Причины, определяющие выбор методов воспитания

1. Цели и задачи воспитания.

2. Содержание и закономерности воспитания.

3. Возрастные особенности воспитанников.

4. Уровень сформированности коллектива.

5. Индивидуальные и личностные особенности воспитанников.

6. Воспитательная задача и условия воспитания – материальные, психофизиологические, санитарно-гигиенические.

7. Средства воспитания – наглядность, произведения музыкального и изобразительного искусства.

8. Уровень педагогической квалификации.

9. Время воспитания.

10.Ожидаемые последствия.

В педагогике на сегодняшний день существует несколько классификаций методов воспитания.

Классификация методов –это выстроенная по определенному признаку система методов. "Военная педагогика" в качестве методов воспитания выделяет – убеждение, упражнение, пример, поощрение, принуждение.

Ученый Н. С. Кравчун вышеназванную классификацию дополняет такими методами, как соревнование, критика и самокритика.

Классификация Т. А. Ильина, И. Т. Огородникова включает в себя методы убеждения, организации деятельности, стимулирования поведения. В классификации И. С. Марьенко названы такие группы: объяснительно- репродуктивные, проблемно-ситуативные, методы приучения и упражнения, стимулирования, торможения, руководства, самовоспитания.

По результатам методы воздействия можно разделить на 2 группы:

1) влияния, формирующие нравственные установки, мотивы, отношения, представления, понятия, идеи;

2) влияния, создающие привычки, определяющие тот или иной тип поведения.

Г. И. Щукина, Киряшов Н. И. выделяют 4 группы методов.

1. Методы формирования сознания личности это: убеждение, рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример.

2. Методы организации деятельности и формирование общественного поведения: упражнение, приучение, педагогическое требование, общественное мнение, поручение, воспитывающие ситуации.

3. Методы стимулирования поведения и деятельности: соревнование, поощрение, наказание.

4. Методы самовоспитания.

Воспитание представляет собой сложный, многогранный, диалектически развивающийся процесс, поэтому для классификации методов воспитания можно взять функции этого процесса: формирующе-развивающую, мобилизирующую, профилактическую, перевоспитания и побуждающую к самовоспитанию. Совершенствование методов воспитания идет по таким направлениям: оптимизация самой системы методов воспитания, более эффективное сочетание различных методов воспитания, обогащение методов воспитания новыми приемами и средствами, выбор и эффективное использование методов воспитания.

Совершенствование методов воспитания главным образом идет по следующим направлениям: оптимизация самой системы методов воспитания; более эффективное сочетание различных методов воспитания; обогащение методов воспитания новыми приемами и средствами; выбор и эффективное использование методов воспитания.

В данной лекции хотелось бы выделить и охарактеризовать основные методы воспитания, с помощью которых реализуются все функции воспитания.

Командир (руководитель), применяя тот или иной метод, должен знать его преимущественную роль в формировании определенных качеств личности. Так, метод убеждения оказывает влияние на формирование всей личности воспитуемого, но его главное назначение состоит в развитии твердых убеждений, научных взглядов, лежащих в основе сознательного выполнения служебных обязанностей. Метод упражнения преимущественно способствует выработке разнообразных полезных привычек поведения, развитию и совершенствованию волевых качеств, психологической устойчивости и т. д. Метод примера оказывает воздействие на поведение сотрудников, на формирование их морального облика. Метод поощрения, объединяя приемы и средства морального и материального стимулирования, воспитывает у подчиненных положительное отношение к службе, развивает у них усердие при выполнении служебных задач. Метод принуждения призван бороться с отрицательными действиями и поступками.

Одним из основных методов воспитания является метод убеждения, так как ему принадлежит определяющая роль в формировании важнейших качеств личности — мировоззрения, сознательности и убежденности.

Метод убеждения в воспитании – путь воздействия на знание обучающегося для разъяснения фактов и явлений общественной и личной жизни, формирования взглядов. Метод убеждения является ведущим в воспитательной работе. Слово может убеждать людей, а может посеять недоверие, конфликт и обиду. Нельзя безответственно бросаться словами, нельзя повторять часто общие фразы.

Убеждение не ограничивается информацией и разъяснением. Часто недостаточно разъяснить суть явления, понятия, требования. Необходимо доказать их правильность, логически обосновать. Это лучше всего достигается в условиях дискуссии, диалога.

