Принципы и закономерности обучения
Система дидактических принципов.
Основополагающие требования к практической организации учебного процесса педагогике принято называть дидактическими принципами. К наиболее важным дидактическим принципам относятся:
Обучение должно:
1) Быть научным и иметь мировоззренческую направленность;
2) характеризоваться проблемностью;
3) наглядным, активным и сознательным;
4) быть доступным, но на достаточном уровне сложности;
5) быть систематическим и последовательным;
6) в процессе обучения в органическом единстве необходимо осуществлять образование, развитие, воспитание учащихся.
Задачи и проблемы дидактики
Задачи дидактики
1. Научное описание и объяснение процесса обучения и условий его реализации.
2. Усовершенствование процесса обучения и создание новых технологий обучения.
3. Дидактика отвечает на План семинара. Чему учить, как, где, в каких формах, и стоит ли вообще это делать?
Основные проблемы дидактики
Как теория обучения и образования дидактика разрабатывает следующие проблемы:
- она определяет педагогические основы содержания образования,
- исследует сущность, закономерности и принципы обучения, а также пути повышения его развивающе-воспитательного влияния на учащихся,
- изучает закономерности учебно-познавательной деятельности учащихся и пути ее активизации в процессе обучения,
- Разрабатывает систему общепедагогических методов обучения иусловия их наиболее эффективного применения,
- определяет и совершенствует организационные формы учебной работы в образовательно-воспитательных учреждениях.
Функции дидактики
Дидактика как наука изучает закономерности, действующие в сфере ее предмета, анализирует зависимости, обуславливающие ход и результаты процесса обучение, определяет методы, организационные средства, обеспечивающие осуществление запланированных целей и задач. Благодаря этому она выполняет две главные функции:
•теоретическую (главным образом, диагностическую и прогностическую),
•практическую (нормативную, инструментальную).
Закономерности обучения
Педагогический закон– это категория, обозначающая объективные, существенные необходимые общие и устойчиво повторяющиеся связи между явлениями образования, компонентами педагогической системы, отражающие механизмы ее самоорганизации, развития и функционирования.
В дидактике чаще используется понятие закономерность – результат совокупного действия множества законов. Изучение закономерностей – поиск общих тенденций развития и функционирования педагогических (дидактических) систем.
Системой называется упорядоченное определенным образом множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство.
Систему отличает такое качество как целостность. Целостность определяется в философии как скоординированность всех элементов системы, ее завершенность, результативность, как совершенство всех ее компонентов и системы в целом, как качественная ее определенность, взаимообусловленность всех свойств, взаимосвязанность, особый тип взаимодействия.
Рассматривая строение педагогического процесса, В.С. Ильин доказал, что целостный процесс должен иметь следующую структуру: анализ исходного состояния процесса - выбор и формулирование цели - отбор и применение педагогических средств - учет внутренних и внешних условий - анализ процесса и его результатов.
Закономерности обучения – существенные и необходимые связи между его условиями и результатом, обусловленные ими принципы определяют стратегию решения целей обучения (эта стратегия определяетсятерминомподход)
Подход в педагогике– совокупность принципов, определяющих стратегию обучения или воспитания
Принцип(Principium (лат.) - основа, первоначало). Это исходное положение, идея, основное требование, вытекающее из закономерностей. Принципы целостного педагогического процесса - это система исходных требований и правил, выполнение которых обеспечивает достижение основных целей обучения.
Принцип - это предписание, как действовать для достижения поставленных целей. Он включает знание о закономерностях и противоречиях педагогического процесса, требования и правила их выполнения и условия реализации принципа. Поэтому и описание принципа должно соответствующим образом быть структурировано: закономерности - противоречия - требования - правила - условия.
Требование - это условие, выполнение которого обеспечивает реализацию принципа.
Выделяются следующие закономерности обучения:
Диалектические:
1. Закон единства и борьбы противоположностей(несоответствие старого и нового)
2. Закон перехода количественных накоплений в качественные изменения (целенаправленное, последовательное решение учебных задач не сразу обнаруживает результативность а по прошествии времени – меняются убеждения, умения и навыки)
3. Категории общего, особенного и единичного – требуется определение общечеловеческого, национального и индивидуального в отборе содержания образования
4. Категория меры– принцип оптимальности при отборе содержания, методов, форм и способов педагогического воздействия
5. Единство содержания и формы – адекватность содержания образования видам и формам учебной деятельности соотв. Методам его тех оснащению
6. Категория необходимости – учебный процесс строится в соответствии с особенностями индивидуального и возрастного развития
7. Категория случайности – вариативность ответных реакций обучаемых, не всегда ожидаемых со стороны педагога