стала приоритетным направлением в работе учебно-воспитательных учреждений. Поданным Института возрастной физиологии Российской академии образования, каждый шестой школьник нуждается в дополнительных специальных занятиях, чтобы он мог чувствовать себя здоровым человеком, участвовать в любых видах спортивных состязаний.
Физическое воспитание подрастающего поколения — это формирование у подростка знаний, умений и навыков физической культуры и спорта, приобщение к систематическим занятиям физкультурой и спортом, привитие санитарно-гигиенических навыков и привычек с целью обеспечения высокого уровня здоровья, умственной и физической работоспособности.
В каждом конкретном виде учреждений на занятиях физической культурой решаются как общие, так и специальные коррекционно-компенсаторные задачи.
В специальной (коррекционной) образовательной школе, школе-интернате VIIIвида обучаются дети с умственной отсталостью разной степени тяжести: с незначительной умственной отсталостью — дебильностью и умеренной умственной отсталостью — имбецильностью. И те и другие посещают уроки физической культуры, участвуют в спортивных мероприятиях школы, города.
Серьезной причиной неучастия большой группы детей с нарушениями интеллекта в различных физкультурных праздниках яв-яется нарушение моторики и физического развития.
•Занятия физической культурой входят в программы всех учебных специальных (коррекционных) школ VIII вида для детей с проблемами в развитии. Занятия физической культурой в настоящее время используются как средство развития психомоторики и
сорных процессов, реабилитации и оздоровления, адаптации и терапии.
Раж аК01^„К0мплексный подход к использованию физических упр.определен необходимостью всесторонней помощи инвалидам, лицам, имеющим отклонения в психофизическом развитии
Умственная отсталость различается по этиологии, патогенным, I психическим и клиническим проявлениям, времени поражен3^' течению заболевания. Обшей во всех случаях является тотальным нервно-психического недоразвития из-за необратимого пор-i- Ть ния LIHC (Г.Е.Сухарева, М.С. Певзнер, В. В.Лебединский). физическое и психическое развитие протекает как на дефектной так и на приобретенной основе. В результате недоразвитыми оказываются и соматические функции (возникают пороки серди * нарушения в деятельности эндокринной, мочеполовой систем' кишечного тракта). Интеллектуальная недостаточность может быть основанием для определения инвалидности (М. Г. Блюмина Е. М.Мастюкова, Л.М.Шипицына).
Дети с нарушением интеллекта любой клинической градации в силу особенностей психофизического развития имеют различные нарушения моторики и физического развития. Несформированность более простых движений у детей-олигофренов обусловлена поражением корковых функций; сложные нарушения моторики определены поражением двигательного анализатора и других систем, в том числе речедвигательных (Е. Н. Правдина-Винарская, 1957).
По данным В. М. Мозгового (2001), при обследовании физического развития и моторики (820 учащихся специальной — кор-рекционной — школы VIII вида) было обнаружено: нарушение осанки (сколиозы, лордозы, кифозы, плоскостопие) — младшие школьники — 20 — 22%, в среднем возрасте показатель уменьшался до 14— 18%, а в старшем вновь резко увеличивался и достигал 23 — 26 %. Видимо, занятия ЛФК (лечебная физическая культура) сыграли положительную роль в исправлении выявленных нарушений как в младшем, так и в среднем школьном возрасте; в старшем подобные занятия не проводятся, увеличивается нагрузка на уроках трудового обучения и других учебных предметах, что приводит к стойкому нарушению осанки и физического развития.
Более всего функциональных отклонений в состоянии здоровья детей наблюдалось в органах:
- мочеполовой системы — 28 %;
-дыхательной системы — 18% (тонзиллиты, риниты, астматическое состояние);
- эндокринной системы — 14%;
- сердечно-сосудистой системы — 7 %;
- желудочно-кишечного тракта — 9 %. „ Следовательно, физическая культура в таком случае Д°л
рассматриваться как лечебный модуль. ^
Анализ медицинской и учебно-педагогической документа показал, что у многих детей с нарушением интеллекта всех во стов имеются разнообразные сопутствующие дефекты разви
усугубляют вторичный дефект — стойкое нарушение поземельной деятельности. Наблюлается.
зНаВЗ пушение речевой функции (в младших классах — 22 % об-
мых в старших — 14 %). В основном это речевые расстрой-
(Ьорме алалии, дислалии, общего недоразвития речи (ОНР);
СТВЗ "нарушение слуха (2 — 3% детей). Это нарушение не имеет
,г,а связи с возрастом, полом учащегося и тотальными нару-
ПрЯМОИ
106 нарушение зрения (14— 18 % обследуемых детей; имеется тения к увеличению этого показателя в среднем и особенно в
старшем возрасте).
Вот почему в качестве коррекцино-компенсаторного модуля можно использовать физическую реабилитацию, которая будет способствовать восстановлению здоровья и функционального состояния детей и подростков.
По результатам анализа сопутствующих дефектов развития и соматического здоровья, двигательной подготовленности детей с нарушениями интеллекта распределяют на физкультурные группы; по медицинской классификации их три: основная, подготовительная и специальная.