Диалог – основной путь обмена мыслями, универсальная форма информационного взаимодействия педагога с воспитуемыми.

Большей силой убедительности, доказательностью обладают факты, цифры. При оперировании фактами хороший результат дают такие приемы убеждения, как сравнение, сопоставление, противопоставление, аналогия, анализ, синтез, обобщение.

Убеждение словом органически сочетается с убеждением делом, практикой. Убеждение делом предполагает такую организацию воспитания, при которой люди приходят к правильным выводам на основе повседневного личного опыта, опыта работы всего коллектива.

Убеждение опытом, делом включает:

а) убеждение в процессе практической деятельности сотрудников и накопления ими личного опыта, доказывающего истинность усвоенных знаний и норм поведения;

б) убеждение личным опытом руководителей;

в) убеждение сотрудников на опыте товарищей, коллектива.

В процессе убеждения опытом, практической деятельностью происходит слияние личного опыта с опытом других, воспринятые идеи проверяются практикой, являющейся критерием истины.

В качестве конкретных рекомендаций по применению метода убеждения на практике выделены следующие:

Ø систематичность использования;

Ø использование разнообразных форм убеждения. В слове педагога воспитанник должен чувствовать его искреннюю уверенность, страсть, эрудицию и культуру;

Ø информация, преподносящаяся с помощью внушения, рассказа, диалога должна быть научной, связанной с практикой, убедительной, доступной и яркой по форме изложения;

Ø воздействовать не только на ум воспитуемых, но и на их чувства;

Ø учить отстаивать, доказывать истину, справедливость, миролюбие, человеколюбие;

Ø не следует злоупотреблять длинными выступлениями; строить их с учетом возраста своих воспитанников;

Ø глубокая личная убежденность самого воспитателя в справедливости, истинности того, чему убеждает подчиненных;

Ø безупречная логика обоснования убеждаемых положений и принципов, научность аргументов;

Ø соблюдение педагогического такта, умение выслушать подчиненного, исключение высокомерия, назидательного тона, грубости, насмешек и упреков;

Ø единство слова и дела, четкая организация повседневной жизни и деятельности личного состава, авторитет руководителя среди личного состава;

Ø сочетать метод убеждения с другими методами.

Метод примера – это метод воздействия на созерцание, чувства и поведение воспитанников впечатляющим образом, способным оказать помощь в достижении педагогических целей. "Долог путь наставлений, – говорил римский философ Сенека, – короток путь примера". В практической работе используются разнообразные средства: книги и кинофильмы, картины и факты из жизни. Большое значение имеет личный пример педагога. Чем младше человек, тем меньше у него жизненного опыта, который необходим для того, чтобы самостоятельно определить линию своего поведения. Поэтому он подражает тому, что видит в общественной и личной жизни старших людей. Путем подражания у молодого человека формируются социально-нравственные цели личного поведения, а также утверждаются те или иные способы деятельности. Подражание сопровождается более или менее самостоятельными суждениями. Вот почему подражание не есть только слепое копирование: оно формирует и действия нового типа, как совпадающие в общих чертах с примером, так и оригинальные действия. Подражание не простой одномоментный, а сложный многофазный процесс.

На первом этапе в результате прослеживания конкретного действия (поступков) возникает желание поступать так же. Субъективно складывается образ этих действий, "пример для подражания". Здесь появляется захватывающий его воображение пример и выявляются мотивы, дающие первый толчок для подражания. Но наличие примера не означает, что он будет повторен в действии.

Второй этап – этап образования этих связей, этап выработки исполнительных и волевых действий. Человек путем проб и ошибок в реальной ситуации подравнивает свои мысли, чувства и действия к имеющемуся образцу.

Наконец, на следующем этапе имеет место синтез и закрепление подражательных или подражательно-самостоятельных действий, на которые активно влияют жизненные ситуации и противоречия.

По типу воздействия на сознание человека примеры можно разделить на две большие группы: 1) примеры непосредственного воздействия и 2) примеры опосредованного воздействия. К первому типу относятся личный пример начальников, руководителей; пример товарищей, сослуживцев; положительный пример людей, с которыми человек находятся в постоянном контакте.

Особое место принадлежит личному примеру руководителя. Он имеет многоплановое значение. Это и решающее условие воспитания, и основа его служебного и нравственного авторитета, и образец для подражания, и средство вдохновения. Личный пример в значительной степени усиливает или ослабляет действие всех других методов воспитания.

Большое место принадлежит примерам опосредованного воздействия. К ним относятся: примеры жизни и деятельности исторических личностей; выдающиеся примеры индивидуального и массового героизма, подвиги при несении службы.

В ходе применения метода примера в воспитании важно учитывать следующие основные условия его действенности:

Ø обеспечение высокой личной примерности (командира) руководителя в выполнении служебных задач, своих функциональных обязанностей, соблюдение нравственных норм;

Ø знание особенностей воспитуемых;

Ø общественная ценность примера;

Ø реальность достижения образца;

Ø создание обстановки, способствующей достижению образца;

Ø яркость, эмоциональность, заразительность примера и др.

Метод упражнения – это такая организация жизни и деятельности личности, когда она преодолевает реальные трудности, совершая волевые высоконравственные поступки, делая такое поведение для себя стереотипным, т. е. привычным. Этот метод способствует формированию единства сознания и поведения и эффективен только в сочетании с методом убеждения. Метод упражнения реализуется через поручения. Наиболее ценно то поручение, которое дается коллективами и за выполнение которого надо отчитываться перед товарищами. При этом необходимо помочь каждому воспитуемому найти дело по душе, правильно распределить обязанности с учетом интересов каждого. Наиболее ценны те поручения, которые даются коллективами и за выполнение которого надо отчитываться перед товарищами. Сущность упражнения состоит в многократном выполнении действий, доведении их до автоматизма.

Использование метода упражнения в воспитании обеспечивает:

Ø воспитание целеустремленности;

Ø выработку привычек инициативного выполнения своих обязанностей и высоконравственного поведения;

Ø совершенствование и развитие волевых качеств;

Ø развитие творческих способностей, внимания, памяти, мышления и речи;

Ø развитие интеллектуальных и физических качеств.

Перечислим условия эффективности упражнений:

1. Система упражнений.

2. Их содержание.

3. Доступность и посильность.

4. Объем и частота повторений.

5. Контроль.

6. Место и время выполнения упражнений.

7. Мотивация.

Одним из важнейших условий эффективности метода упражнений также является понимание сотрудниками социальной сути, практической значимости своего поведения в целом и его конкретных форм, которые затем превратятся в привычки.

Успех использования метода упражнения в формировании качеств личности зависит также от всестороннего учета возрастных и индивидуальных особенностей подчиненных и требования от них выполнения напряженных, но посильных действий. Чтобы не допустить моральных травм, не надломить человека, необходимо постепенно усложнять упражнения, увеличивать нагрузки.

К числу условий эффективного применения метода упражнения также следовало бы отнести и такие, как организация служебной деятельности, позволяющей формировать и развивать высокие профессиональные качества, объективная оценка как отдельных поступков офицеров, так и поведения в целом, предупреждение условий, вызывающих проявление отрицательных привычек, имеющихся у сотрудников и др.

Поощрение –это выражение положительной оценки действий воспитанников. Действие основано на возбуждении положительных эмоций. Одобрение – простейший вид поощрения. Поощрение бывает и более высокого уровня: благодарность, награждение. Поощрение не должно противопоставлять воспитанника остальным членам коллектива.

Располагая целым арсеналом поощрений, командиру приходится решать ряд проблем:

1) поощрять или воздержаться;

2) за что поощрять;

3) кто является объектом поощрения: отдельная личность или коллектив;

4) каков ритуал поощрения;

5) в каких видах выразить поощрение;

6) какие правила следует соблюдать при поощрении.

Опыт показывает, что для выяснения решения о поощрении необходимо учитывать совокупность факторов: мотивы, усилия, результаты поступка, самооценку военнослужащим поступка.

Умелое применение поощрений позволяет:

1) вызвать у военнослужащего стремление закрепить достигнутый успех;

2) утвердить веру в себя, в свои силы, возможности;

3) формировать чувства чести, достоинства;

4) повысить ответственность за свое поведение, самовоспитание, состояние дел в коллективе;

5) создать в коллективе атмосферу приподнятости и энтузиазма, здорового соперничества;

6) породить положительное отношение коллектива к руководителю – чувство уважения, признательности, доверия.

Поощрение оказывает положительную роль, когда военнослужащий его заслужил, когда затратил на это достаточно большие усилия, проявил старание, инициативу, настойчивость.