Уровень физического и моторного развития определяется морфологическими показателями организма подростка. Такими показателями являются: вес тела (кг), рост (см), окружность грудной клетки в покое и на выдохе (см), отношение силы кистей рук к массе тела (кг), становая сила (кг), пропорциональность телосложения. Уровень физического и моторного развития можно определить, используя традиционные методики (массово-ро-стовый индекс Кстле, ростово-весовой — Брока, грудно-росто-вый — Эрисмана и др.). В результате обследования учащихся кор-рекционной школы выделено 6 групп по уровню физического развития и моторики. Антропометрические данные дополняются результатами выполнения моторных тестов: прыжка в длину с места толчком двух ног (см); бега 30 м (с) (ученики 1 —4-х классов), 60 м (с) (ученики 5— 10-х классов); метания мячей на дальность (см); метания мячей в цель (количество попаданий); отжимания в положении упора (количество). Полученные данные с
етом границ сигмальных отклонений роста от средней ариф-ической позволяют разделить детей коррекционной школы
группы по физическому развитию, которое подразделяется на высокое,хорошее, выше среднего, среднее, ниже среднего,
к пеРВои группе относят детей, которые имеют физическое учат™6 И лвигательные способности выше средних показателей п0Ка,ИХся коРРекционных школ и находятся на уровне хороших 12 8 о/ телей учеников массовых школ. Таких учащихся оказалось из общего числа детей с нарушением интеллекта.
Во вторую группу включаются дети-олигофрены, которые и
ют физическое развитие и двигательные способности выше en l
них показателей учащихся специальных (коррекционных) ni *
VIII вида и находятся на уровне средних показателей учение
массовой школы. Этих учащихся оказалось 19,4 %. °в
Третью группу составляют дети с нарушением интеллекта М которых при тех же показателях роста, что и по второй групп У были высокие показатели веса и окружности грудной клетки ил одно из этих показателей достаточно высокое (негармоничности а показатели выполнения упражнений находятся на уровне спел' них показателей учащихся массовой школы. Таких детей по всем возрастам и полу оказалось 16,2 %.
К четвертой группе (физическое развитие среднее) относят учащихся, у которых при тех же показателях роста были значительно малыми вес и окружность грудной клетки. Показатели выполнения прыжка в длину с места толчком двух ног равнялись средним и ниже средних результатов нормальных школьников. Таких учеников было 29 % от общего числа.
Пятая группа — учащиеся, у которых показатели физического развития были ниже средних, а результаты выполнения упражнений не могли равняться результатам учащихся массовой школы. Дети с нарушениями интеллекта могли спокойно выполнить прыжок в длину с места и не выполнить с разбега, бросить мяч в кольцо и не выполнить метание в цель. Таких учеников было 17,6%.
Шестую группу составляют дети с плохим физическим развитием. У этих детей были разные показатели роста, низкие результаты силы кистей рук, становой силы. У них было много сопутствующих соматических заболеваний. Их результаты в прыжке в длину толчком двух ног носили чисто индивидуальный характер и не соответствовали никаким нормативам. Таких учеников было 12%.
Избранный подход к оценке физического развития и двигательной подготовленности учащихся коррекционной школы дает право утверждать, что в качестве очередного учебно-воспитательного модуля должны быть занятия физической культурой, направленные на общефизическую подготовку детей (ОФП).
Это в равной степени важно и для трудовой подготовки У4 щихся коррекционной школы.
У детей с легкой степенью умственной отсталости поведеНЧже ские, эмоциональные и социальные нарушения проявляются та при выполнении упражнений различной координационной ел ности. Даже в семнадцать лет качественные показатели выпо.■ ния упражнений у них намного хуже, чем у нормальных шк ников этого же возраста. Причин несколько. Одна из них наиболее важная — у детей-олигофренов хуже развита кинестетическая
ность. Выполняя достаточно успешно прыжок в длину с ствите- рие подростки не выполняли прыжок в длину с разбе-места' ,е попытки при выполнении прыжка согнув ноги через га; Уд чередовались с неудачными при выполнении этого прыж-«к°н ' «козла». Успешно передавая друг другу мяч в игре «Сал-ка Ч «ии не могли точно передать мяч во время игры в баскетбол.
1/1!», ОНИ Г1
V циеся совершали ненужные движения, не могли правильно поеделить усилия при выполнении опорных прыжков, в мета-
" Картина двигательных проявлений у детей —дебилов и имбецилов полиморфна. У олигофренов в степени дебильности двигательные акты не согласуются с инструкциями, на первое место выступает пространственная и временная дифференцировка движений. Следовательно, страдает корковая организация движений, тогда как у детей-имбецилов с сохранной моторикой статическая координация нарушена меньше, а динамическая — больше.
И даже при использовании специальных упражнений улучшения координационных способностей наблюдаются крайне редко. Главная причина заключается в том, что у данной категории детей разная степень зрелости и функционирования церебральных
уровней.
В специальной (коррекционной) школе VIII вида используется корригирующая гимнастика (КФГ). При построении занятий с использованием корригирующей гимнастики необходимо определить пораженную структуру, а затем, используя сохранную, воздействовать на утраченную.
Важную роль для коррекции психомоторики и физического развития в коррекционной школе играют уроки физической культуры, занятия ритмикой.
Любая форма проведения занятий может способствовать оптимизации деятельности занимающихся. И если учитель постоянно Пользуется одними и теми же стандартными приемами, он задерживает развитие детей. В процессе ведения уроков опытный учитель импровизирует, выбирает такие педагогические приемы, которые являются наиболее эффективными.
Шщими показателями эффективности урока как в общей, так специальной (коррекционной) школе VIII вида являются: ли ^инамика работоспособности учащихся. Внешние показате-кож* Т°СПОСобности: частота Дыхания, потоотделение, окраска Дают' Частота сеРДечных сокращений (ЧСС). Эти показатели странно °ДНИМ ^Достатком — большой неточностью. ЧСС отражает в б(уг,ч Ном Рцботу системы кровообращения и меньше уровень ра-u ^способности;
Частя!и равильн°сть распределения материала (упражнений) по Ных и Урока и целесообразность использования подготовитель-ПоДводящих упражнений.
Урок физической культуры
В общеобразовательной школе урок физической культуры I стоит из трех частей — подготовительной, основной и закл^С°" тельной, в коррекционной — из четырех частей: вводной, по " I товительной, основной и заключительной.
Во вводной части урока учащихся необходимо полг товить к занятию, построить, дать установку на изучение матепи ала, проверить внешний вид, произвести расчет, а затем выпот" нить несколько упражнений в построениях и перестроениях, плав но начать подготовительную часть. Вводная часть может длиться й младших классах от 3 до 5 минут, в старших классах — до 7 минут Это вызвано тем, что в старших классах увеличивается объем теоретических сведений.
Подготовительная часть у р о к а выполняет функцию подготовки организма учащихся к предстоящей двигательной нагрузке. Средствами подготовки должны стать различные физические упражнения общеразвивающего характера — ходьба, бег, прыжки.
Используются в основном подводящие физические упражнения — как средство формирования и закрепления определенного двигательного навыка.
Из предложенных упражнений выбираются три-четыре упражнения, направленные на формирование двигательных качеств. Допустим, тема урока в 7-м классе «Бег с низкого старта на 60 м». Учителю необходимо подобрать упражнения, направленные на развитие скорости.
В подготовительную часть урока включаются упражнения, направленные на коррекцию основного и сопутствующих дефектов. В результате в подготовительной части урока будет 8—12 упражнений различного характера, а сама подготовительная часть может длиться 7 — 8 минут, но не более 14—16минут.
В третьей, основной части урока решаются общеобразовательные задачи: изучение нового материала, совершен-ствование ранее изученного, развитие двигательных качеств. Средствами для разрешения этих задач являются упражнени основной гимнастики, легкоатлетические, ритмические упраж нения, игры.
Основная часть урока длится 20 — 30 минут. Упражнения, I
правленные на развитие двигательных качеств, целесообразно
полнять в определенном порядке: сначала — на развитие ло _
сти, затем — быстроты, далее — выносливости и силы, пото
других качеств. поД.
В заключительной части урока организм дсте готавливается к последующей нагрузке на других уроках, п дится итог урока, оцениваются умения и навыки учашихс
На заключительную часть отводится 5 — 7 минут. Средствами I для разрешения задач развития являются строевые, общеразвива, ющие и коррекционные упражнения, игры на внимание, упра*[ нения на расслабление.
Структуру урока можно изменить. Это зависит от изучаемого материала и состава учащихся конкретного класса. В реализации задач урока очень важен индивидуальный подход.
В условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида при организации уроков физической культуры используется годовое и поурочное планирование.
Годовое планирование, цель которого заключается в том, чтобы распределить материал программы по учебным четвертям, учитывая материальную базу, климатические условия и состав учащихся в классах. Примерное распределение учебного материала по разделам программы и возрасту учащихся имеется в программе. На основе этого распределения можно составить годовой план-график изучения всех разделов программы.
Изучение каждого вида упражнений проводится в продол- 1 жение серии уроков (3 — 4 и больше), так как дети с нарушением интеллекта очень быстро забывают разучиваемые упражнения. В 9— 10-х классах на занятия физической культурой отводится 3 часа в неделю, следовательно, сетка часов в этих классах увеличивается на 34 часа и составляет в год 102 часа.
Кроме плана-графика распределения учебного материала по четвертям учитель составляет поурочные планы на каждую четверть (см. табл. 8, с. 161 —163).
Задачи урока.
1. Закрепить навыки построения в шеренгу и колонну по одному с перестроением в две шеренги.
2. Овладеть навыками бега в различном темпе.
3. Изучить простейшие способы прыжков через короткую скакалку.
4. Разучить игру «Мяч соседу».
Словарь: ходьба, шеренга, колонна, скакалка, мяч, сосед,
прыжок.
Место занятий: спортивный зал.