Очень важно проявлять осторожность и чувство меры при одобрениях. Не следует хвалить:

Ø за то, что получено от природы (ум, здоровье);

Ø за то, что достигнуто не своими усилиями, своей работой;

Ø больше двух раз за одно и то же достижение;

Ø из-за жалости;

Ø из-за желания понравиться. Тот, кто хвалит, далеко не всегда становится любимым.

Практика свидетельствует, что поощрение оказывает положительную воспитательную роль в том случае, когда военнослужащий сознает, что он его действительно заслужил своими успехами, когда он затратил на это достаточно большие усилия, проявил старание, настойчивость и инициативу. Незаслуженное или легко доставшееся поощрение порождает самоуспокоенность, снижает активность, отрицательно сказывается на воспитательном процессе.

В воспитании личного состава используется и метод принуждения. Это исключительный метод воспитания. Под ним понимается система средств и приемов воздействия на военнослужащих, нарушающих законы и не соблюдающих нормы морали, с целью исправить их поведение и побудить добросовестно выполнять служебный долг. Принуждение — очень сильное средство воздействия, требующее от воспитателя не только твердой принципиальности, бескомпромиссности, но и известного такта, педагогической мудрости. Применение мер принуждения: а) развивает у военнослужащих чувство долга, поднимает их ответственность за свои поступки и действия; б) приучает их к самоконтролю и оценке своего поведения, к торможению, к преодолению соблазнов; в) порождает потребность устранять слабости и недостатки в характере, закалять волю; г) формирует уважительное отношение к порядку; д) способствует сплочению коллектива.

Метод принуждения эффективен при соблюдении следующих условий:

Ø применение метода принуждения лишь после того, как все другие методы и средства воздействия не дали положительного результата;

Ø применение метода принуждения на основе убеждения в соответствии с требованиями принципов воспитания;

Ø справедливость наказания, обстоятельное выяснение причин поступка;

Ø своевременность применения мер принуждения;

Ø исключение со стороны воспитателей поспешности в применении мер принуждения, недопустимость проявления элементов предвзятости, грубости.

Умелое использование метода принуждения в сочетании с другими методами и, прежде всего, с убеждением, способствует успеху воспитательной деятельности руководителя.

Существуют следующие виды наказаний:

1) наложение дополнительных обязанностей;

2) лишение или ограничение определенных прав;

3) выражение морального порицания, осуждения.

Внутри этих форм есть наказания, осуществляемые по логике "естественных последствий", традиционные наказания и наказания – экспромты.

Рассмотрим закономерности при применении наказаний.

1. Сила наказания увеличивается, если оно исходит от коллектива или поддерживается им.

2. Не рекомендуется применять групповые наказания.

3. Наказание действенно, когда оно понятно и справедливо.

4. Употребляя наказание, нельзя оскорблять воспитанника.

Наказания также имеют свои ограничения в применении. Рекомендации здесь следующие:

Ø наказание не должно вредить здоровью – ни физически, ни морально;

Ø не наказывать, если есть сомнение в правомерности;

Ø не наказывать по истечении времени после совершения проступка;

Ø не допускать оскорбления и унижения личности;

Ø наказан – прощен;

Ø за один раз – одно наказание;

Ø нельзя наказывать и ругать в следующих случаях: когда болен; во время работы; после физической или душевной травмы; когда человек искренне старается, но у него что-либо не получается.

Вариантом наказания является метод естественных последствий – немедленная ликвидация последствий поступков, логика которой бывает предельно ясной, а требования выступают вполне справедливыми (насорил – убери, сломал – отремонтируй).

Формы воспитания

Классифицировать их можно по разным основаниям:

1) по числу участвующих в них лиц: индивидуальные, микрогрупповые, групповые и массовые;

2) по задачам: культурные, спортивные;

3) по способам проведения: лекции, беседы, обсуждения, диспуты, дискуссии, собрания:

4) по месту проведения: в быту, при занятиях спортом;

5) по времени проведения: плановые, отчет.

Литература

1.Елисеев А. П. Методы воспитательной работы. – Новогорск, АГЗ, 1997.

2.Азаров Ю. П. Искусство воспитывать. – М.,1985.

3. Харламов. Педагогика. – М.,1997.

4.Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. – М.,1995.

5. Педагогика: Учебное пособие для студ. пед. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина, и др. – М., 2000.

Занятие 9/3. Семинар

Пути повышения эффективности процесса воспитанияУчебные вопросы

Наши рекомендации